Высокий потолок, каменный пол, гулкое эхо любого звука и огромная картина, на которой Ленин с другими дяденьками смотрят на длинную бумажную ленту в руках. Это – мое детское воспоминание о копии картины Игоря Грабаря, которая висела у нас на почте.
На юбилейной выставке художника в Русском музее встретила знакомицу - привет из детства.
Читаешь биографию иного художника, рисовал себе и рисовал, с Грабарем все не так: живописец, искусствовед, теоретик искусства, исследователь, музейный работник, педагог. Грабарь всю жизнь был «копателем» новых знаний, недаром его фамилия происходит от славянского названия рода занятий «грабарь» - землекоп.
В молодости Игорь Грабарь увлекся фотографией, но не для «референсов» (как теперь модно говорить), ведь как импрессионист он доверяет своим глазам и впечатлениям. Фотоаппарат для него – инструмент для документирования, изучения мира.
Брат художника преподавал в университете Юрьева (ныне Тарту), отец был там же проректором, грех было не воспользоваться возможностями, и молодой человек читает книги в университетской библиотеке, ставит опыты в физико-химической лаборатории. Занятия химией приобрели практическое значение: он придумал технологию, благодаря которой на обычной почтовой бумаге рядом со строками письма появлялись фотографии.
Мне кажется, это очень интересно. Посмотрите на лист из его письма, который я нашла на сайте журнала Третьяковской галереи. На уголочек бумаги кистью нанесен раствор, потом на нем сделан отпечаток получилось очень художественно.
«Вот Вам моя карточка. Печатать на фотографических бумагах незачем, когда можно тиснуть в письме: и удобно, и ничего не стоит» (из письма И.Грабаря из Мюнхена брату Владимиру 11.10.1896).
В 31 год, по возвращении из Германии, где он изучал европейское искусство, Грабарь задумывает масштабную экспедицию по Русскому Северу. Тогда это было модно среди художников, но им движет не столько желание увидеть старинные постройки, сколько идея их изучения и фотографирования.
Компанию ему никто не составил, и он отправляется один. Поезд, речные переправы на пароходах, потом на маленьком карбасе по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина.
На карбасе была небольшая каютка, можно было не заботиться о ночевках, он останавливался в любом месте на столько, сколько нужно, благо пристаней на Северной Двине было много. От пристани отъезжал на перекладных, чтобы увидеть то, что его интересовало.
С собой у него цейсовский фотоаппарат с фотопластинками и блокнот: собирает обширный материал о северной архитектуре и искусстве. Обмеряет церкви, мельницы, избы, фотографирует иконы, утварь, древнее шитье. Зарисовки он потом издал в виде открыток. А фотографии и наблюдения стали основой научного труда о русском искусстве.
«Твои открытки восхитительны. Говорю без преувеличения: это лучшие до сих пор номера в этом издании» (А. Бенуа)
Грабарь открыл для искусства уникальную Георгиевскую церковь в селе Пермогорье Архангельской области. Это деревянная церковь 1665 года постройки, которая имеет уникальное завершение тремя главками на крещатой бочке.
Но нарисовал он ее такой, какой она была изначально, так как к тому моменту, как ее увидел художник, храм уже подновили.
Грабарь организовал не менее двадцати экспедиций по Северу и Центру России, чтобы выявлять, обследовать, реставрировать и сохранять памятники архитектуры и средневекового русского искусства. Называл их «застывшими сказками».
Здесь хочется сделать заметку на полях о том, что Грабарь – один из проводников передового европейского искусства, импрессионизма в России. Внедряя современное, он сохранял свое историческое, исконное.
Позднее он создал живописное полотно «Городок на Северной Двине», но сам считал его неудачным.
«Помните, что человек при настойчивости и трудовой дисциплине может достигнуть таких результатов, о которых он и мечтать не дерзал. Но помните также, что никогда, ни один день не следует довольствоваться достигнутым результатом. Я знаю, что сегодня я умею больше, чем вчера, но завтра буду уметь больше, чем сегодня, а послезавтра ещё больше. С этой верой и с этим убеждением я ежедневно становлюсь перед мольбертом, и нет человека, который мог бы меня сбить с моего пути и разуверить в моей вере. Всё, что было мною сделано вчера, сегодня уже не удовлетворяет, сегодняшнее только сносно и терпимо, но подлинное, лучшее придёт только завтра» (И. Грабарь)
Ольга Игоревна Грабарь, дочь художника, биолог, доктор наук, писала о нем: «Когда заходит речь об Игоре Грабаре, часто задают вопрос – как мог один человек столько сделать за свою жизнь? Пожалуй, прежде всего, благодаря своему уникальному здоровью, как физическому, так и нравственному. Это исключительное здоровье помогало ему на протяжении всей жизни ставить и решать задачи, преодолевая любые препятствия, и стойко переносить удары судьбы, двигаясь в выбранном направлении".
Грабарь – человек нескольких эпох, который прожил насыщенную жизнь длиною в 90 лет, делая свое дело. Сегодня у него день рождения.