Найти тему

- Видите ли, эти брюки шили разные мастера...Советские карикатуры на портных и ателье мод. "Крокодил", 1977/81 годы.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодняшняя подборка карикатур снова посвящена подшучиваниям «крокодильских» художников-сатириков над работой советских мастеров индивидуального пошива или, по-простому, портных. Трудились они тогда в мастерских, именуемых домами или ателье моды, услугами которых, особенно последних, пользовались очень многие советских граждане. Что неудивительно, так как приобрести в те времена модную или, тем более, эксклюзивную одежду в магазине было невозможно. Предыдущая подборка карикатур эту тему, начала и середины 70-х, была опубликована на канале аж три года назад, при желании вы можете ознакомиться с ними ЗДЕСЬ, а сегодня я хочу предложить вашему вниманию рисунки, опубликованные в номерах «Крокодил» конца 70-х и начала 80-х. Правда, поводы для сатиры в них, практически, одинаковые)) Смотрим.

Первая карикатура - это, можно сказать, "классика жанра", описанная примерно в те же времена Аркадием Райкиным в его знаменитом монологе "Кто сшил костюм". Я не знаю, насколько распространена была тогда в пошивочных ателье передача заказа клиента от одного мастера другому, но негативный эффект этого явления карикатуристы оценивали довольно часто:

Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №15, 1980
Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №15, 1980

- Видите ли, эти брюки шили разные мастера...

Следующая карикатура, по-моему, очень художественная - это намек её автора на то, что сроки заказов в советских ателье мод выдерживались, мягко говоря, далеко не всегда. Правда, справедливости ради, надо заметить, что работу свою этот неторопливый "кутюрье" выполнил, по-моему, вполне качественно))

Художник Михаил Битный, "Крокодил" №5, 1979
Художник Михаил Битный, "Крокодил" №5, 1979

- Я вижу, милочка, вы заказали платье в этом ателье ещё раньше меня.

Сатирический намек сюжета следующего рисунка тоже вполне прозрачен. Грамотный закройщик, при условии, что клиент не особо вникает в суть процесса, всегда может выкроить из его материала что-нибудь для себя. Однако этот мастер индивидуального пошива, похоже, решил приодеть за счет клиента ещё человек трех, как минимум:

Художник Анатолий Елисеев, "Крокодил" №16, 1981
Художник Анатолий Елисеев, "Крокодил" №16, 1981

- Сшить бархатный кафтан? Блохе? Хе-хе! Ну что ж, тащи метров десять бархата, я думаю, будет достаточно!

Судя по сюжету рисунка ниже, люди в советских ателье работали достаточно рисковые. Интересно, что будет делать персонал этой пошивочной мастерской, если ветеран, после того, как предъявит кардиограмму, не поленится сходить домой за наградным пистолетом))

Художник Владимир Тильман, "Крокодил" №15, 1977
Художник Владимир Тильман, "Крокодил" №15, 1977

- Хорошо, мы костюм выдадим. Только сначала принесите вашу кардиограмму.

Сюжет следующей карикатуры - это, можно сказать, очень наглядная демонстрация "эффекта бумеранга" в действии. Вполне возможно, что портной, так изощренно "отомстивший" клиенту-строителю, как раз и проживает в доме, который организация последнего умудрилась сдать с недоделками:

Художник Олег Корнев, "Крокодил" №9, 1979
Художник Олег Корнев, "Крокодил" №9, 1979

СЛУЧАЙ СО СТРОИТЕЛЕМ: - Костюм в общем и целом носить можно, а недоделки со временем ликвидируем!

Неизвестно, над чем конкретно иронизирует автор рисунка ниже, то ли над нехваткой кадров в советских ателье, то ли над слишком узкой специализацией последних, но то, что страдали тогда от таких производственно-кадровых проблем, как и в любые времена, прежде всего, их клиенты - это точно:

Художник Виктор Боковня, "Крокодил" №20, 1978
Художник Виктор Боковня, "Крокодил" №20, 1978

- Вообще-то я женский мастер...

Ну и в последних двух карикатурах этой подборки художники шутят над работой так называемых домов моды - тоже, в принципе, пошивочных мастерских, но имеющих ранг более высокий, чем ателье. Автор первой карикатуры намекает на то, что и на этих предприятиях мастера иногда шили одежду совсем не того качества, которого от них ожидали:

Художник Владимир Гливенко, "Крокодил" №35, 1981
Художник Владимир Гливенко, "Крокодил" №35, 1981

- Все манекенщицы отказались демонстрировать эти модели, ну, мы и попросили электромонтера дядю Степу.

Зато глядя на вторую карикатуру, работой советских домов моды можно даже гордиться: по мнению её автора, по-настоящему отвратительной в те времена была одежда, которую тогда шили массово:

Художник Борис Воробьев, "Крокодил" №2, 1978
Художник Борис Воробьев, "Крокодил" №2, 1978

ДОРОЖНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.

На сегодня всё)) Хорошего вам настроения и здоровья)