Далее будет череда тезисов с мастер-класса по покрытиям, может, кому-то пригодится, лично я процентов 40% не знал.
Сначала, конечно, шок и трепет. Всю дорогу я полагал, что масла и ЛКМ принципиально несовместимы, как капитализм и социализм, и все попытки их помирить к хорошему не приводят.
Спец из "Премьер-Лака" Дмитрий Тарасов говорит, что на масло неплохо ложатся водные лаки и масляные краски. Полиуретаны и акрилы тоже лягут, если на поверхность был нанесен один тонкий слой грунтовочного масла.
Всегда начинаем с грунтовочного масла, это альфа и омега. Оно дает хорошую адгезию, худо-бедно защищает от УФ (если колерованное) и дешевле, чем основные масла.
Банку с маслом всегда нужно размешивать палочкой, а не просто встряхивать. Масло само по себе вязкое, и "тугоплавкие" компоненты не распределяются по объему. Для "уличных" масел совсем это критично, потому что защиту от УФ обеспечивают именно пигменты. Про ЛКМ я эту штуку знал, но на масла почему-то не распространял.
Зерно для шлифования:
Под масло - 120 грит вполне достаточно.
Под ЛКМ - 180 грит.
Межслойная шлифовка (после грунта, между слоями масла и пр.) - 240 - 320 грит.
Расход
Мокрое нанесение кистью - примерно 80 г/кв.м.
Способы нанесения
Можно кисточкой (любой материал) или валиком. Поролоном не надо, он растворяется.
Если наносить распылением, а Борма это позволяет без разбавления (дюза от 1,5 мм), то экономить не надо, бахнуть с шагренью, она потом разойдется.
Нанесение
Масло можно оставлять на поверхности, не втирая, чтобы поблескивало. Время высыхания, до нанесения следующего слоя около 4 часов, но чем больше - тем лучше. Надо учитывать, что для полимеризации нужна циркуляция воздуха.
Следствие - чем меньше воздуха в банке на хранении, тем дольше масло проживет. Можно вообще перелить в пластиковую бутылку и выдавить воздух. Хранить потом, конечно, в темном месте.
Грунт проваливается в дерево на 80-100%, поэтому финишных слоев должно быть минимум 2 (но если на ненагруженной поверхности, где никто не видит, то можно и 1 слой грунта).
Финишный слой нельзя наносить врастир, лучше кистью, чтобы на поверхности была пленка (см. выше)
Борма, как говорит специалист, неплохо ложится на покрытия конкурентов, а вот наоборот редко.
Контакт с пищей
Те масла, которые имеют сертификаты на контакт с пищевыми продуктами, безопасны. Но лучше наносить их тонким слоем. Это грунтовочные масла, масла для столешниц и для кухонных принадлежностей. Тунговое масло тоже безопасно, если у вас нет на него аллергии.
Различие между маслами
Паркетные масла имеют разную степень блеска
У масел для столешниц блесков 2, зато они держат нагрев.
Масла для мебели тоже не могут похвастаться блесками, зато у них выше тиксотропность, т.е. они хуже стекают по вертикальным поверхностям.
Морилка
Морилка в масле может всплывать, т.е. хлопья поднимутся с дерева и окажутся на поверхности масляной пленки. Чтобы утопить морилку нужно нанести еще пару слоев масла.
Воски
Воск - это финиш финишей, его можно бахнуть на масло или ЛКМ. Но после него вообще ничего не нанести, но это декоративное покрытие, не стойкое. Зато дает защиту от УФ, позволяет дереву дышать и ароматизирует. Запах чудных, положительно действует на всяких нервных людей (медицинский факт).
Наносится врастир, банки хватает на 30-40 квадратов.
По идее, нужно нанести, оставить на 5 минут, чтобы воск зацепился, а потом растереть или нагреть феном, для полимеризации. Можно подгреть как банку, так и материал, но не сильно.
Воск можно немного укрепить, зафиксировать его спецмаслом 70/30, которое даст тонкий защитный слой. А уже на этот слой можно налить еще масел, хотя не берусь комментировать, зачем.
Практические советы:
Если вы работаете с чудными составами Holz Antix 2008 и 2010, которые действуют на дубильные вещества (танины) и визуально старят дерево (на дубе работают огонь, на других породах не всегда), то покрывайте эту химию только маслами или ПУ, т.к. вода растворяет танины, и на поверхности могут появиться пятна.
Чтобы выровнять цвет на торцах и пласти, нанесите сначала один слой прозрачного масла на торцы.
Если на поверхности появляются белые пятна, вероятно, вы недосушили промежуточные слои.