Найти тему

Как лечили крестьян 100 лет назад

Эта статья о Косихинской волостной больнице, пациентами которой, конечно же, были и малаховцы, написана на основе архивных документов и периодической печати

Много человеческих жертв принесло сибирское крестьянство знахарству, колдовству, самобытным способам лечения. Вера в тёмные силы так прочно вошла в сознание и быт, что фельдшерскому участку в начале 20 столетия доставалось немного пациентов.

Не очень-то спешили крестьяне Косихинской волости с обращениями в больницу, если уж «совсем прижмёт», с последней стадией заболевания, когда врач и сделать-то уже ничего не в силах. Заболевших и их родственников останавливали то страда, то распутица, то «лошадь занемогла» (её ценность иногда была выше здоровья жены или ребёнка). Сказывалась традиция обходиться бабкиными шепотками, заговорами, чудодейственными эликсирами. Например, с «женскими» болезнями идти к врачу было стыдно: это нужно делать в светлое время суток, бросать дневную работу, идти на приём на виду у всей деревни, что может повлечь за собой догадки, пересуды и домыслы. Рождение детей под наблюдением акушерки и врача тоже не было популярным среди сельского населения. А по статистике, в начале 20-х годов прошлого века, ежедневно в Косихинской волости появлялись на свет 5 младенцев, то есть 10 жизней каждый день подвергались опасности. Описываются случаи извлечения ребёнка с помощью кузнечного инструмента, повитухи отрывали во время родов детские конечности.

Прививки тоже приняли не все и не сразу, пытались всячески оградить от них детей. В Верх-Жилино на защиту медицины встал школьный учитель. Когда в деревне появилась оспа, чтобы остановить распространение, учитель убеждал матерей привить ребятишек. Но женщины готовы были забрать детей из учебного заведения, только бы не помечать их "антихристовой печатью":

  • Ведь воспенник-то, А.М., хто он такой есть? Это антихрист-то и есть. Родители-покойники сказывали, что эту воспу из телят берут
  • Батюшка-покойник не баславил прикладывать воспу, пущай хуть в тюрьму сажают

Крестьяне охотно строили и содержали церкви, дома для священнослужителей, но "заламывали" без стеснения цену на аренду жилья для прибывшего в 1915 году доктора.

Село Малахово в начале 20 века
Село Малахово в начале 20 века

Но, справедливости ради, нужно заметить, что и у крестьян было много претензий к медицинскому персоналу Косихинской волостной больницы, который нередко из-за своих действий или бездействия становился объектом разбирательств Губздрава, газетных публикаций и судебных тяжб в начале 20-х годов 20 века.

Одно из главных действующих лиц местного медицинского сообщества того времени – доктор Н. Клементовский, который заведовал больницей с 1920 года по 1924. Вот как описывается состояние медицинского учреждения во время его руководства:

«За всё это время больница была недопустима грязна. Около крыльца и у коновязей навоз никогда не убирается. Заразный барак не оштукатурен и представляет собой сплошной клоповник, и больные вопят, чтобы их увезли от клопов. Столы в аптеке и приёмной накрыты истрёпанными клеёнками, медики вытирают руки об какие-то дочерна замусоленные тряпки, на которые противно глядеть; этими же тряпками вытираются ступки и пестики для растирки лекарств. Сам врач Клементовский в свободное от приёма время приходит в аптеку, залазит на стол, где готовят лекарства и сидит, рассыпая лошадиную шерсть и грязь, оставшуюся у него после верховой езды (Клементовский большой любитель лошадей). В заразном бараке клозеты чистятся скверно, и сиделки приучились лить из-под больных прямо с крыльца. Лучший из больничных домов врач Клементовский взял себе под шикарную квартиру. Тут и шикарная кухня, и все службы. Зато больным негде еды сготовить. Самые ценные лекарства Клементовский держит у себя на квартире, и фельдшера в нужных случаях бегают к нему, а если доктора нет дома, то больной получает вместо нужного и имеющегося – что-нибудь… Как врач, Клементовский прославился знаменитым вскрытием труппа в коммуне «Майское утро». При всём наборе нужных инструментов он, на глазах толпы, не мог вскрыть черепа, чтобы осмотреть оболочки и буквально расхряпал его жердью и плотницким топором!!! В чём на суде сам и признался»

Косихинская больница сто лет назад широко практиковала метод приёма пациентов или отпуска лекарств больным за вольные и невольные подношения. Предполагалось, что крестьяне, чтобы получить квалифицированную и, главное, своевременную помощь, должны переступить порог больницы не с пустыми руками, а с маслом, яйцами, мясом и прочей сельскохозяйственной продукцией. Иначе – персонал больницы оказывался очень занятым, а лекарство внезапно из аптеки исчезало. Фельдшера, не стесняясь, говорили пациентам:

- Мы же тоже хотим есть, а какое нам жалование платят ?

Гражданка Александра Победоносцева обратилась к фельдшеру Барановичу с просьбой сделать эмульсию для дочери, страдающей дизентерией. После слёзных и бесполезных упрашиваний, Баранович признался:

- Не дам… Мы для своих детей бережём.

Клементовский же, призвал Победоносцеву радоваться тому, что у неё умирает единственная дочь:

- Освободишься….

Временами ситуация в больнице ненадолго исправлялась после очередной проверки или разоблачительной статьи.

Продолжение следует