Кто из родителей не любит беззаботно проводить часы со своим ребенком? Походы, пикники, игры, беседы обо всем на свете… Но иногда приходится вспомнить о роли наставника и помочь малышу сформировать правильное восприятие ситуации.
Как донести до младшего собеседника суть сказанного?
1. Говорите прямо: избегайте пространных намеков, сложных конструкций и слов с непонятным для ребенка значений.
- Если произошло нечто, требующее обсуждения, не старайтесь смягчить ситуацию: называйте вещи своими именами, чтобы у ребенка сформировались понятия о «хорошем» и «плохом».
2. Влияние обстановки. Бывают реальные моменты, когда фразы «не в то время» или «не в том месте» имеют решающее значение. Возможно, ребенок хочет чему-то научиться или выговориться, но он очень устал.
- Вместо бесконечных расспросов, родителям лучше взять паузу. Дождитесь, пока малыш успокоится, и потом начинайте диалог.
Поддерживайте его заинтересованность: задавайте ненавязчивые вопросы, прислушивайтесь к тому, что говорит маленький собеседник.
3. Использование оригинальных способов. Бывает, что взрослым не хватает слов, чтобы начать беседу с ребенком. Особые затруднения вызывают обсуждения откровенных тем или ведение конструктивного спора с малышом.
- В подобных случаях можно подойти к задаче креативно: устройте своеобразный квест, составьте письменный договор или отправьте послание.
Письменное изложение мыслей поможет найти нужные слова, продумать желания и «прощупать почву».
К тому же визуальное отражение просьбы послужит наглядным напоминанием «сказанного» для ребенка.
4. Приводите наглядные примеры. Итак, беседа проведена, взрослый сказал все, что хотел, ребенок кивнул, что все понял, но так ли это? Чтобы «закрепить материал», опишите теорию примерами.
- Например, почему так важно говорить правду (басня о мальчике, кричащем «волк»), как правильно переходить оживленную дорогу (озвучивание запоминающихся частушек с правилами) и так далее.
Можно приводить примеры из сказок или собственный жизни, в зависимости от возраста ребенка.
Мера важна во всем: говоря с ребенком на серьезные темы, воспринимайте его как взрослого: не нужно заведомо «оберегать» его от «сложной» информации. Кто знает, возможно, он знает даже больше, чем вы сами?