Найти тему

Отметки одинаковые, а аттестаты разные. Обратная сторона школьной автономии.

Оглавление

Конец марта - начало апреля - время весенних каникул в российских школах. Но вместе с радостью от предстоящего отдыха у учащихся и их родителей иногда возникают другие менее приятные чувства, связанные с выставлением отметок. Начинаются конфликты, взаимные претензии школы и родителей.

Но бывают случаи, когда и учитель оценил по критериям правильно, и учащийся заслуженно (не списывал) получил хорошую отметку, а проблема осталась, только перешла на другой уровень.

Представьте две соседние школы в Москве. Двое учащихся, которых добросовестно учились весь триместр (четверть). В электронном журнале у каждого из них стоят одинаковые отметки по всем предметам, допустим: 4,5,4,5.

Однако по итогам триместра (четверти) учащемуся в одной школе выставили «4» по всем предметам, и он стал хорошистом, а другому - «5» и он стал отличником.

Думаете такое невозможно? Как так получилось?

Давайте разбираться!

Вначале уточним вопрос с определениями «отметка» и «оценка», так как это разные понятия. Оценка – это инструмент измерения результативности обучения. Отметка – цифровое, в данном случае балльное выражение результата оценивания. То есть на уроке учитель оценивает знания учащегося (производит оценку), выставляя в конце урока отметку.

Двигаемся дальше!

В России правовое поле участников образовательных отношений регулирует федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с ч.1 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" школа «обладает автономией , под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов…».

В соответствии с ч.2 ст. 30 школа «принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…».

Таким образом, школа, принимая соответствующий локальный акт, самостоятельно решает, как будут выставляться учащимся отметки за триместр (четверть), за год. И так в каждой школе страны!

Давайте посмотрим, как это происходит в московских школах.

Вначале отметим, что в российских школах действуют две системы оценивания в электронном журнале: одни школы использует систему отметок с весом, когда отметки за контрольные и проверочные имеют больший вес, а значит оказывают большее влияние на итоговую отметку. В других школах все отметки одинаковы (по силе).

В нашем эксперименте для упрощения и понимания ситуации, представим, что все отметки, полученные нами, имеют одинаковый вес.

Рассмотрим скриншоты локальных актов нескольких московских школ. Все школы входят в топ-рейтинг Департамента образования и науки города Москвы по итогам 2021-2022 учебного года. Скриншоты локальных актов сделаны с официальных сайтов школ 20 марта 2023 года. Мы намеренно не публикуем номера московских школ, чтобы не вызвать негативные эмоции читателей в отношении некоторых учреждений и обвинений в предвзятости.

Начинаем виртуальное путешествие по школам!

-2

Как видите, в первой школе чтобы получить 5 за триместр (четверть), например, по истории нужно, чтобы средний балл был – 4,50.

Это значит, что если у вас за триместр (четверть) стоят текущие отметки, например: 4, 5, 4, 5. То в этой школе за триместр (четверть) вам поставят – 5.

Идем в другую школу.

-3

В этой школе, чтобы получить 5 за триместр (четверть) по истории нужно, чтобы средний балл был – 4,65.

Кажется разница совсем небольшая, но, чтобы получить 5 за триместр (четверть) в этой школе, вам придется заработать на две 5 больше, чем в предыдущей школе! Отметки должны быть такими: 4, 5, 4, 5, 5, 5.

Следующая школа!

-4

В этой школе, чтобы получить 5 за триместр (четверть) по истории нужно, чтобы средний балл был – 4,71.

Отметки должны быть такими: 4, 5, 4, 5, 5, 5, 5.

Разница между первой школой и последней 5, 5, 5 (три пятерки!).

А теперь представьте, что вы учащийся 9 класса! За одинаковые отметки в разных школах вы станете либо хорошистом, либо отличником.

А теперь самое главное - при поступлении в колледж будет конкурс аттестатов! Допустим учащиеся этих школ одинаково сдали ОГЭ. Учащиеся какой школы получат преимущество при поступлении?

А как же равные для всех возможности!!!

Вот она – обратная сторона школьной автономии!

Что можно сделать для решения проблемы?

Вопрос решаем. Предлагаем несколько вариантов решения:

Вариант №1

На законодательном уровне в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносятся соответствующие изменения – вводится единая школьная система оценивания.

Вариант №2

Министерство просвещения Российской Федерации может издать соответствующий приказ.

Конечно, проблема объективности выставления отметок намного шире и сложнее. В этой статье мы затронули лишь один небольшой её аспект.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника! Хотелось бы, чтобы этот год стал годом решения уже давно назревших проблем в образовании, а не бесконечных ненужных конкурсов и мероприятий для галочки. Решение вопроса о единой системе оценивания было бы хорошим первым шагом на пути к Новой эффективной школе.

Уважаемые читатели, если вы поддерживаете наше предложение, то прошу своим лайком выразить одобрение. Для нас будет еще приятнее, если вы станете нашим новым подписчиком.

Сделаем нашу школу более эффективной вместе!