В 1968 году, когда "холодная война" шла полным ходом, К-129 - советская подводная лодка, оснащенная тремя баллистическими ракетами, - затонула вскоре после того, как покинула свой порт в Тихом океане у полуострова Камчатка.
Несмотря на значительные усилия по восстановлению, предпринятые советским правительством, они отказались от своих поисков, потому что им не хватало технологий. Понимая, что СССР не знали точного местоположения подводной лодки и того, что это была главная сила советской разведки, США планировали ее украсть. Миссия получила название "Азориан".
ВМС США удалось определить точное местоположение K-129 с использованием подводных технологий сонара вскоре после того, как подводная лодка затонула (информация, как они узнали о его гибели, также не была обнародована).
Читайте также: Загадка Летучего Голландца с точки зрения физики
С большим вниманием к тому, как можно было бы поднять 1750-тонную подводную лодку длиной 40 метров, расположенную на глубине 4,5 км в условиях полной секретности, ЦРУ наняло подрядчиков и инженеров, которые считали, что единственный вероятный способ выполнить эту почти невозможную задачу заключалась в использовании массивного механического когтя.
Построенный между 1970 и 1974 годами, коготь был построен в тайне и загружен погруженной баржей под Hughes Glomar Explorer, глубоководным горнодобывающим судном, принадлежащим миллиардеру Говарду Хьюзу. Хьюз предоставил столь необходимую прикрытие для ЦРУ, в котором они, казалось бы, проводят морские исследования и добычу полезных ископаемых на огромных глубинах.
На корабле также были смонтированы большая буровая установка, кран для перекачки труб, центральная пристань для хранения подводной лодки и двери, которые открывались и закрывались под корпусом лодки. Чтобы избежать любопытных взглядов советских самолетов, кораблей и спутников-шпионов, весь проект «Азориан» проводился под водой.
Читайте также: Затонувшая нацистская подводная лодка обнаружена в Норвегии
4 июля 1974 года исследователь Хьюз Гломар отплыл из Лонг-Бич, штат Калифорния, к месту затопления и оставался в этом месте более месяца, так что никто не заметил, даже когда советские корабли и самолеты все время следили за происходящим.
Чтобы поднять подводную лодку, инженерам пришлось применять опорную стальную трубу из 18-метровых секций, чтобы противостоять течению океана. После того как они зажали подводную лодку, им нужно было повернуть процесс вспять, удалив опорные балки одну за другой.
Однако когда коготь, схвативший К-129, находился на трети пути вверх, часть субмарины оторвалась, погрузившись обратно в пропасть темного океана. Однако чудесным образом экипажу удалось спасти часть, в которой находились тела шести советских подводников.
Читайте также:Семь легендарных российских субмарин
Подводники К-129 получили надлежащее захоронение в море. В 1992 году директор ЦРУ Роберт Гейтс предоставил фильм о погребении президенту России Борису Ельцину.
После потери важного участка субмарины была запланирована вторая миссия, похожая на проект «Азориан», чтобы подобрать ее аналогичным образом. Однако она тоже не удалась. Перед запуском проекта воры ворвались в некоторые офисы Говарда Хьюза и украли секретные документы, которые связывали Хьюза с ЦРУ, и вскоре после этого был обнаружен невероятно скрытный проект. Затем СССР назначил корабль для охраны района, и во избежание усиления эскалации Белый дом отказался от будущих миссий, таких как проект «Азориан», одной из самых смелых тайных операций в истории разведки США.
Фото: autogear.ru
Читайте также: Одна российская субмарина может уничтожить целый континент
Оригинал этой статьи расположен по адресу: https://www.glavtema.ru/articles/2023-03-25/podvodnayalodka/4601/