Безмолвные свидетели говорят о судьбе героического экипажа: раскопки штурмовика Ил-2, пропавшего без вести в 1943 году

12K прочитали

В сентябре 2004 года поисковиками клуба «Огненная дуга» в лесу Должик Белгородского района была найдена воронка с находящимися рядом частями обшивки самолёта. Приступили к раскопкам.

Историко-поисковый клуб «Огненная дуга» в лесу у самовара во время обеда.
Историко-поисковый клуб «Огненная дуга» в лесу у самовара во время обеда.

На глубине более трех метров был найден редуктор двигателя с коком (обтекателем) воздушного винта, нос самолёта с загнутым винтом, части фюзеляжа... Тщательно изучив найденное, сделали вывод, что это части нашего штурмовика Ил-2.

В сентябре 2004 года поисковиками клуба «Огненная дуга» в лесу Должик Белгородского района была найдена воронка с находящимися рядом частями обшивки самолёта. Приступили к раскопкам.-2

На очищенном от различных наслоений и грязи редукторе хорошо сохранился номер Ф-242648. Это была настоящая удача, так как там же дублировался и номер двигателя, по которому можно было установить и экипаж сбитого Ила.

В сентябре 2004 года поисковиками клуба «Огненная дуга» в лесу Должик Белгородского района была найдена воронка с находящимися рядом частями обшивки самолёта. Приступили к раскопкам.-3

В результате работы в Центральном архиве Министерства обороны РФ выяснили, что 3 августа 1943 года с боевого задания не вернулся экипаж 61 штурмового авиационного полка 291 штурмовой авиационной дивизии «летчик лейтенант Бунатян, стрелок старший сержант Грищенко, самолет Ил-2 № 1871651 с мотором ф-242648».

Чуть позже был найден Акт расследования летных боевых потерь 61 шап.

В сентябре 2004 года поисковиками клуба «Огненная дуга» в лесу Должик Белгородского района была найдена воронка с находящимися рядом частями обшивки самолёта. Приступили к раскопкам.-4

К сожалению, в архивных документах сохранилось немного сведений о погибшем экипаже.

Грищенко Иван Петрович родился в 1922 году в селе Селище Житомирской области. На фронте с первых дней войны. В 61 шап в должности стрелка воевал с января 1943 года. 5 июля во время выполнения боевого задания был легко ранен. За успешно произведенные 17 боевых вылетов был посмертно награжден орденом «Отечественной войны II степени».

Бунятян Эдуард Гайкович, курсант Кировобадской ВАШП
Бунятян Эдуард Гайкович, курсант Кировобадской ВАШП

Бунятян (Бунатян) Эдуард Гайкович родился 8 декабря 1922 года. После окончания средней школы поступил учиться в Кировобадскую Военную авиационную школу пилотов им. Хользунова. С августа 1942 года воевал в составе 61 шап. К июлю 1943 года Эдуард Гайкович опытный и закаленный в боях пилот. За 31 успешный боевой вылет награжден двумя орденами: «Красной Звезды» и «Красного Знамени».

Два раза его самолет был подбит над территорией противника, но используя мастерство летчика и живучесть Ила сумел «перетянуть линию фронта и самолеты благополучно посадить на своей территории».

5 июля 1943 года спас жизнь будущему Герою Советского Союза младшему лейтенанту Александру Васильевичу Ракову.

Раков Александр Васильевич
Раков Александр Васильевич

В этот день летчики 61 шап уничтожали живую силу и технику противника в районе села Бутово. Во время выполнения боевого задания Ил-2 младшего лейтенанта Ракова был атакован тремя истребителями противника. На помощь молодому неопытному пилоту, да и к тому же совершавшему свой первый боевой вылет, поспешил лейтенант Бунятян. К этому времени он сам был ранен в голову осколком зенитного снаряда, а на самолете были перебиты рули управления. В завязавшемся воздушном бою Эдуард Гайкович сбивает один самолет противника и сопровождает до своей территории, отбивая атаки немецких истребителей, Ил-2 младшего лейтенанта Ракова.

Газета "Правда" №-174 от 12.07.1943 года
Газета "Правда" №-174 от 12.07.1943 года

Свой последний боевой вылет лейтенант Бунятян вместе с воздушным стрелком старшим сержантом Грищенко совершил 3 августа 1943 года. В этот день группа самолетов, состоящая из 12 Ил-2 (ведущий капитан Рассмоторов), атаковала войска противника в районе села Высокое (8 км северо-западнее Томаровки). Экипажу лейтенанта Бунятяна бала поставлена задача: сфотографировать результаты нанесения удара группы.

«По словам экипажей лейтенант Бунятян в момент фотографирования был подбит прямым попаданием из зенитной артиллерии, обстреливающей из района деревни Высокое».

В сентябре 2004 года поисковиками клуба «Огненная дуга» в лесу Должик Белгородского района была найдена воронка с находящимися рядом частями обшивки самолёта. Приступили к раскопкам.-8

До места падения, в лесу Должик, Ил-2 пролетел еще около 25 километров. Что послужило причиной падения – попадание зенитного снаряда, тяжелое ранение пилота, действие немецких истребителей или все вместе взятое, сейчас к сожалению, выяснить невозможно. Но ясно одно. Лейтенант Бунятян до последних секунд своей жизни пытался увести боевую машину на свою территорию. За героизм и мужество проявленные в боях с германским фашизмом посмертно был награжден орденом «Отечественной войны I степени».

p.s.: Выражаем большую благодарность С.В. Петрову за предоставленные фотоматериалы.

Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.