Ещё в далёком 2017-м году главные лица телеканала HBO заявили о создании сразу четырёх спин-оффов сериала "Игры Престолов". В то время их аппетиты были оправдано амбициозны, потому что мало кто мог представить, что финальные сезоны эпохального сериала "Игры Престолов" станут одним из главных разочарованием мирового кинематографа. Рейтинги восьмого сезона показали рекордные цифры, но критики и бывалые зрители в унисон горланили о настоящем позоре финальных серий. По большому счёту, так оно и есть, ведь сериал свернул свои долгосрочные планы и засунул в восьмой сезон всё, что только можно было. Такой подход к делу никогда не оборачивается успехом, и "Игра Престолов" не стала исключением.
HBO хотели реабилитироваться, и они обладали для этого всеми необходимыми инструментами, ведь планы о спин-оффе были всё ещё живы. Путём многих проб и ошибок телеканал решил откинуть все сомнительные варианты и выбрать что-то понадёжнее. Они остановились на независимом приквеле под названием "Дом Дракона", чей литературной основой стала книга "Пламя и кровь" Джорджа Р.Р. Мартина.
Действия сериала разворачиваются за 172 года до рождения Дайенерис Таргариен и спустя 100 лет после завоевания Семи Королевств и объединения их под единым знаменем дома Таргариенов. Эта история о гражданской войне внутри Вестероса, где две ветки рода Таргариенов ожесточённо сражаются за престолонаследие.
Ожидаемый формат и сохранение былой эстетики
Думаю, нам пора закончить с прелюдиями и начать обсуждать само произведение, ведь там есть о чём поговорить. "Дом Дракона" несомненно является политическим сериалом, коим была и сама "Игра Престолов". К этому утверждению мы вернёмся немножко попозже, но его следовало обозначить, ведь шоураннеры с первой серии стараются дать понять зрителю, что он смотрит ту же самую "Игру Престолов". Только актёрский состав изменён. Насколько это утверждение верно? Давайте смотреть на совокупность.
При желании сделать ещё одну "Игру Престолов" создатели были обязаны ставить всё на атмосферу и бросать туда все свои силы. Поэтому здесь у нас сохранены основные музыкальные атрибуты, которые сделали "Игру Престолов" великой. Вот вам и заставка, по которой истосковались фанаты, вот вам и свежий эмбиент, практически повторяющий саундтреки из оригинального тайтла. О чём речь, если композитором сериала является сам Рамин Джавади, что уже гарантирует как минимум нужное качество и схожую с "Игрой Престолов" драматургию.
Если говорить точечно, то меня особенно завлекало во втором эпизоде и в большинстве финальных серий. Там я чувствовал мощь и талант Джавади. Мне казалось, что именно он дирижирует картинкой на экране, а даже отличному композитору такое провернуть бывает не под силу.
В общем и целом, с музыкой сработано отменно. Все серии я чётко понимал, что смотрю "Игру Престолов". Здесь ставим создателям плюсик.
Танцы в огне
Особенного комментария заслуживает и съёмочная команда. Операторы, продюсеры и монтажёры провели действительно титанический труд, который нельзя игнорировать. Большинство спецэффектов и переходов между сценами смотрелись органично, что уже является успехом. Картинка в большинстве случаев не позволяла усомниться в том, что приквел как-то уступает оригиналу.
Драконы выглядели абсолютно великолепно, но порой цифровая графика смотрелась не так дорого, как можно было ожидать. У меня сложилось впечатление, что бюджет первого сезона ( $200 миллионов за сезон и около $20 миллионов на серию ) не сопоставим с тем, что мы видим на экране. Однако это всё равно хорошо, даже несмотря на не самые удачные декорации и костюмы в отдельных моментах. К примеру, доспехи Деймона Таргариена на рыцарском турнире могут вызвать лишь потешную улыбку, потому что от них прямо таки фанило дешевизной. Тем не менее, за внешний вид мы ставим сериалу плюс, потому что у меня существуют лишь точечные минорные замечания, которым можно и не придавать особого значения.
"Дом Дракона" - заложник жанровой зависимости
Вернёмся к политике. Как я уже заявил ранее, " Дом Дракона" концептуально является таким же политическим сериалом, как и "Игра Престолов". Это очевидный и неоспоримый факт. Можно сказать, что по-другому и быть не могло, но в этом и заключается основная проблематика сериала. Политика сама по себе скучна и уныла. Так было и в оригинальном сериале. Но даже при прочих равных, "Дом Дракона" никогда бы не смог дышать в затылок оригинальному сериалу, потому что у него нет одного фундаментально важного элемента. Думаю, вы могли уже догадаться, что я говорю про мистику. "Игра Престолов" базируется на этом аспекте. Он является не только вспомогательным инструментом, но и бесконечной опорой сериала. Очень часто было не так важно взаимодействие человека с человеком, как его противостояние и бессилие перед неизвестными неведанными силами. Одним магия благоволила, и кто-то мог ей управлять в своих собственных целях, а кого-то она жестоко наказывала за попытку к ней приблизиться. В любом случае, это был главный столп на протяжении всех восьми сезонов. "Дом Дракона" этого банально лишён, отчего происходящее на экране может регулярно усыплять зрителя. Отсутствие мистического элемента в сериале погубило его потенциальное величие, что мы обязаны по праву считать огромнейшим минусом.
Слёзы останутся на месте
Ещё одной жанровой проблемой сериала является отсутствие трагедии как таковой. И я сейчас говорю не про моменты, которые нарочно сделаны для побуждения у зрителя трагических чувств. История приквела весьма интересна, но сценарий явно сделан на скорую руку.
Прежде всего, следует отметить положительную сторону сценария. Диалоги в сериале отменные,и они довольно часто усиливают своим влиянием определённых персонажей, посему последние кажутся весьма самодостаточными. Но общая картина меня удручает. Всё развивается своим чередом и так, как могут предсказывать большинство зрителей. В сериале нет должной интриги и не хватает поворотных ключевых моментов. Я бы даже сказал, что не хватает шока, от которого потом ещё несколько дней не можешь избавиться. "Дом Дракона" стагнирует на протяжении всех десяти серий, а в политической картине это незначительный, но всё таки минус.
Вольная адаптация
Я довольно часто сетую на то, что производство кинематографа, который базируется на какой-либо литературе не должен упираться в рамки этой самой литературы. Шоураннеры Кондал и Сапочник руководствовались той же логикой. Дом Веларионов часто описывали как "люди с бледной кожей, фиолетовыми глазами и серебристо-золотыми волосами". Однако в "Доме Дракона" они оказались богатыми темнокожими аристократами. Само изменение мне не кажется странным или ключевым, но меня сбивает с толку то, что во всём остальном создатели пытались максимально чётко и достоверно подстраиваться под произведение Джорджа Р.Р. Мартина. Дальше, как говорится, думайте сами.
Я не собирался обсуждать актёров, но раз уж затронули эту тему, то несколько словечек замолвлю. В целом про актёрский состав мне нечего сказать ни в хорошем, ни в плохом плане. Кто-то выделяется в лучшую сторону, кто-то в худшую. К тому же на середине сериала каст разительно меняется, так что судить об их способностях прямо сейчас - дело десятое. Я считаю, что в "Доме Дракона" персонажи, которых играют актёры, важнее самих актёров. Поэтому я не считаю нужным заострять на этом внимание, и мы едем дальше.
Любимый момент сериала
Я не планировал этот подпункт до самого конца, но он появился абсолютно внезапно после восьмой серии, которую я, помимо всего прочего, считаю лучшим эпизодом первого сезона. До этого сегмента я бы не сказал, что в сериале было много памятных моментов, которые впиваются в черепную коробку и там надолго остаются с нами.
Но путь Ваизериса Таргариена по тронному залу - совсем другое дело. Эта сцена идеально срежиссирована и сопровождается самым подходящим саундтреком, который только можно было сюда написать. Музыка словно пересказывает все события, которые привели к тому, что появление Короля является столь же великолепным, сколь и отчаянным. В этом отдельном отрезке всё соблюдено идеально, и мне просто не к чему придраться. В самом образе умирающего короля я увидел нотки компьютерной игры Elden Ring, к которой, как всем известно, Джордж Р.Р. Мартин тоже приложил руку. Эта сцена доказывает, что не только сам Мартин сильно повлиял на игру, но и интригующий королевский мир Elden Ring оказал на великого писателя определённое влияние. Особенно это заметно по внешнему виду короля.
Заключение
В выводах хочу поговорить про финал сериала и поделиться своими общими впечатлениями. Я считаю себя поклонником ранней "Игры Престолов", и "Дом Дракона" подарил мне похожие чувства. Да, эмоциональный окрас у приквела намного слабее, но содержание максимально схожее с первыми сезонами оригинала.
Грубо говоря, в сериале ничего не происходит на протяжении всех эпизодов, где в финальных сценах сезона нам выворачивают плотнейший клиффхэнгер на следующий сезон.
Когда я включал "Дом Дракона" то я даже близко не предполагал, что сериал уже давным-давно продлён на второй сезон и завершения всей истории за первые десять эпизодов ждать не стоит. Тем не менее, к середине сериала становится итак понятно, что сюжет жаждет дополнительного развития.
Ходят слухи, что премьера второго сезона запланирована на первый квартал 2024-го года. Что ж, я в режиме ожидания. Потому что "Дом Дракона" мне понравился и оказался не таким беззубым произведением, как я предполагал. Я повторюсь, что всё время просмотра меня не покидало чувство, что я смотрю "Игру Престолов". И это отлично. Именно этого добивались создатели и именно этого хотели фанаты. Пока все получили, что хотели.
Правда, на второй сезон я всё равно смотрю с опасением. С одной стороны, нас ждёт кульминация битвы за престолонаследие, но с другой - сериал уже успел покинуть основной шоураннер. Как это отразится на качестве нового сезона и повествования в целом? Будем ли мы ждать третий сезон или второй успеет рассказать историю до конца? Появится ли в сериале настоящая мистика? Потому что кроме пророчества про грядущую "песнь льда и пламени" у нас практически ничего и нет. Но может, это и получит большее развитие в новом сезоне? Вопросов много, но ответы мы получим только через год.
Рейтинг IMDb: 8.5/10
Рейтинг MyShows: 4.46
Оценка IMDb: 6/10
Оценка MyShows: ★ ★ ✰ ✰ ✰ /★ ★ ★ ★ ★ ( 2 звезды из пяти возможных)
А на сегодня у меня всё, друзья!
До новых встреч.