Найти тему
Записки не краеведа

О древностях Азова

19 июля 1896 года исполнится 200 лет со времени первого присоединения Азова к России. День этот знаменателен для всякого русского человека, как связанный с воспоминанием о том, что здесь, на юге, Россия отвоевала пункт, который стал опорным для наступления её на Кавказ, и что сыны России, под предводительством Великого Царя, Петра I, боролись и побеждали под стенами Азова сильных тогда своим военным устройством турок. Здесь место и радости, и празднеству, и тёплой молитве за потрудившихся и живот свой положивших для славы отечества. Борьба была тяжёлая, но зато последствия её громадны. С завоеванием Азова, Россия сделалась властительницей Азовского моря, чем, естественно, расширила своё могущество.

Нет сомнения, что день 19 июля 1896 года будет отпразднован в Азове, и первенство на этом празднике, по праву, примет войско Донское, так как труд завоевания Азова большей долей ложится на доблестных донских казаков, и сидевших в нём, и умиравших, и побеждавших. Азов – это один из ярких лучей ореола военной славы казачества.

Что же вещественное напомнит нам на празднике о том, к чему прикасались участники добывания Азова? Мы, должно сознаться, в массе недостаточно культурны в этом, почему и не умеем хранить драгоценных памятников старины, а если где такие и хранятся, то помимо нашей воли. Мы не имеем даже подробной и достоверной истории Азова. Странно знать, что антикварный магазин Самнанн в Берлине продаёт, за десятки копеек, план Азова, вид его осады, точное очертание его крепости и окрестностей во время второго его завоевания в 1736 году. У нас такие документы можно видеть разве только в архивах генерального штаба, - что не всякому удобно и доступно. Многим, пожалуй, даже и неизвестно нахождение Азовского архива в Воронеже, в губернском правлении и статистическом комитете, - а сколько интересного мог бы дать этот архив! Не многим также известно о церковных древностях Азова, хранящихся в Павловском соборе и Донецком Предтечевом монастыре, в Богучарском уезде. Об этих древностях, главным образом, я и имею сказать теперь несколько слов.

Из географического словаря А. Щекатова, хранящегося в библиотеке Донской духовной семинарии, мы узнаём, что Донецкий Предтечев мужской монастырь основан сперва в Азовской крепости, при находившейся там издавна церкви Иоанна Предтечи, или, вернее сказать, во имя найденного в Азове образа Святого Иоанна Предтечи. Построен он царём Петром в 1696 году и существовал в Азове до 1711 года, в котором, по Прутскому договору, Азов был временно уступлен туркам обратно и, по указу Царя, монастырь со всей утварью и колоколами перевезён в пустынный юрт Донской, где существовала тогда приписная пустынь Успения Пресвятой Богородицы. Местность эта расположена в 25 верстах от Богучара, Воронежской губернии. Там, между прочим, имеется колокол со следующей надписью:

Колокол лит 7204 года ноября в 1 день, во славу Всемогущего в Троице Святой славимого Бога, повелением Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, вся Великие и Малые и Белые России Самодержца и многих Государств и земель Восточных и Западных и Северных, Отчича и Дедича и Наследника и Обладателя; вылит сей колокол в завоёванной Его Великого Государя городе Азове, который от войск Его Великого Государя взят из-под владения Султана Турецкого Мустафы в 7204 году июля 19, в монастыре Честного Славного Предтечи и Крестителя Иоанна, в честь имени Его Святого, во благополучие же и радость православным Христианом, а на посрамление нечестивым Махометаном.

В соборной церкви города Павловска, кроме прочей церковной утвари, перевезённой из Азова в 1711 году, имеется иконостас, писанный греческой живописью на шёлковой материи, а также почитаемая чудотворной Святая Икона Знамения Пресвятой Богородицы, вырезанная на большой морской жемчужной раковине, с надписью, что она найдена в Азове при раскапывании крепостного вала. Там же хранится серебряный золочёный напрестольный крест, на задней стороне которого имеется такая надпись:

В лето от воплощения Бога Слова тысяча пятьдесят пятого года, я, раб Божий Фёдор Данилов, Бурмистр места Аршанскова, и с женой своею Анной Григорьевой, надев сей Крест серебряный и с каменьями разного цвета двенадцатью, по своей души и жены своей в монастырь Кутенский паненский на вечное поминовение.

Принадлежал ли, однако, этот крест также к числу вывезенных из Азова древностей, - неизвестно.

На Павловской соборной колокольне есть колокол с государственным гербом, надпись на котором сходна с надписью упомянутого монастырского колокола, но в ней обозначен уже ″7205 год декабря 1 день от сотворения мира″, - значит, по современному летоисчислению, он лит в 1697 году. Из этой надписи видно, что колокол лит для Азовской соборной церкви ″Пресвятые Богородицы Честные Её Похвалы″, что веса в нём 115 пудов 20 фунтов. Кроме подписи, по краям вылито расписание и других девяти колоколов, с обозначением их веса. Из малых, упомянутых в надписи, колоколов сохранился только один в 27 пудов 10 фунтов, а прочие перебиты и перелиты.

Очевидец удостоверяет, что многие из вывезенных из Азова церковных предметов сохранились доныне как в Предтечевом монастыре, так и в Павловском соборе, и даже сохранилось редкостное святое Евангелие того времени, совсем не упоминаемое Щекатовым. Евангелие это находится в Павловском соборе и ценно уже потому, что представляет собой дар Царя Петра Азовскому собору; оно серебряное, итальянской художественной работы, весом более пуда.

Желательно было бы проверить и дополнить сведения о церковных древностях Азова, находящихся в Павловске и Донецком монастыре, которые возможно возвратить в Азов к 19 июля 1896 года. Здесь им, без сомнения, подобающее место.

Ф. Максименко
газета «Приазовский край» № 94 от 10 апреля 1894 года.

НавигаторРостовский округ