Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
В рамках прохождения в моём городе фестиваля удалось оценить 5 короткометражных хитов, под общим названием «Бунтующая юность». Вышло превосходно, одни истории задевают за «живое», другие выпячивают пороки, третьи показывают действительность. «Бунтующая юность» выстреливает 4 короткими метрами под стать названию, чтобы финальной пятой историей удивить и заставить поразмыслить над увиденным.
1. Над городом (2021). Режиссёр Малика Мухамеджан.
Жанр: короткометражка, мелодрама
История повествует о новой ученице Айдане в Казахстане. Застенчивая и тихая девочка выделяется своим спокойным поведением. Так всегда бывает, когда оказываешься в окружении незнакомых сверстников. Что-то скрывается в её натуре, но, в первую очередь, бросается в глаза неестественность взрослых: учитель в классе слишком наиграно представляет Айдану, делает замечания мальчикам. В этом чувствовалась театральщина, но спустя несколько мгновений зрителя окунают в поток эмоций и страхов главной героини.
За 30 минут хронометража режиссёр умудрилась показать, какого живётся девочке с иными взглядами в сильно консервативной казахской семье. Как культура и традиции сталкиваются с современным и более открытым признанием. Дружба с самой популярной одноклассницей, конечно, выглядит ненатуральной и быстрой, но эта связь позволяет оценить реакцию и сверстников, и родных. Никто ничего не понимает, а мы на самом деле оказывается в лабиринте чувств одинокого человека. Кадры гор Казахстана, природа, ручьи – всё это вызывает поток чувств, чтобы показать неизведанные эмоции и влечение. Финал короткого метра довольно драматический, но он красивый и по-своему жестокий.
2. «Мавка» (2021). Режиссёр Анастасия Ледкова.
Жанр: короткометражка, драма, мелодрама
На втором просмотре величественно в игру вошёл саспенс. Вот уж удивительно и мрачно. История об отце и сыне, в семье которых произошло горе. Но зритель остаётся в неведении, так как под предлогом смены обстановки у мальчика возникают «вьетнамские флэшбеки». Гибель родного человека оставляет след, а родные края не могут просто так отпустить героев. Появление загадочной девушки Мавки выполнено в духе Альфреда Хичкока, а психологическое напряжение постоянно навивает мысли о чём-то мрачном.
Странное поведение девочки, которой становится увлечён мальчик, рождает вереницу воспоминаний и тоски, что уже являет собой противоестественный уклад. Поражает, как точно выполнены переходы между действительным и желанным, а преображение актрисы Анфисы Кафтановой к актрисе Наталье Фрей выполнено с оттенком тёплой, родной и близкой атмосферы. Этот эффект настораживает и интригует. Неожиданно переплетается встреча отца с девушкой Мавкой, чтобы уж точно привести к предполагаемой развязке, но финал всё же выдался таким, на какой рассчитываешь. Режиссёр не переиграла с напряжением, а донесла опасную историю, приправив исправными титрами.
3. «Друг» (2021). Режиссёр Андрей Светлов.
Жанр: короткометражка, драма
Подростковая драма, которая открывает проблемы «буллинга» и зависти, за которой скрывается непонимание, даже нежелание понимать иных людей. Классический приём, когда в школе есть тихоня, ботаник со своими взглядами и интересами, и его шпыняют старшеклассники. В коротком метре выставляется и другая проблема: грубый, завистливый мальчишка, ожидающий определённого подарка на праздник. В духе общих обид, мыслей и доказательства своей важности и необходимости режиссёр сводит мальчишек.
Фильм напоминает эстонский «Класс» Ильмара Раага, только не так радикально. Проблемы непохожести и грубости подобно всем школьным драмам отражают действительность нашего времени. И если раньше были другие ценности у школьников, то в век прогресса нам показывают стандартные, классические увлечения наравне с хвастовством, демонстрацией силы и выбросом гнева на других людей. Если старшаки показывали силу и преимущества к младшим ребятам, то грубый рыжий вымещает эмоции от испорченного праздника. Сами того не ведая, ребята объединяются перед общей проблемой, где корни изначально имели только финансовый предлог. Концовка весьма оригинальная, где каждый получает то, чего хочет, но теряет наиболее существенные ценности.
4. «Заика» (2021). Режиссёр Татьяна Ра.
Жанр: короткометражка, драма.
Данный короткий метр является самым любимым в пятёрке. Великолепная история материнского инстинкта и удовлетворения взрослых потребностей через недуг мальчика. На удивление картина отсутствует не некоторых кино-ресурсах вообще как упоминание, но это не затмевает её значимости. Главный герой Ваня страдает заиканием, он привязан к своей игрушке – большому зайцу – и прокручивает в голове все мысли, которые так трудно выразить словами. Мы видим страх родителей, озабоченность матери, для которой важно помочь своему ребёнку и весьма настораживающее поведение отца.
Картина затягивает своим ритуальным эффектом, после которого Ванечка вылечивается. Но какой ценой? И ради чего? В этом и просматривается глубина сценария, где взрослым необходимо одно, они идут к этой цели всеми методами, игнорируя Ванечку как личность. Перед ними страдающий заиканием ребёнок, которому нужно помочь, а вовсе не закрытая и одинокая душа. С другой стороны, его не могли услышать как раз из-за заикания, но ведь можно было понять, что хочет Ванечка. В том ключе роль игрушки имеет довольно важную часть, – не зря зайка и заика сходи по звучанию – ведь именно с большеухим Ванечка откровенный ребёнок. Визуально драматическая сцена в финале, когда взрослые упиваются своим праздником, когда они нашли хороший повод, но в жизни Ванечки ничего не поменялось. Поэтому голосом отца – как голосом разума – Ванечку и зрителей подводят к основной идее фильма, даря напоследок главное желание ребёнка. Красиво, но очень жестоко.
5. «Полина» (2021). Режиссёр Дарья Михайлова.
Жанр: короткометражка, игровой фильм
История о девушке, которая при помощи фотографии может стирать людей из реальности. Идей на эту тему было много, поэтому новаторства режиссёр Дарья Михайлова не принесла, зато показало, что человек, получивший власть, становится ленивым, недееспособным. Возможно, в картине можно увидеть и иные аспекты, но ключевым будет не то, что люди исчезают, а то, что Полина так решает проблемы. Деградация в век технологий, когда общество потребления настолько зависимо от гаджетов, выплёскивает новые возможности.
Поначалу эту всего лишь мелкие проблемы, но зачем себя вообще в чём-то ограничивать? Зачем прилагать какие-то усилия, если можно нажать на кнопки снимка? В таком ключе паника и страх сменяются лёгкостью и пользованием возможностей. Проблемы появляются сами с собой, и вместо того, чтобы предпринять попытку что-то решить, Полина перечёркивает жизнь. Ирония заключается в замкнутости, в косвенном конфликте, когда «охотник становится жертвой». В более глубоком смысле можно сделать акцент на том, что идиллия красивой жизни, так прельщает, то Полина испытывает агрессию даже в сторону маленькой критики. Можно сделать вывод, что она любит своё окружение, свою «красивую жизнь», свою картину мира, отчего кульминация и вызывает неуверенность. Что важнее: твоя жизнь или твой статус в глазах людей?