Найти тему
Не хлебом единым

Святые отцы о супружеском посте

Эта статья для православных супругов, которые хотят следовать советам святых отцов и соблюдать супружеский пост.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Почему советам? Потому что столь интимная область не может быть строго ограничена. Во-первых, супружеская близость - это дело двоих, поэтому должно быть согласие; во-вторых, ее нельзя ничем заменить в отличие от пищи, когда мы скоромное заменяем постным.

В современной ультраправославной среде сложилось представление, что супружеские отношения запрещены во все постные дни. Конечно, если пара по собственному желанию так воздерживается или стремится к этому - замечательно.

Но надо знать, что ни правила Вселенских соборов, ни Номоканон этого не предписывают!

Правила эпохи Вселенских соборов предписывают лишь одно.

13 правило святого Тимофея Александрийского:

«Вопрос 13: совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем необходимо должно воздерживатися в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».

По мере того, как упорядочивалась церковная жизнь, возникло вполне понятное правило блюсти Великий Пост и в плане супружеского общения.

«Миряном от жен воздерживатися весь святой Великий пост. Аще ли падется с женою своею во святыи пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост безчествова: бельцем же от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост» (Номоканон Постника, 40 гл.).

То есть предписывается воздержание от близости как мирянам так и женатым священникам только на Великий Пост под страхом лишения причастия на Пасху.
Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Однако, святитель Нифонт Новгородский в очень интересном древнерусском произведении 12 века "Вопрошание Кириково" ещё менее строг и говорит о том, что точно воздерживаться нужно под воскресенье и всю Светлую седмицу, потому что она считается как один день Пасхи.

Вот, кстати, это понимание святости пасхальной седмицы у нас ушло! А святые отцы ее именно и советовали блюсти особо.

То есть, если у человека была близость с женой в Великий Пост, он может причащаться на Пасху. Святитель Нифонт поясняет так:" В своей жене греха нет".

Относительно остальных постов практика очень разнится. В древних текстах о них вообще речи нет. Номоканон 16-17 в. библиотеки Уварова говорит следующее:

«Заповеди иереям, дьяконам и клирикам. Если кто по неудержанию в Великий пост не воздержится от жены, то… Федорову неделю, Крестопоклонную, Вербную и Страстную, а в остальные будут вместе. А в Петров пост и в Рождественский не возбраняется с женами быть, кроме понедельника, среды, пятницы, субботы, воскресенья и памяти святых. А в Успенский пост пребывайте в чистоте, как и в Великий пост».

То есть, Успенский пост воздерживаться, а в Рождественский и Петров можно быть вместе, кроме строгих дней.

Ну и в завершении. Нужно помнить, что супружеские отношения, освященным Венчанием благословенны, они никогда и не в коем случае не являются скверной ( если, конечно, речь не идёт о противоестественном использовании своих органов).

Супруги по взаимному согласию постятся друг от друга только и ради Христа! Чтобы в этот период все мысли, чувства и силы посвятить Тому, Кто этот брак освящает и хранит!

Благодарю за внимание! Прошу вас оценить статью и подписаться на канал