Найти в Дзене
Z-Машины

Как «мать и дитя» осматривали погибший «Титаник»

Оглавление
Легендарный лайнер "Титаник" на глубине океана под светом фонарей аппаратов "МИР"
Легендарный лайнер "Титаник" на глубине океана под светом фонарей аппаратов "МИР"

Совместные операции, выполняемые пилотируемым и беспилотным подводными аппаратами, специалисты называют - кооператив «мать и дитя». Здесь пилотируемый глубоководный подводный аппарат выступает в роли «матери», имеющей прямую кабельную связь с беспилотным глубоководным аппаратом. Такой тандем позволяет проводить сложные операции на значительных морских глубинах. Кроме того, кооператив «мать и дитя» открывает возможности полноценного использования уникальных преимуществ, связанных с каждым из аппаратов. Совместная работа под руководством обитаемого подводного аппарата даёт:

  • взаимное дополнение функций,
  • осуществление скоординированных действий,
  • эффективные интеграции задач,
  • оптимизацию ресурсов.

Кооператив «мать и дитя» на обследовании «Титаника»

Специалисты Океанографического института Вудс-Хоул в 1986 году применили пилотируемый глубоководный аппарат «Alvin» для дистанционного управления небольшим подводным дроном «Jason Junior». Благодаря такому сочетанию оборудования, удалось впервые в истории сблизиться с затонувшим лайнером «Титаник», покоящимся на глубине 3800 метров.

Исследователи провели фото- и видеосъёмку, получили полный внешний и внутренний вид затонувшего корабля. Глубоководный дрон «Jason Junior» на тот момент времени оснастили нестандартно оптическим оборудованием (видеокамерами), установленным в корзине, предназначенной фактически для отбора проб грунта. Беспилотный подводный аппарат дистанционно управлялся с борта «Alvin» через оптоволоконный кабель, длиной 60 метров. Так удалось добраться до мест, опасных и практически недоступных.

Российский батискаф "МИР" практически вплотную приблизился к "Титанику"
Российский батискаф "МИР" практически вплотную приблизился к "Титанику"

Технологию «мать-дитя» с одним пилотируемым и одним беспилотным аппаратами значительно усовершенствовали российские специалисты (в плане масштабности и количественной составляющей. Специалистам из России удалось расширить режим совместной работы двойного пилотируемого и двойного беспилотного кооператива «мать и дитя».

Ещё в 2005 году российские инженеры пилотируемого глубоководного аппарата «Мир» совместно с американскими специалистами разработали соответствующую технологию глубоководной прямой трансляции. Технологию успешно применили на двух пилотируемых аппаратах «Мир» для прямой трансляции последствий крушения «Титаника». Тут российские аппараты «Мир» задействовали дроны «Jake» и «Elwood», с целью формирования отдельных картин «Титаника» крупным планом.

Китайская техника «мать и дитя» на освоении морских глубин

В 2014 году китайский пилотируемый подводный аппарат «Jiaolong» скооперировали с дистанционно управляемым дроном «Longzhu» с целью проведения глубоководных испытаний на уровне 2400 метров в северо-западной части Тихого океана. В соответствии с запланированным совместным оперативным процессом, была проведена интерактивная съёмка. Так китайские подводники впервые получили качественные изображения на глубине.

Процесс в дальнейшем способствовал разработке новой операционной модели кооператива «мать и дитя», где различные типы подводных аппаратов Китая дополняли преимущества и расширяли фактор взаимодействия. В 2018 году научно-исследовательское судно «Ocean №6» Геологической службы Китая вышло в море, имея на борту беспилотный дрон «Hai Ma» и пилотируемый батискаф «Exploration №1».

Глубоководный машины китайского производства устанавливают флаг на морском дне
Глубоководный машины китайского производства устанавливают флаг на морском дне

Состоявшийся в итоге запуска кооператив сфотографировали и зафиксировали установку национального флага в заранее определённом месте на морском дне на глубине 1410 метров. Здесь Китай впервые продемонстрировал возможности исследований с использованием двух типов глубоководных интеллектуальных аппаратов отечественного производства.

Далее специалисты Китайской академии наук и фирмы «Кабель Zhongtian» продемонстрировали первую совместную эксплуатацию глубоководной горнодобывающей машины «Shenhai Yongshi». Пилотируемая машина использовалась совместно с научно-исследовательским судном «Exploration №2». Так китайские специалисты реализовали непрерывный мониторинг в условиях производства отбора проб и добычи полезных ископаемых в режиме реального времени.

На практике новый пилотируемый китайский батискаф «Fendouzhe» точно определил положение глубоководного посадочного модуля «Canghai Lander». Здесь использовались подводные лазеры в качестве системы связи одного аппарата с другим. Это первый случай в истории, когда трансляция видео транслировалась непосредственно из кабины пилотируемого подводного аппарата на глубине 10 000 метров. Такая техника позволяет решить целый ряд проблем в области морских исследований:

  • съёмка глубоководного видео,
  • обработка данных и передача сигналов,
  • обеспечение мощной технической поддержки,

необходимых в принципе для исследования глубоководной окружающей среды, проведения научных исследований на больших глубинах водных ресурсов.