Я не помню, когда я её купил (скорее всего, в середине 80-х годов), но помню, как я был взволнован: моя первая книга о кэндо, которое я никогда не видел вживую. Это была книга «This is Kendo, The Art of Japanese Fencing», и на её 160 страницах японский учитель Дзюндзо Сасамори и американец Гордон Уорнер, объясняли, что такое «японское фехтование», кажется, впервые на английском языке. Я мог бы написать целую статью об этой книге, и, возможно, когда-нибудь я это сделаю, но сейчас я хотел бы показать вам из неё страницу 38. Там и на следующих трех страницах был удивительный набор иллюстраций, изображающих поединок между девятью самураями: один против восьми. Подпись к иллюстрации гласила: «Мифунэ Тосиро, ведущий японский актер с мировой славой, демонстрирует самурайскую виртуозность владения мечом в кадрах из фильма «Сандзюро».
Итак, перед нами книга о японском фехтовании, написанная двумя известными учителями, в которой в разделе «История и традиции» иллюстрировался поединок самураев на мечах с помощью актера! Невероятно, даже если он был «ведущим японским актером с международной известностью» - неужели не нашлось ни одного фехтовальщика из настоящих классических школ, которые ещё сохранились? В те доинтернетовские времена и живя в Греции («Сандзюро» не был доступен в моём местном видеопрокате), мне пришлось ждать ответа несколько лет. А он заключался в том, что «Сандзюро» 1962 года был не просто фильмом. Он был создан одним из самых важных режиссёров в истории этого искусства не только в Японии, но и во всем мире, Акирой Куросавой, и это был один из трёх черно-белых шедевров на самурайскую тему первого периода его карьеры - двумя другими были, конечно, «Семь самураев» (1954) и «Ёдзимбо» (1961).
Перенесемся в 2020 год: я в Японии, пишу для японского журнала о боевых искусствах и практикуюсь в старых школах после того, как достаточно позанимался кэндо и иайдо, чтобы понять, о чем писали Дзюндзо Сасамори и Гордон Уорнер в той книге, которая была опубликована за три года до моего рождения. Вернее, я бы занимался, если бы не пандемия «Ковид-19», которая охватила весь мир и, помимо всего прочего, заставила нас закрыть наши додзё и сидеть дома. Все прильнули к экранам, чтобы хоть как-то скоротать время до отмены изоляции, так что, возможно, сейчас самое подходящее время для переоценки этих фильмов. В конце концов, в прошлом месяце мы отмечали двойной юбилей: 110 лет со дня рождения Акиры Куросавы и 100 лет со дня рождения звезды всех трех фильмов, Мифунэ Тосиро!
Акт первый: Семь самураев
Краткая история: во времена Сэнгоку Дзидай (периода воюющих княжеств) на деревню бедных крестьян совершают набег бывшие буси, ставшие бандитами. Чтобы избежать следующего их вторжения, которое произойдет после сбора урожая риса, жители деревни нанимают для защиты шестерых неудачливых ронинов (самураев без хозяина) и эксцентричного крестьянина, выдававшего себя за самурая. Ронинам удается выиграть битву, но не без тяжелых потерь.
С точки зрения боевых искусств - и я буду придерживаться этого в данной статье, поскольку я не кинокритик – «Семь самураев» просто великолепен. В нём есть и фехтование, особенно в образе мастера меча Кюдзо, которого выбирают жители деревни, потому что он побеждает в поединке, и схватки на копьях с настоящими яри и бамбуковыми копьями (ронины учат крестьян, как ими пользоваться), и стрельба из лука, которую используют два самурая, в том числе их лидер Камбэй, стрельба из ружей (у бандитов было три ружья и, в какой-то момент, самураям удаётся захватить два из них), верховая езда (бандиты-всадники), стратегия, техника и тактика строительства укреплений - всё это дело рук главного из семи ронинов, Камбэя. Я не жил в условиях Сэнгоку Дзидай, но как человек, практикующий боевые искусства, считаю, что это одно из самых реалистичных изображений подобной ситуации.
Поединок Кюдзо, когда мы (и жители деревни) впервые встречаем его, - одна из лучших сцен фехтования в кино: сначала он сражается на бокуто, но его противник не признает, что проиграл, утверждает, что это был обоюдный удар (ай-ути) и требует повторного поединка на настоящих мечах. Невозмутимый, Кюдзо берет свой меч, сцена повторяется, и противник разрубается одним движением меча вперёд - никаких столкновений мечей, никаких прыжков вокруг и никаких причудливых движений. Да и как может быть иначе, когда хореографию фехтования ставил не кто иной, как Сугино Ёсио, лицензированный учитель Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю и ученик основателя айкидо Морихэя Уэсибы? Это не сценический бой, а максимально приближенный к реальному, преподаваемый настоящим мастером меча!
Но реализм на этом не заканчивается: тест, который проводит лидер ронинов для проверки возможных новобранцев (ещё один ждёт в доме, готовый атаковать с бокуто любого, кто войдёт), - это классический сценарий го-но сэн/сэн-сэн-но сэн, который можно было бы взять из учебника любой классической школы. Собственно говоря, именно так, согласно записям Оно-ха Итто-рю, Иэмицу Токугава тестировал Оно Тадааки и Ягю Мунэнори. Первый самурай реагирует на атаку, обижается и уходит, а второй даже не входит, а просто смеется над лидером - лидер смеется в ответ, просит его присоединиться, и он становится одним из семи. И когда ронины приходят в деревню, всё их поведение, их осведомленность и понимание того, что нужно делать, прежде чем им прикажут, хотя большинство из них только что познакомились, показывает результаты серьезной подготовки и опыта в конфликтах, на поле боя и вне его. Большие боевые сцены хороши, но лучшие моменты Будо в этой 3,5-часовой эпопее - в деталях!
На самом деле, что мне кажется менее привлекательным и как практикующему боевые искусства, и как зрителю, так это персонаж Мифунэ Тосиро - Кикутиё. Он комическое дополнение в фильме, но и также голос совести ронинов, когда он произносит монолог, обвиняющий класс самураев в том, что они делают жизнь крестьян несчастной. Но он слишком активен и через чур нелеп и, с точки зрения 21-го века, это немного перебор. Поэтому следующий фильм, «Ёдзимбо», становится настоящим сюрпризом, потому что это проявление изобретательности Мифунэ!
Акт второй: Ёдзимбо
Краткая история: В конце эпохи Эдо ронин попадает в сельский городок, раздираемый борьбой между двумя кланами бандитов. Его умение владеть мечом и присутствие делают его привлекательным союзником для обеих группировок, которые пытаются нанять его в качестве ёдзимбо (телохранителя), но ему удается сыграть на руку обеим группировкам и заставить их уничтожить друг друга.
Мифунэ играет главную роль в этом фильме, но его персонаж - полная противоположность Кикутиё из «Семи самураев». На самом деле он ближе к мастеру фехтования Кюдзо из «Семёрки». Сандзюро, так зовут героя здесь, тоже мастер меча без хозяина (ронин), который достает свой меч только тогда, когда не может поступить иначе. Большую часть времени он побеждает с помощью сая-но ути, т.е. не применяя меч, а осознавая действия, как видимые, так и невидимые (он понимает мысли, мотивы и планы людей) и, зная как использовать это наиболее выгодным образом. Он является идеальным воплощением идеи о том, что фехтование - это ещё и стратегия, и принцип сохранения своих боевых ресурсов до крайней необходимости.
Но когда он всё же достает меч, его движения мастерски отточены. Опять же под руководством Сугино Ёсио, Мифунэ не тратит время на столкновение мечей или размахивание руками, как это делают гангстеры. Каждый удар достаточно мощный, чтобы уничтожить противника (а если нет, то второй - что ещё более логично с точки зрения реального боя на мечах), но при этом достаточно легкий, чтобы прорезать одежду противника или сковывающие веревки товарища, даже не касаясь кожи. Он двигается со скоростью и эффективностью, как мастер айкидо, выполняющий многокомпонентное рандори, используя местность, доступные предметы и, главным образом, тела противников. А когда приходит время затаиться и восстановить силы, он тренируется с единственным доступным оружием - кухонным ножом, который он использует как сюрикэн на дрожащих на ветру листьях. И, как бы ни было удачно (и по сценарию), это оказывается полезным навыком, когда приходит время столкнуться с главным бойцом бандитов, у которого в руках западный револьвер. Хладнокровный, лаконичный, реалистичный до цинизма, искусный в военном искусстве, в том, что касается оружия и ума, Сандзюро в исполнении Мифунэ - настоящий самурай. И год спустя он возвращается с тем, что вполне можно было бы назвать «Ёдзимбо v2.0: Сандзюро».
Акт третий: Сандзюро
Краткая история: Сандзюро, герой фильма «Ёдзимбо», встречает группу молодых самураев, которые стали пешками в игре за власть между их лидером и другим чиновником княжества. Нехотя он становится их лидером и помогает им восстановить своего лидера и наказать коррумпированного чиновника и его людей.
Если смотреть фильм сразу после «Ёдзимбо», то характер Мифунэ в «Сандзюро» вырос. Теперь не только стратегия заставляет его использовать свой ум вместо меча, но и осознание того, что не всё в жизни можно решить с помощью меча (об этом говорит жена вождя самураев и, в конце концов, он понимает, что она была права). Как и в «Ёдзимбо», его сила заключается в том, что он хорошо знает местность, игроков и союзников, и он использует восхищение других его навыкам, чтобы заставить всё двигаться так, как это лучше всего служит его цели. И, как и в «Ёдзимбо», его истинный мотив - не жадность к деньгам или власти: он действительно хочет бороться со злом, но он слишком горд (и, скажем прямо, крут!), чтобы признать это.
На этот раз над сценами фехтования работал Рюу Кудзэ, который работал с Сугино Ёсио в фильме «Ёдзимбо», поэтому здесь нет перегибов: всё здесь мастерски поставлено и исполнено, от фирменного пожатия плечами Сандзюро при ходьбе (что, по признанию любого кэндока, происходит от слишком большой практики владения мечом) до его кири-агэ и итимондзи-гири (восходящие и горизонтальные удары, соответственно) и его тай-сабаки, особенно в окружении множества противников (помните страницу 38 из книги «Это кэндо»?). А когда приходит время финального поединка с главным фехтовальщиком плохих парней, Ханбэем, это просто одно движение - один удар, как в поединке Кюдзо в «Семи самураях». Что касается карикатурного взрыва крови в конце поединка, то, возможно, это было сделано для того, чтобы девять молодых самураев поняли, что Путь меча является кровавым. Но затем это стало стандартом для всех плохих самурайских фильмов на последующие 20 лет!
Последний акт: самураи Куросавы
Возможно, «Ёдзимбо» и «Сандзюро» не являются шедеврами, но «Семь самураев», безусловно, таковым является, и история кино была довольно однозначна в этом вопросе. Но они также не являются простыми самурайскими боевиками, и во всех этих фильмах прослеживается тонкая линия реализма, хотя её легче заметить в «Семи самураях» и меньше в двух других. Благодаря этим фильмам Куросава заставил людей увидеть ронинов в другом свете (до этого момента они были в основном злодеями) и понять, что у них может быть личный этический кодекс, который иногда может быть более твёрдым, чем у самураев, служащих господину. А для тех, кто практикует боевые искусства, и особенно искусство меча, они рисуют картину, которая, хотя и будет омрачена бесконечными акробатическими хореографиями следующих 50 лет, вероятно, гораздо ближе к реальности, в которой жили наши предки в классической школе (рю).
Спокойный стиль главных героев (и особенно Сандзюро) и их мгновенный взрыв, когда происходит реальное действие, как у кошек, которые за долю секунды переходят от сна к охоте, их осведомленность о ситуациях, разворачивающихся вокруг них, и их способность разрабатывать планы и корректировать их в соответствии с меняющимися обстоятельствами, их спокойное отношение к трудностям, даже когда они становятся вопросами жизни и смерти, - все это превосходно отображает качества, лежащие в основе почти всех традиций и к которым стремятся все мастера боевых искусств. Добавьте сюда великолепное и, по большей части, реалистичное мастерство фехтования, созданное одним из самых известных учителей классических боевых искусств 20-го века. А также некоторые послания, которые могут быть настолько глубокими, насколько кто как захочет - от глубокой философии о природе конфликта до простой повседневной этики, как параметров жизни, столь же актуальных сегодня, как и в период Эдо. И каждый, кто интересуется боевыми искусствами, должен посмотреть их хотя бы один или пять раз. Это чертовски хорошее кино!
Источник: Grigoris Miliaresis. Kurosawa’s samurai: Seven Samurai, Yojimbo and Sanjuro
ПЕРЕВОДЫ КНИГ ПО ЯПОНСКИМ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ
ПЕРЕВОД УЧЕБНОГО ФИЛЬМА «ТЭНДО-РЮ НАГИНАТАДЗЮЦУ»