В сентябре 2004 года поисковиками клуба «Огненная дуга» в лесу Должик Белгородского района была найдена воронка с находящимися рядом частями обшивки самолёта. Приступили к раскопкам.
На глубине более трех метров был найден редуктор двигателя с коком (обтекателем) воздушного винта, нос самолёта с загнутым винтом, части фюзеляжа... Тщательно изучив найденное, сделали вывод, что это части нашего штурмовика Ил-2.
На очищенном от различных наслоений и грязи редукторе хорошо сохранился номер Ф-242648. Это была настоящая удача, так как там же дублировался и номер двигателя, по которому можно было установить и экипаж сбитого Ила.
В результате работы в Центральном архиве Министерства обороны РФ выяснили, что 3 августа 1943 года с боевого задания не вернулся экипаж 61 штурмового авиационного полка 291 штурмовой авиационной дивизии «летчик лейтенант Бунатян, стрелок старший сержант Грищенко, самолет Ил-2 № 1871651 с мотором ф-242648».
Чуть позже был найден Акт расследования летных боевых потерь 61 шап.
К сожалению, в архивных документах сохранилось немного сведений о погибшем экипаже.
Грищенко Иван Петрович родился в 1922 году в селе Селище Житомирской области. На фронте с первых дней войны. В 61 шап в должности стрелка воевал с января 1943 года. 5 июля во время выполнения боевого задания был легко ранен. За успешно произведенные 17 боевых вылетов был посмертно награжден орденом «Отечественной войны II степени».
Бунятян (Бунатян) Эдуард Гайкович родился 8 декабря 1922 года. После окончания средней школы поступил учиться в Кировобадскую Военную авиационную школу пилотов им. Хользунова. С августа 1942 года воевал в составе 61 шап. К июлю 1943 года Эдуард Гайкович опытный и закаленный в боях пилот. За 31 успешный боевой вылет награжден двумя орденами: «Красной Звезды» и «Красного Знамени».
Два раза его самолет был подбит над территорией противника, но используя мастерство летчика и живучесть Ила сумел «перетянуть линию фронта и самолеты благополучно посадить на своей территории».
5 июля 1943 года спас жизнь будущему Герою Советского Союза младшему лейтенанту Александру Васильевичу Ракову.
В этот день летчики 61 шап уничтожали живую силу и технику противника в районе села Бутово. Во время выполнения боевого задания Ил-2 младшего лейтенанта Ракова был атакован тремя истребителями противника. На помощь молодому неопытному пилоту, да и к тому же совершавшему свой первый боевой вылет, поспешил лейтенант Бунятян. К этому времени он сам был ранен в голову осколком зенитного снаряда, а на самолете были перебиты рули управления. В завязавшемся воздушном бою Эдуард Гайкович сбивает один самолет противника и сопровождает до своей территории, отбивая атаки немецких истребителей, Ил-2 младшего лейтенанта Ракова.
Свой последний боевой вылет лейтенант Бунятян вместе с воздушным стрелком старшим сержантом Грищенко совершил 3 августа 1943 года. В этот день группа самолетов, состоящая из 12 Ил-2 (ведущий капитан Рассмоторов), атаковала войска противника в районе села Высокое (8 км северо-западнее Томаровки). Экипажу лейтенанта Бунятяна бала поставлена задача: сфотографировать результаты нанесения удара группы.
«По словам экипажей лейтенант Бунятян в момент фотографирования был подбит прямым попаданием из зенитной артиллерии, обстреливающей из района деревни Высокое».
До места падения, в лесу Должик, Ил-2 пролетел еще около 25 километров. Что послужило причиной падения – попадание зенитного снаряда, тяжелое ранение пилота, действие немецких истребителей или все вместе взятое, сейчас к сожалению, выяснить невозможно. Но ясно одно. Лейтенант Бунятян до последних секунд своей жизни пытался увести боевую машину на свою территорию. За героизм и мужество проявленные в боях с германским фашизмом посмертно был награжден орденом «Отечественной войны I степени».
p.s.: Выражаем большую благодарность С.В. Петрову за предоставленные фотоматериалы.
Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Ю. Глазунов.