Много раз, здесь в Дзене, отвечал на вопросы связанные с происхождение этого декора. Его особенностях, значении стилизованных растений. Поэтому решил, что лучше всё обстоятельно и полно изложить в одном месте. Где можно было бы и отвечать на все вопросы. Этот декор не оценен по достоинству в России. Его иногда путают с декором из Гжели. Но это грубая ошибка! Это совершенно разные декоры не имеющие ничего общего. Кроме одного - голубого цвета краски. А вот в Европе, Кореи и Японии он очень популярен. И не случайно. Ведь это не просто декор. А декор с глубоким смыслом!
Луковичный декор. Откуда это название? Посмотрите на фото. Если взять луковицу красного цвета и немного распушить верх луковицы - сходство с гранатовым яблоком, будет почти полным. Когда в Европе появились изделия с этим декором люди никогда не видевшие гранатовое яблоко были уверены, что это луковица. Отсюда и пошло луковичный декор (Цибуляк - чешский, Zwiebelmuster - немецкий) Есть даже выражение "луковичный без луковицы!".
Правда в России как всегда - впереди планеты всей и иногда пишут, декор - "синий лук"?!!! Такого термина в Европе не существует. Даже не пытайтесь искать фарфор с таким декором - вас не поймут.
Интересно то, что эта ошибка (о луковице) продержалась почти два столетия. И только потом стало известно, что это не луковица а гранатовое яблоко.
Немного истории создания этого декора.
Все растения в узоре стилизованные. Так их было легче изобразить и наносить на изделия. Автором стилизованных растительных мотивов, вероятно, был Иоганн Кречмар (Johann Kretschmar). Художник по фарфору работал на Мейсенской мануфактуре с 1726 по 1752 год. Он умело адаптировал зарубежные узоры к европейскому стилю. И именно с этой мануфактуры этот декор разошелся по всей Европе. И конечно же в первую очередь в филиале Мейсена на заводе в Дуби недалеко от города Тепла, Чешская республика. Здесь этот декор начали применят с 1885 года. Декор был настолько популярен и настолько широко распространен, что Верховный суд Германии объявил в 1926 году Meissener Zwiebelmuster (Мейсоновский луковичный) общественным достоянием!
Популярность этого декора настолько высока, что его даже используют в одежде.
Значения растений.
Каждое из них согласно древнеазиатской мифологии несет определенный смысл.
1. Гранатовое яблоко (луковица) - божественность, единство народа, изобилие здоровых детей, плодородие.
2. Персик ("сердечко") - долголетие, бессмертие
3. Цветок лотоса - чистота, возникновение жизни, духовность
4. Хризантема - долголетие, вечная молодость, достойность, спокойствие
5. Бутон хризантемы - вечная молодость
6. Бамбук - выносливость, долголетие, скромность, стойкость, честность
7. Пион - женская красота, счастье, любовь, богатство, величие
8. Вьюнок - (относится к семейству лиановых) сплоченность, дружба, любовная гармония
Изначально декор изготавливался исключительно ручным способом. Но уже после 1885 года в Дуби освоили новый способ нанесения декора методом печати через металлические доски. Потом некоторые элементы декора дорисовывались вручную. Этот способ нанесения декора существует в Дуби до сих пор. И считается оригинальным. Поэтому у них и в фирменном знаке присутствует слово "Оригинал".
Несмотря на то, что этот декор очень похож на любой другой с разных фабрик, все же отличия есть. Это надо учитывать при дополнении вашей посуды от разных производителей. Этому декору в Дуби посвящен целый отдел в Музее фарфора. Ведь и сам музей несет красивое название: "Дом фарфора с голубой кровью".
Маленькая тайна декора.
Вы никогда не задумывались почему такой "плотный" этот декор? Почти нет свободного места? Открою вам секрет, который вы точно не знали.
Дело все в том, что когда начали изготавливать фарфор в Европе. Качество фарфора было не очень высоким. А благодаря такому богатому (плотному) декору, удавалось удачно скрыть все дефекты производства. Со временем качество улучшилось значительно, но привычка к традиционному декору осталась. Менять его уже не решались. Хотя были случаи. Найду в своем архиве опубликую.
Выше написанное о тайне не предположение. Мне это рассказал сотрудник проработавший на предприятии 45 лет. А ему отец. Ведь династии в фарфоровом производстве - традиционны.
Кстати сказать, умение декором скрыть дефект производства, применяется до сих пор! :)
Большая тайна декора.
А это уже серьезно. Оригинал декора ВСЕГДА находился под глазурью. Этим достигалось его долговечность и красота. Изделия с этим декором всегда выглядели свежими и через много лет как только что вышли из производства. Такова особенность старинной технологии. Потом придумали деколи на которых красочный слой из настоящего кобальта. А теперь появились краски "под кобальт". А это уже совсем другое.
Разберем подробно каждый из этих способов.
Способ после 1885 года. Собственное изобретение завода Дуби.
Он называется металлопечать (или голубая печать - внутреннее название) Нет это не ошибка. Это аналогия шелкографии. Только здесь применяются настоящие металлические доски в которых вырезан рисунок. В него валиком на предварительно разогретую доску до 80-100 градусов, шпателем втирается маслянистая кобальтовая краска. Этот рисунок, под прессом переносится на папиросную бумагу. Которая предварительно была намочена в мыльном растворе. Сушится. Подробно на видео. Разрезается на нужные части. Потом, эта бумага опускается в теплую в воду. И только потом, после первого обжига изделия, переносится на него. Здесь. И уж потом, кистью дорисовывают декор. Здесь. Мало кто видел собственными глазами именно этот процесс. Теперь уже видели.
Да, не все так просто. Но тогда еще не было деколей, а вручную рисовать - дорого и долго. И художников сколько нужно было?!
Способ с помощью деколи.
Это уже была революция. Что такое деколь мы уже разбирали. Это лак на который уже нанесен красочный слой . В данном случае рисунок кобальтовой краской. Ценность этого способа в том, что он наносится на уже полностью готовое фарфоровое изделие. Т.е. покрытое глазурью. И при этом способе декорируют ТОЛЬКО изделия прошедшие технический контроль. Вдобавок взятое со склада, под конкретный заказ. Да, есть один момент. Еще раз обжиг при высокой температуре 1350 градусов. Поэтому изделия из цибуляка дороже. При той же форме и декоре краской (без золота).
Способ - краска под кобальт.
Этот способ появился совсем недавно. По требованию ЕС в экологических целях потребовали убрать кобальт из фарфорового производства. Решили его заменить краской "под кобальт". Т.е. краска, похожая по цвету на кобальт. Но это СОВСЕМ не кобальт. Это определит любой человек хоть раз видевший декорацию кобальтом. Есть и выгода. Эта краска не требует высокую температуру.
Даже не обладая специальными знаниями, можно легко определить каким именно способом из вышеуказанных изготовлена декорация.
1. Присмотритесь внимательно к декору. В том месте, где красочный слой, глазурь, покрывая красочный слой, как бы "провалена" в краску. Чем толще рисунок тем это виднее. Перед вами оригинальный способ нанесения декора.
2. Декор надежно покрыт глазурью. "провалов" на нем нет (в сравнении с 1). Возможны места где декор потолще и "посильнее" незначительное "проваливание".
3. Этот способ ничего из первых двух не имеет. Кроме того он не (INGLAZURE) подглазурный, а надглазурный.
Первых два не боятся ни высоких температур (микроволновка, духовка) ни острого ножа. Декор повредить ОЧЕНЬ трудно. Третий этими свойствами не обладает. Но в микроволновку ставить можно.
Эта статья и как память многолетнего генерального директора и совладельца завода в Дуби, Владимира Файкса (Vladimír Feix 18.07.1932 - 15.03.2021). Человека, который с теплотой относился к своим коллегам и всем кто любил фарфор, передавал им все свои знания, ничего не утаивая. Он руководил заводом с 1971 года до самой смерти. И я ему искренне благодарен за все те знания, которые он мне передал.
Оказалось об этом декоре много что можно написать.Поэтому Продолжение следует.
Маленькое отступление. Завод Дуби за время своего существования изготовил огромное количество различных изделий из фарфора. И именно в декоре цибуляк. Их все перечислить просто невозможно. Совсем маленькая часть, на фото из музея в самом начале.
На рисунке ниже, миска в форме сердечка. А еще значок и розочка. Это был подарок от Директора завода в момент посещения предприятия.
Примечание. В статье были использованы материалы, фотографии и ссылки на видео из моего личного архива, а также информация любезно предоставленная заводом в Дуби. За это им огромная благодарность.