Часть 1
Всякий, кто читал трилогию А. Н. Толстого «Хождение по мукам», помнит, что временами действие эпопеи происходит в городе Самаре. При этом Толстой неоднократно описывает одну и ту же квартиру, в которой живёт доктор Дмитрий Степанович Булавин, отец главных героинь – Кати и Даши. В этой квартире кипят страсти и пересекаются линии сюжета: доктор Булавин узнаёт о назначении на пост товарища министра здравоохранения в правительстве КОМУЧа, Вадим Рощин вынашивает мрачные контрреволюционные планы, Телегин попадает в засаду и бежит через окно, Даша переживает окончательный разрыв с отцом.
Интересно было бы найти в Самаре этот чудесный дом и попытаться понять, почему именно он вдохновил писателя на незабываемые страницы. Поскольку мы помним, что здание находится где-то на Дворянской (в настоящее время ул. Куйбышева) недалеко от памятника Александру II (в настоящее время – В. И. Ленину), вполне логично воспользоваться иллюстрированной энциклопедией Алексушиных «Самара, улица Дворянская».
Правда, именной указатель не поможет нам в поиске. Доктор Булавин там отсутствует по понятной причине, но нет и его прототипа, врача В. М. Рожанского, тестя А. Н. Толстого от первого брака. Придётся просматривать всё подряд, пока на странице 194 мы не увидим вот это фото.
В конце соответствующей статьи читаем:
«В путеводителе по г. Куйбышеву за 1965 г. дом, построенный на усадьбе Бахаревых Н. А. Яхонтовым, назван «Домом сестёр» - предположительно, именно в этом доме проживали главные героини романа Алексея Толстого «Сёстры».
В настоящее время этот дом имеет номер 73А по улице Куйбышева и выглядит вот так.
Домик симпатичный, но немного смущает то, что он выходит главным фасадом не на Дворянскую улицу, а на Алексеевскую площадь (пл. Революции). Я совершенно уверен, что авторы путеводителя имели в виду другой дом на территории той же усадьбы, выходящий фасадом куда следует. Сейчас этот образец северного модерна имеет номер 71. На следующем фото оба здания попали в кадр (дом №71 – трёхэтажный справа).
А фотографию дома №73А, вероятно, напечатали в путеводителе по ошибке. Такое кое-где у нас порой случается. На схеме ниже я выделил оба дома красным цветом.
Но это ещё не всё! На странице 322 иллюстрированной энциклопедии читаем следующее:
«Писатель А. Н. Толстой, учившийся в Самаре и хорошо знавший город, одного из героев своего романа «Сёстры» – доктора Булавина – поселил в доме Бобермана».
Речь идёт ещё об одном возможном жилище Булавиных – по другую сторону площади Революции. В настоящее время дом имеет номер 68.
Итак, мы видим, что энциклопедия содержит как минимум две взаимоисключающие версии. Складывается впечатление, что, дабы замаскировать это явное противоречие, автор назвал одно из зданий «Домом сестёр», а другое – домом, где Толстой поселил доктора Булавина, как будто одно с другим никак не связано.
Решительно отвергнем это ложное впечатление! Автор энциклопедии – добросовестный исследователь и профессор – не мог опуститься до такой примитивной маскировки. Очевидно, он действительно не знал, что по замыслу Толстого сёстры Катя и Даша доводились доктору Булавину роднёй и, приезжая погостить в Самару, жили с ним в одной квартире.
Но что же делать нам, простым смертным, если авторитетнейший источник так и не дал определённого ответа на наш вопрос? Смириться с тем, что «Домов сестёр» в Самаре на самом деле два или даже три, а не один?
Ну уж нет! Вы как хотите, а я беру в руки первоисточник – роман-эпопею А. Н. Толстого – и начинаю собственное расследование. Из трёх книг «Хождения по мукам» нам понадобится вторая – «Восемнадцатый год». Именно там есть необходимые описания. Проверим, какой из трёх возможных вариантов больше всего под эти описания подходит. Начнём хотя бы с дома №73А.
В начале 6-й главы читаем:
«Доктор Дмитрий Степанович Булавин лежал животом в раскрытом окне… Направо, куда глядел доктор, на площади торчал деревянный с выцветшими лохмотьями обелиск, прикрывавший памятник Александру Второму...»
Мне удалось найти фото этого обелиска. Качество плохонькое, но воображение вам поможет. Весь памятник самодержцу был зашит досками, а поверх досок обтянут красной тканью, которая к июню 1918 года сильно поистрепалась.
А ниже – просто чтобы освежить в памяти – собственно памятник Александру II, без досок.
Но на приведённой ниже схеме видно: если бы доктор Булавин посмотрел направо из окна дома №73А, он увидел бы не обелиск в центре площади, а фасад дома №75.
В той же главе Толстой пишет:
«Мимо его окон по Дворянской улице тянулись раненые».
Опять не то. Окна дома №73А выходят не на улицу, а на площадь. Зато дом №71 всем этим описаниям вполне соответствует.
Под его окнами как раз проходит улица Дворянская. А если посмотреть из окна направо, то виден памятник.
Правда, теперь на старом постаменте совсем другой руководитель, но это отдельная история, не имеющая прямого отношения к нашему расследованию.
В пользу дома №71 говорит и следующая фраза Толстого из 12-й главы:
«Миновали площадь с памятником Александру Второму… Вот и второй дом от угла…»
Да, действительно – второй от угла. В той же главе читаем:
«Все стекла во втором этаже, в квартире доктора Булавина, были выбиты…»
Этажность дома №71 вполне позволяет поселить там нашего доктора. Но фраза из 6-й главы уже настораживает:
«Наутро ушли тучи. Сухое солнце ударило в непромытые окна квартиры Дмитрия Степановича».
То есть окна выходили на восток или на север, но уж точно не на запад, как на главном фасаде дома №71…
Хотя, помнится, в квартире Булавиных какие-то окна выходили и во двор. Через одно из них, кстати, Иван Ильич Телегин сбежал от агентов контрразведки КОМУЧа. Но здесь обнаруживается ещё одна нестыковка.
Посмотрите на схему. Выпрыгнув из окна во двор, Телегин оказался бы в каменном мешке: с трёх сторон – 2-3-этажные дома, с четвёртой – сарай, в котором сейчас находится багетная мастерская.
Бежать через ворота дома №73А не вариант: они уже заперты на ночь, а если и открыты, то к ним наверняка уже устремился агент с винтовкой, которого Иван Ильич успел заметить ещё из окна кабинета доктора Булавина:
«На асфальте лежала длинная, как циркуль, человеческая тень и еще длиннее - от нее – тень винтовки».
Значит остаётся только один выход – перелезть через сарай (багетную мастерскую) в соседний двор, из которого как раз и сделано следующее фото. Вдалеке за деревом – двор домов 71 и 73А.
Ну перелез, и что толку! Опять каменный мешок. Со всех сторон стены домов, впереди запертые на ночь ворота на улицу Саратовскую, параллельную Дворянской.
Допустим, Телегину повезло, он каким-то образом выбрался за ворота и оказался на Саратовской прямо перед домом Юрина (современный адрес – ул. Фрунзе, 60).
И что дальше? Путь к Волге отрезан, а мы знаем по сюжету, что Иван Ильич спустился на волжскую набережную в районе улицы Панской (сейчас Ленинградская), вероятно, раздобыл там лодку и переправился через реку. Вот и представьте себе, как Иван Телегин с боями пробивается через самый центр Самары, тесня отряды контрреволюционеров, мечет гранаты, берёт заложников и, прикрываясь ими, захватывает пароход…
Выглядит не очень правдоподобно. А значит, дом №71 как прототип жилища Булавиных нам тоже не подходит.
Спасибо, что дочитали! В следующий раз будем тестировать дом №68.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, весёлые тесты, забавные посты, а также прогулки по улицам старой Самары: Чапаевской, Фрунзе и Куйбышева.
Ваш Андрей Макаров