Найти в Дзене

Как поддерживать успех, достигнутый после курса реабилитации?

Во время курса реабилитации удается добиться улучшений по ходьбе и пересаживании, использованию руки, использованию речи и т.п. Однако, через какое-то время эти достижения начинают пропадать.

Почему же так происходит?

Все потому, что человек после реабилитации не пользуется наработанными навыками в жизни.

Люди тренируют мышцы, координацию, память, внимание и другие нужные функции при выполнении обычных дел:

  • Мы ходим на работу, на прогулку с собакой, с детьми, в магазин – ходим и тренируем ходьбу и выносливость.
  • Готовим, моем, печатаем – тренируем координацию и силу рук.
  • Разговариваем с кассиром, по телефону, в транспорте, на работе – тренируем речь.
  • Решаем бытовые задачи – как купить, привезти, успеть, спланировать – тренируем концентрацию внимания, память и мышление.

От 80 до 100% нашей дневной активности приходится на самые обычные рутинные дела, а не на занятия физкультурой и специальные тренировки мышления. Риторику для себя мы тоже как правило, не тренируем. Вот и получается, что для поддержания реабилитации человеку нужны самые обычные домашние дела.

В странах, где реабилитация хорошо развита, есть реабилитологи, специализирующиеся на реабилитации через повседневные дела – эрготерапевты. Они умеют составлять из обычных дел целый курс тренировок так, чтобы это было гарантированно безопасно и полезно. У нас таких специалистов мало, но кое-что можно попробовать делать и самостоятельно.

-2

При обучении без специалиста важно учесть, что после инсульта в некоторых моментах мозг «возвращается в детство». Его нужно заново научить управлять рукой или ногой, артикулировать, жевать и так далее. Любой бытовой навык состоит из множества движений: необходимости планировать действия, что-то соотносить, удерживать равновесие, различать предметы, определять их вес, манипулировать предметами и так далее.

Иногда навык нельзя восстановить в прежнем виде, например, человеку придется учиться использовать левую (не ведущую) руку, использовать оборудования для захвата или технические средства реабилитации. Это будет совершенно другая комбинация движений и новый навык.

После инсульта человек не ощущает свое тело как раньше, не понимает его возможности и ограничения, может переоценивать и недооценивать себя. Прежний опыт не всегда работает и это нужно учесть.

Неудобная среда будет тормозить обучение. Нужно продумать безопасные маршруты для ходьбы – хорошо и равномерно освещенные, без рытвин и вязкого грунта на улице, без порогов и скользящих под ногами ковриков дома. Если действия выполняются сидя, то и стул и рабочая поверхность стола должны иметь удобную высоту, все необходимые вещи оказаться под рукой. Стул должен быть не слишком мягким и не слишком жестким, иметь спинку для полной опоры.

-3

Ухаживающим родственникам важно не развить у себя гиперопеку и не вести с человеком, перенесшим инсульт, как с маленьким ребенком. Если какая-то деятельность безопасна, разрешите и поддерживайте ее, пусть даже она будет неловкой, медленной или неаккуратной. При регулярном выполнении качество улучшится, а человек будет доволен своей самостоятельностью и сможет поддерживать функции после реабилитации.