Найти тему
14,1K подписчиков

Летающий джип СМ-92!

4K прочитали

Всем зашедшим - привет! Как же я на самом деле соскучился по написанию статей про всякие маленькие самолётики - в процессе подготовки материалов смотришь фотографии, такие они все красивые) И сегодня у нас самолёт, который, хоть и выглядит несколько несуразно, тем не менее имеет место быть в нашем рассказе. Сегодня - СМ-92!

Самолёт спроектирован коллективом фирмы Техноавиа. История его началась в далёком 1992-м - всего год после развала Союза, а люди уже создают что-то новое! Под руководством Главного конструктора Вячеслава Петровича Кондратьева был разработан первый прототип, оснащённый двигателем М-14Х и при разработке ориентировавшийся на нормы и требования АП-23 (нормы лётной годности лёгких самолётов). Машина должна была стать многофункциональной - выполнять перевозку пассажиров и грузов (7 человек, груз общей массой до 600кг), иметь возможность использоваться для патрулирования границ, лесных массивов, линий электропередач, газопроводов, тренировки парашютистов.

Всем зашедшим - привет!-2

Самолёт построен по классической схеме высокоплана, имеет хвостовое колесо и сдвижную дверь по левому борту. Доступ в кабину также осуществлятся через отдельные боковые двери.

В этом же году было принято решение, что производиться СМ-92 будет на Смоленском авиационном заводе, где и был заложен первый экземпляр.

Оглавление цикла про маленькие самолёты: если Вы читаете мои рассказы недавно, советую посмотреть)

28 декабря 1993 года в 16 часов СМ-92 «Финист» заводской номер 00-001, пилотируемый летчиком-испытателем 1 класса М.Б. Молчанюком, взлетел с аэродрома «Смоленск Северный». Полет продолжался около 20 минут. Благополучно совершив посадку, самолет зарулил на стоянку.

В целом, первый полёт оправдал ожидания - самолёт получился "что надо" - имел лёгкое управление, был устойчив в воздухе. Имел весьма известный двигатель - М14Х применялся на пилотажных, многоцелевых самолётах Як-50, Як-52, Як-54, Як-55М, Су-26М, Су-29, Су-29М, Су-31М, Су-31, Су-26. Однако, его мощности в 360 сил на взлетном режиме несколько не хватало, поэтому с самого начала производства конструкторы задумывались над решением этой проблемы.

После первого полёта в течение месяца продолжались испытательные полеты, оперативно в конструкцию вносились изменения, повышающие надежность работы систем и комфортность в кабине, выявлялись и устранялись дефекты.

Всем зашедшим - привет!-4

В январе 1995 года началась разработка специальной модификации для пограничных служб. Это должен быть специализированный самолет, предназначенный для патрулирования сухопутных и прибрежных морских границ, уничтожения малоразмерных наземных целей, оперативной доставки наряда пограничников, проведения поисково-спасательных работ. Этот вариант получил обозначение СМ-92П. От гражданского он отличался установкой легкосъемного вооружения. Конструкторская документация на доработку самолета начала поступать на завод в июне. К августу машина была доработана в погранично-патрульном варианте. В сжатые сроки были проведены испытательные полеты, и самолет перелетел на аэродром города Жуковский для участия в МАКС - 1995.

2 августа 1995 самолёт отправился в кругосветный перелёт. Вокруг земного шара его повели летчики-испытатели 1 класса В.П. Макагонов, М.Б. Молчанюк и бортинженер В.И.Алексеенко. Цель полета — рекламно-испытательная. Маршрут был проложен из Смоленска через Брест, Лондон, Рейкьявик, затем полторы тысячи километров над Атлантическим океаном. Посадка в Ванкувере (Канада), где самолет принял участие в авиасалоне «Эйршоу Канада». Далее перелет проходил через Аляску до российской бухты Провидения, затем через Магадан - Якутск - Мирный - Красноярск - Новосибирск - Ульяновск в Москву. 3 сентября самолет благополучно приземлился на аэродроме в Тушино.

Всем зашедшим - привет!-5

СМ-92, в целом хоть и показал себя перспективной разработкой, долгое время не мог пройти сертификацию. Плюс к этому устанавливающийся на машину бензиновый двигатель М-14 (альтернативы которому в России не производилось) имел недостаточную мощность для самолётов подобного типа. А для установки подходящего зарубежного двигателя с последующей сертификацией у фирмы «Техноавиа» не хватало средств.

Поэтому разработчики были вынуждены продать проект сторонней фирме с условием совместной сертификации. За работу взялась словацкая авиастроительная компания «Aerotech Slovakia», которая в итоге сертифицировала СМ-92 по европейским нормам, установив на него двигатель Walter M-601. Словацкий SMG-92 Turbo Finist совершил первый полёт 6 ноября 2000 года.

Всем зашедшим - привет!-6
Всем зашедшим - привет!-7

Самолёт, к сожалению, очень долго проходил сертификацию - только к 2008 году был получан сертификат типа по АП-23. К концу 1995 года была оплачена поставка примерно 30 самолетов, в том числе 16 самолетов для ФПС и 5 - для заказчиков из Бельгии. При этом, до 2007 года было выпущено 26 самолётов. Первый самолет Финист был куплен Майклом Кримблом - шеф-пилотом Английской Королевы для личных нужд. Второй самолет приобрел аэроклуб г. Брюсселя.

В настоящее время АО "НПЦ газотурбостроения "САЛЮТ" разрабатывает отечественный двигатель ТВ-500С мощностью 630 л.с., которым будет оснащаться самолёт СМ-92Т.

Всем зашедшим - привет!-10

В целом, СМ-92 Финист - хороший самолёт, выполняющий свои функции. Да, может, большого распространения он не получил, но тем не менее достаточно надежно занял свое место в рядах самолётов отечественной авиации.

Всем зашедшим - привет!-12

Надеюсь, мой рассказ был Вам интересен. Пишите в комментарии, про какие ещё самолёты рассказать! А еще я думаю, что вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал, чтобы не пропускать новые интересные статьи)) Вам - несложно, мне - приятно ツ