Дмитрий Дмитриевич Васильев, Дим Димыч — это во-истину человек-легенда. По степени известности возглавленная им в 1985 году "Память" на рубеже 1980 — 1990-х не уступала никому. Его биография — это своеобразный мостик из диссидентских времён, когда из литературы "деревенщиков" выросло национал-патриотическое движение, в перестроечно-постперестроечную эпоху.
Родился Васильев Д. Д. в 1945 году в г. Киров, где его мать находилась в эвакуации. Как можно прочитать в сети Интернет, настоящая его фамилия по отцу Бурцев, но он её почему-то скрывал. Учился в школе-студии МХАТ до срочной службы в армии. Во МХАТе же и работал после демобилизации. Правда, знаменитым актёром Дмитрий Дмитриевич не стал, хотя и снялся в 1984 году в роли Петра Аркадьевича Столыпина, которого позже назвал идеалом политика, в фильме "Лев Толстой" Сергея Герасимова. Зато стал в начале 1980-х известным фотохудожником.
Именно с появлением Дмитрия Васильева среди активистов просветительского общества "Память", это самодеятельное объединение постепенно, но довольно быстро преобразилось в общественно-политическое движение, ставшее колыбелью прославившихся вождей русской национал-патриотической оппозиции. Про одного из них, Александра Баркашова, имеется публикация на канале.
В самом начале 1980-х активисты Московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), а также общества книголюбов Министерства авиационной промышленности направили свои совместные усилия на просветительско-патриотическую деятельность. В московских и подмосковных ДК ими начали проводиться творческие вечера при большом стечении публики. А началось всё с празднования 600-летия Куликовской битвы. Потом было и 170-летие Отечественной войны. Поднимавшиеся темы на всех этих творческих встречах становились всё острее: о евреях среди партийно-советского руководства первых десятилетий коммунистического правления, о роли масонов в российской истории. Но не только просветительской работой занималась "Память" первых лет своего существования.
Среди наиболее значительных мероприятий «Памяти», которые повлияли на принятие государственных решений, была постоянная работа по отмене Постановления ЦК КПСС о переброске северных рек на юг для орошения земель казахстанских и др. засушливых земель в связи с якобы понижающимся уровнем Каспия. Осуществление этого проекта грозило затоплением и полным уничтожением Русского Севера. Ученые: докт. мат. н. С. Я. Лемешев, канд. геол.-мин. н. — эколог Ф. Я. Шипунов, канд. геол.-мин. н. С. Н. Чернышов, канд. т. н., специалист по подземным сооружениям докт. т. н. Е. М. Пашкин, канд. геол.-мин. н. С. Ю. Жуков, докт. геол.-мин. н. Е. Подольский, доктор искусствоведения Брюсова, выступали на вечерах «Памяти», при участии организаторов объединения написали десятки писем в Президиум ЦК, обращений и статей, опровергавших научную обоснованность проекта, требуя немедленной его отмены. В результате осуществление проекта было отложено, а после провала докторской диссертации его вдохновителя («Память» устроила своеобразную демонстрацию протеста, названную сторонниками проекта «десантом», явившись на заседание научного совета в полном составе) проект был окончательно отменен.
(Молотов И. "Чёрная дюжина. Общество смелых")
В 1984 году Васильев Д. Д. впервые участвовал в акции общества "Память", выставка его фоторабот "Образы России" демонстрировалась в фойе ДК им. Горбунова 30 ноября 1984 во время вечера, посвященного Ф. Тютчеву, под названием "…В Россию можно только верить!". В конце 1984 года возглавлявший Совет объединения "Память" Фрыгин Г. И. покинул свой пост из-за болезни. Сменившая его преподаватель английского языка Бехтерева Е. С. видимо, не очень подходила для этой роли. В 1985 "Память" возглавил фактически, заняв должность секретаря, а затем и формально Дмитрий Васильев. В той же книге Игоря Молотова "Чёрная дюжина. Общество смелых" так описывается первое политическое выступление нового лидера общества "Память":
4 октября 1985 г."Память", прославившаяся к тому времени распространением доклада В.Жданова и Ф.Углова об «алкоголизации» России, провела вечер" Москва… как много в этом звуке…", ознаменовавшийся открытым скандалом. Рассказ об архитектурных утратах Москвы при советской власти, начатый Дмитрием Васильевым (это было его первое публичное запомнившееся выступление) и геологом Евгением Пашкиным, плавно перешел в нападки на чиновников Главного архитектурного управления г.Москвы, носящих "нерусские фамилии".
Поэт Андрей Чернов, протестовавший против подобного рода выступлений, был выдворен дружинниками "Памяти" из зала и сброшен с лестницы. Эту дату "Память" Васильева отмечает теперь как дату рождения НПФ "Память".
Итак, с активным включением Васильева Д. Д. в работу Патриотического историко-литературного объединения "Память" оно стремительно преобразовалось в Национально-патриотический фронт "Память". 6 мая 1987 года НПФ "Память" организовал несанкционированный шествие и митинг в Москве от Манежной площади до ул. Тверской к зданию Моссовета. Манифестанты требовали к себе на разговор Михаила Горбачёва или Бориса Ельцина. Горбачёв М. С. не явился, а возглавлявший тогда московский горком КПСС Ельцин Б. Н. принял руководителей общества "Память". Понятно, что данные им обещания Борис Николаевич не выполнил. Но сам факт акции уже говорит об изрядной смелости вождей "Памяти".
С приходом в "Память" Васильева Д. Д. постепенно оформились более чётко и идеология движения, и внешний облик "памятника". Политический идеал движения — Православная монархия, отсюда и один из заглавных лозунгов-девизов: "Бог, царь, нация". При этом Васильев Дмитрий Дмитриевич был, пожалуй, наиболее последовательным монархистом. Он не признавал все эти популярные игры с "наследниками престола" и "главой дома Романовых", а вполне логично утверждал, что монархическое правление может быть восстановлено только через земский собор. Уже с конца 1980-х появилась и первая униформа — чёрные рубашки. Потом уже появится и более ностальгическая форма чёрного цвета в стиле последнего российского царствования. В качестве эмблемы НПФ "Память" утвердится изображение набатного колокола внутри надписи (см. фото выше).
На рубеже 1980-х — 1990-х НПФ "Память" перестал быть только московским объединением, отделения возникли даже в Прибалтике. В то же время в самой "Памяти" произошёл распад в самом начале 1990-х годов. Наиболее известный из "осколков" — это Александр Баркашов и его "Русское национальное единство" (РНЕ). Но был ещё и Николай Лысенко, и созданная им Национально-республиканская партия России. Кстати, от НРПР Лысенко Н. Н. в 1993 году стал депутатом Государственной думы. Сам Дим Димыч тоже участвовал в выборах, но без видимого успеха. Наверное, сказалось то, что предлагаемые им инициативы и выдвигаемые положения были и есть слишком экзотичны для в массе своей до сих пор секулярной России. Автор этой статьи на одной из встреч с Васильевым Д. Д. в Нижнем Новгороде, сопровождаемой показом фильма "Где поле битвы — сердце человека", услышал его позицию по поводу распространённых памятников в память павших во время Великой Отечественной войны — вечного огня и обелисков с надписью "Никто не забыт, ничто не забыто". Своё негативное отношение к этому способу увековечивания Дим Димыч объяснял тем, что христианина вечный огонь — это атрибут ада, то есть получается, что таким "увековечиванием" погибшие воины символически "отсылались в ад". Ну а под эпитетами "никто" и "ничто" часто упоминается дьявол, то, действительно, установка часовни в память о погибших защитниках Отечества выглядит куда предпочтительнее.
Умер Дмитрий Дмитриевич Васильев в 2003 году от сердечного приступа в своём хозяйстве в Ярославской области. Похоронен в г. Москве на Покровском кладбище.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.