Кто не слышал про Max Factor – бренд косметики, который сегодня прекрасно известен во всём мире! Это уже своего рода культовая марка, которой активно пользуются как в России, так и за рубежом. Это, к слову, один из любимых и проверенных брендов, предпочтение которому отдают и модели, и голливудские актрисы, и певицы. Но с чего началась его история? Как он вообще появился? Часто наследие России и достижения страны в различных сферах, которые в итоге изменили целый мир, упускаются зарубежной публикой из виду. И это большая несправедливость.
Мало кто знает, что Max Factor – детище... рязанского парикмахера! Так что можно смело заявить, что ему удалось не просто создать достойную декоративную косметику, но и поменять голливудские стандарты красоты. Но обо всём по порядку.
Кто такой Макс Фактор
Он был награждён «Оскаром» за вклад в развитие киноиндустрии, стал легендой, а его имя – нарицательным в мире моды и кино. Тем не менее, его биография остаётся загадкой для миллионов... Впрочем – история этого человека крайне удивительная, и началась она далеко от США, где, собственно, он и построил свою империю. Как это часто бывает, будущая легенда декоративной косметики, известной сегодня во всём мире, родилась в обычной многодетной семье. Произошло это в Рязани в 1870-х годах! И да: имя его при рождении было вовсе не Макс Фактор, а Максимилиан Абрамович Факторович.
Максимилиан был одним из десяти детей в семье, которая была далеко не зажиточной. Нужда заставила совсем ещё мальчишку пойти работать. Так, Максимилиан начал зарабатывать деньги в 7 лет. И первое его место работы определило всю его последующую жизнь: это был театр, в котором мальчик торговал незамысловатыми закусками и водой. Он не страдал от однообразия рабочих будней, потому что не замечал их. Он был очарован актёрами – такими эффектными, красивыми, яркими... Позже он трудился помощником фармацевта, подмастерьем изготовителя париков, а также учеником берлинского парикмахера. Это был последний пазл в его ослепительной карьере, о которой юный Максимилиан тогда ещё и помыслить не мог...
Так пролетели 7 лет, и Максимилиану стукнуло 14. К тому времени он прекрасно разбирался в гриме, и, в общем-то, зарабатывал этим: он делал актёрам грим, а также собственноручно создавал парики. Он мечтал о столице, и судьба, кажется, услышала его мечты. Однажды в Рязань приехали столичные артисты, которые, оставшись под впечатлением от мастерства юноши, предложили ему вместе с ними отправиться в Петербург. Стоит ли говорить, что Максимилиану не пришлось долго раздумывать? Однако в конечном итоге ему пришлось пожалеть о своём решение – правда, не сильно.
В Петербурге слава талантливого юноши росла с каждым днём! К нему обращались знатные люди, которые оставались в полном восторге от таланта рязанского самородка: Максимилиан делал для них крема и мази, приводил в порядок парики, работал над гримом... И вскоре стал личным парикмахером самого императора! Николай II поселил Факторовича в своём дворце. За довольно короткий промежуток времени он смог скопить большую сумму денег. Можно сказать – он жил припеваючи! Однако он был «в клетке». Ему не позволялось покидать дворец без сопровождения, а уж тем более уезжать куда-нибудь. Парню всё это не нравилось: он хотел свободы во всех её проявлениях – ему хотелось творить и развиваться, знакомиться с новыми людьми и путешествовать... А когда начались гонения на евреев, он понял, что пора бежать.
План Максимилиана сработал безупречно: он в буквальном смысле слова нарисовал свою болезнь – пришёл ко врачу с жёлтым лицом, и тот прописал ему отдых в Карловых Варах. Это был билет на свободу...
Первый эксперт по косметике
Несмотря на то, что на момент отъезда у него было достаточно денег, Максимилиан экономил каждую копейку. Поговаривают, что его знаменитое имя возникло после того, как таможенный инспектор, не расслышав, записал пассажира как «Макс Фактор». Вместе с семьёй (к тому моменту Фактор уже был счастливым мужем и отцом) мужчина сначала добрался до Гамбурга, а там сел на теплоход и поплыл за американской мечтой...
В Америке Макс активно развивал свою карьеру: сначала он открыл салончик для небогатых людей, а затем шикарный салон париков, который вскоре начал пользоваться популярностью среди представителей мира кино. О париках Фактора говорили на каждом шагу, но настоящий успех был впереди...
Именно Макс Фактор создал слово «макияж», ибо до него актёры были вынуждены пользоваться ужасным тональным кремом, который состоял из жира и делал их лица буквально каменными в кадре (а концу рабочего дня ещё и трескался). Макс же создал современный тональный крем с добавлением масел, который практически не ощущался на лице. Он также создал тени, помаду разных оттенков, удобную тушь (которой тогда тоже не было), и, что ещё более важно – компактную пудру, которую дамы могли носить в сумочке.
Помимо того, что он буквально основал декоративную косметику, Фактор охотно консультировал актрис. Именно он создал такое понятие, как цвет: он рассказывал женщинам про тонкости строения лица, про то, какой оттенок помады или тонального крема лучше подобрать под тот или иной типаж, под тот или иной цвет глаз... Он также сделал косметику доступной и популярной для обычных женщин – не только актрис или танцовщиц. И с каждой новой довольной клиенткой к нему росло доверие миллионов...
Околонаучные испытания
В погоне за совершенством Фактор шагнул куда дальше, чем цвета и оттенки, типажи и прочее. Он создал косметическое околонаучное устройство, микрометр, при помощи которого выявлял «уязвимые» зоны лица. По мнению Фактора, идеальное лицо имело определённые пропорции. То, что им не соответствовало (к примеру – лоб и нос были разной длинны, или глаза были посажены далеко), требовало работы. Прибор, напоминающий о фильме «Заводной апельсин», пользовался спросом в Голливуде: режиссёры хотели понимать, с чем им предстоит работать, и как можно замаскировать корректирующем макияжем «недостатки», чтобы лицо актрисы выглядело идеально даже крупным планом...
К сегодняшнему дню в мире осталась всего одна модель косметического микрометра, которая бережно хранится в Голливудском музее. Данное изобретение было популярно в 30-е годы прошлого века, но с течением времени менялись стандарты красоты. Людям хотелось видеть на экране красивых, но вместе с тем простых персонажей – не идеальных и не безупречных. Поэтому данная разработка ушла в забытье... Однако имя Макса Фактора, как и его вклад, его бренд, помнят до сих пор. И до сих пор миллионы женщин во всём мире доверяют ему своё лицо...