Осударева дорога - это длинный маршрут протяженностью в 174 версты, который проложен по суше от пристани Нюхча на Белом море до Повенца на Онежском озере. Строительство этого пути было осуществлено в местах, которые ранее считались "пустыми и зело каменистыми". Фактически, эта сухопутная дорога соединила два моря - Белое и Балтийское, и стала первым шагом в превращении России в морскую державу.
В 1702 году Петр I вынес указ о строительстве дороги для перемещения войск, включая генералитет, духовенство и артиллерию. В то время Россия вела войну со Швецией и для успешной борьбы было необходимо иметь свой флот на Балтийском море. Однако, российские судостроительные верфи располагались в Архангельске, на Белом море, что означало необходимость перетаскивать построенные суда к Онежскому озеру, а затем к Ладоге. Для этого требовалась широкая дорога, по которой можно было бы перемещать не только солдат и подводы, но и корабли.
За основу был использован древний торговый путь новгородцев для создания Осударевой дороги, которая проходила через заболоченные места. Лидером стройки был М.И. Щепотьев, любимец царя и сержант Преображенского полка. На строительство было привлечено 5 тыс. крестьян из Олонецкой, Архангельской и Новгородской губерний. Они прокладывали просеки, гати и мосты, отсыпали "подушки" из песка и выравнивали рельеф.
Строительство велось одновременно с двух сторон - южной и северной. Обе группы двигались навстречу друг другу. Южный участок был длиной 80 верст, а северный - 94 версты. Строителям северного участка предстояло построить пристань на мысе Вардегорский у Белого моря. Затем они продолжали строительство по суше до деревни Вожмосалма на Выгозере. Петр отказался от более комфортного пути через Вытегру, который проходил через крупные населенные пункты, так как в таких условиях было невозможно делать скрытные переброски войск.
Длина дороги составила около 186 км, и она была построена в кратчайшие сроки. Строительство началось в третьей декаде июня и завершилось в середине июля. Благодаря дерзкому марш-броску, Петр I смог взять штурмом крепость Нотебург (ныне Шлиссельбург), открыть путь к Балтийскому морю и уже через год основать новую столицу в устье Невы - Санкт-Петербург.
В XIX веке Осударева дорога потеряла свою актуальность. В прошлом веке велась массовая вырубка лесов и строился Беломоро-Балтийский канал, что привело к разрушению пути. На сегодняшний день сохранились только несколько фрагментов гатей и некоторые детали, такие как каменные придорожные столбы, просеки, валуны, которые были убраны в сторону.
С 1993 года карельские исследователи-энтузиасты, включая историка Михаила Данкова, журналиста Сергея Никулина, лесоинженера Александра Шелехова и других, организовали 16 экспедиций по Осударевой дороге. Планируется проведение новых, с использованием современных технических и научных средств, включая беспилотные летательные аппараты. Организаторы проекта, общественная организация «Осударева дорога», надеются, что в перспективе этот участок станет историческим памятником Карелии и привлечет туристов, желающих познакомиться с историей и культурой региона.
Чтобы узнать больше о маршруте Петра, необходимо отправится в село Нюхча и пообщаться с местными старожилами, опытными охотниками и рыбаками, которые помнят рассказы своих предков. Стоит посетить и местный этнокультурный центр «Хламной сарай». Его история началась с нюхчан, приносящих всевозможный «хлам»: старую домашнюю утварь, прялки, самовары, деревянную посуду, рыболовные снасти, инструменты - из всего выходит настоящий музей поморской народной культуры.
Дополнительно: