Найти тему

Резные старинные гребни и шпильки для волос

Хотя гребни издавна изготавливались из резной кости или рога, самые красивые из них, пожалуй, были сделаны в эпоху модерна! Самые причудливые формы и динамичные линии, растительные орнаменты, возникшие во многом под влиянием искусства Востока и превзошедшие его.

Гребень для волос из рога, золота и бриллиантов. Гребень вдохновлен японскими мотивами и имеет форму двух ветвей калины с цветами. Рене Лалик, 1902-03 гг. Высота 15,5 см, ширина 7,6 см
Гребень для волос из рога, золота и бриллиантов. Гребень вдохновлен японскими мотивами и имеет форму двух ветвей калины с цветами. Рене Лалик, 1902-03 гг. Высота 15,5 см, ширина 7,6 см

Сегодня смотрим подборку резных гребней начала 20 века из разных музеев и различных авторов. Чаще всего для резьбы в это время использовался рог либо панцирь черепахи. Это более дешевый, доступный и прочный материал, чем слоновая кость. Рог более прочен на изгиб и при этом не менее красив, он полупрозрачный, этот эффект широко используется при резьбе.

Этот гребень в форме стрекозы использует естественную полукруглую форму рога, к тому же материал удивительно красиво передает полупрозрачные крылья насекомого. Поль Фредерик Фолло, 1905, Париж, 12х8 см.
Этот гребень в форме стрекозы использует естественную полукруглую форму рога, к тому же материал удивительно красиво передает полупрозрачные крылья насекомого. Поль Фредерик Фолло, 1905, Париж, 12х8 см.
Гребень с ландышами, резной рог, золото, полупрозрачная эмаль по золоту. Рене Лалик, 1900 г., 16х9 см
Гребень с ландышами, резной рог, золото, полупрозрачная эмаль по золоту. Рене Лалик, 1900 г., 16х9 см
Гребень с пчелами на чертополохе, резной рог, эмаль. Люсьен Гайяр, 1904 г., высота 18 см
Гребень с пчелами на чертополохе, резной рог, эмаль. Люсьен Гайяр, 1904 г., высота 18 см

Хоть по пластичности рог не сравнится с бивнем слона или мамонта, он смотрится не менее эффектно. Рог не позволяет вырезать такие же мелкие и тонкие детали, как слоновая кость, зато он не боится влажности так, как бивень, который из-за этого подвержен растрескиванию.

Шпилька с цветами терновника, резной рог, золото, серебро, бриллианты. Люсьен Гайяр, 1904 г., высота 12 см.
Шпилька с цветами терновника, резной рог, золото, серебро, бриллианты. Люсьен Гайяр, 1904 г., высота 12 см.

Гребень, резной рог, Поль Фолло, 12,3х9,8 см, 1908 г.
Гребень, резной рог, Поль Фолло, 12,3х9,8 см, 1908 г.

На этом гребне очень красиво использован эффект прозрачности, выделяющий прекрасные орхидеи, которые подчеркивает мерцающая сердцевина опала.

Гребень, Люсьен Гайяр, около 1904 г.
Резной рог, опалы, золото, 20х7,4х1,4 см.
Гребень, Люсьен Гайяр, около 1904 г. Резной рог, опалы, золото, 20х7,4х1,4 см.

Все эти гребни и шпильки были скорее украшением, причем парадным, вопрос об их практичности остается открытым. Впрочем, пышные и сложные прически способны вместить большое количество подобных аксессуаров. В современном мире подобные вещи могут служить разве что объектом коллекционирования.

Шпилька, украшенная цветками дурмана. Поль Фолло, около 1905 г., 14,4х9,4 см.
Шпилька, украшенная цветками дурмана. Поль Фолло, около 1905 г., 14,4х9,4 см.
Это достаточно редкий случай, когда гребень вырезан из слоновой кости, а не из рога. Гребень с перламутровыми вставками. Поль Фолло, около 1905 г., 8,8х9,2 см.
Это достаточно редкий случай, когда гребень вырезан из слоновой кости, а не из рога. Гребень с перламутровыми вставками. Поль Фолло, около 1905 г., 8,8х9,2 см.
Гребень для волос из резной кости с гравировкой и драгоценными камнями, Германия, 1920-е гг. Экспонат музея Виктории и Альберта, Лондон
Гребень для волос из резной кости с гравировкой и драгоценными камнями, Германия, 1920-е гг. Экспонат музея Виктории и Альберта, Лондон

Конечно же все эти гребни были сделаны либо в одном, либо в двух экземплярах, а вот как выглядели гребни более массового производства примерно тех же лет. Пожалуй, подобные могли фигурировать в рассказе О. Генри «Дары Волхвов»:

Это довольно сложный, но грубо вырезанный черепаховый гребень с растительным орнаментом. По сути, тут всего один вид резьбы, называемый ажуром, то есть форма гребня и фон орнамента выпилены по контуру. Малое количество зубьев и крупный орнаментированный массив говорят о том, что это скорее недорогое украшение, чем аксессуар, реально поддерживающий прическу. Размеры 20,5х20,5 см. 1920-30 годы
Это довольно сложный, но грубо вырезанный черепаховый гребень с растительным орнаментом. По сути, тут всего один вид резьбы, называемый ажуром, то есть форма гребня и фон орнамента выпилены по контуру. Малое количество зубьев и крупный орнаментированный массив говорят о том, что это скорее недорогое украшение, чем аксессуар, реально поддерживающий прическу. Размеры 20,5х20,5 см. 1920-30 годы

По материалам музея Орсе (Франция) и музея Декоративного искусства Франции

©Татьяна Артюхова

На нашем канале вы сможете увидеть процесс резьбы современныой скульптуры из бивня мамонта, подборки исторической резной кости из музеев мира, обзоры наших новых скульптур и выставок. Подписывайтесь и познакомьтесь ближе с этим редким и старинным искусством!

Также вы можете подписаться на наш канал в Telegram, где мы публикуем только наши новые актуальные скульптуры:

Артюховы Даниил и Татьяна

👇👇👇Сайт авторов:

Главная - Даниил и Татьяна Артюховы

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц