Найти тему
Lipetskmedia.ru

Овчарка Мира помогает полицейскому-кинологу следить за порядком в Липецке

Лариса Мошнина — одна из немногих женщин в патрульно-постовой службе полиции Липецка. Вместе с немецкой овчаркой Мирой она почти каждый день выходит на улицы города. Они идут мимо детских площадок и вдоль дворов, заглядывают на рынки и в парки. Серьёзная и спокойная Мира помогает Ларисе следить за порядком. А дома кинолога ждёт ещё один верный друг — маленькая и игривая Сапфира. Однако воспитывать служебную собаку совсем не то же самое, что домашнюю.

В 2015 году Лариса сменила профиль работы. Раньше она организовывала интервью, писала статьи и вела сайт регионального управления вневедомственной охраны УМВД, а теперь вместе с верным четырёхлапым напарником следит за порядком в областном центре. Из инспектора по взаимодействию со СМИ стала полицейским-кинологом ППС.

Зооняня
Выбор профессии не удивил родных Ларисы. Мира — её четвёртая собака. И первая — служебная.
Обычно обучение на кинолога занимает около полугода. Специалисты могут поехать в Ростов, Уфу или подмосковный Егорьевск, но Лариса осталась в липецком центре кинологической службы. Здесь же на свет появилась её собака, а потом звериным чутьём выбрала себе напарника.

— Тогда в центре было 15 щенков, — рассказывает кинолог. — Я встала посреди вольера. Вокруг меня бегала-прыгала целая орава. Многоголосый лай и множество умных глаз. И вот одно маленькое пушистое создание дождалось, пока все остальные отойдут, легло ко мне в ноги пузом кверху — мол, чеши меня. Ну и что это за выходка такая! Я щенка, конечно, погладила, походила ещё минут десять, смотрю: опять бежит. Так что ещё вопрос, кто кого присмотрел.

В кинологическом центре так заведено, что новые сотрудники пишут на листочках разные собачьи клички. Тем, кто работает со щенками не первый год, требуется свежий взгляд. Лариса тоже предложила свои варианты. Между Брэмом, Фрейей и Лордом затесалась кличка Мира, которая досталась именно той собаке, с которой они теперь патрулируют улицы.

О воспитании собак Лариса знает если не всё, то многое, и может говорить часами. Это и понятно: к такому существу привязываешься, как к ребёнку. Те же заботы. Чтобы сделать из маленького щенка служебную собаку, его переселяют в отдельный вольер. И начинают заниматься «послушкой». Обучение можно сравнить с подготовкой полицейских: у служебных собак есть своя «строевая подготовка». Команды «рядом!», «сидеть!» и другие, кроссы и полоса препятствий, а также рукопашный бой. Или зубопашный?
А ещё человек и животное привыкают друг к другу. Найти общий язык — самое сложное, потому что у каждого щенка свои особенности. И характер. Как у человека.
— Миру нужно было учить слушать и понимать меня. А щенок в ответ учил меня понимать его, — объясняет Лариса.

У людей есть речь, чтобы сказать «я не хочу», «мне не нравится». Животное показывает свои чувства и желания только поведением, и кинологу очень важно его считывать и повторять элементы дрессировки, но по-разному, чтобы собака постепенно понимала, чего от неё хотят. Со временем щенок осознаёт, кто из кинологов его хозяин.

— Когда я прихожу после выходных, Мира так радуется. Я это понимаю как «наконец-то ты со мной», — улыбается Лариса. — И на службе так же: собака пойдёт с тобой на край света, если между вами есть взаимопонимание. «Кинолог туда, и я за ним, кинологу нужна помощь, и я не подведу». Это нарабатывается на эмоциях и чувствах.

Здесь, как и у людей, бывают более или менее талантливые кандидаты. Но даже в этом случае к серьёзным тренировкам и профессиональному обучению четвероногий «кадет» подходит в определённом возрасте. До этого полицейские присматриваются к нему и постепенно приучают к мысли, что теперь на его «плечи» ляжет ответственная задача — охранять закон.
Собачья работа
В полгода кинологи определяют специализацию собаки. Мира — пат¬рульно-постовая, а значит, универсал. Она не ищет наркотики или взрывчатые вещества, но несёт службу на улицах города, работает по следу, конвоирует задержанных, а самое главное — защищает свою напарницу.

— Когда сотрудники полиции подходят на улице к нетрезвому человеку, от такого можно ожидать чего угодно, — объясняет Лариса. — Если рядом служебный пёс, люди себя ведут совершенно по-другому. Тон меняют и не жестикулируют так сильно. Это инстинкт самосохранения: человек не знает, как в той или иной ситуации поступит животное. Однако без команды Мира ни в коем случае не проявляет агрессию. Пёс и человек должны быть, что называется, на одной волне. Понимать друг друга без слов, иногда — буквально.
Ларисе Мошниной с коллегой и Мирой на патрулировании доводится пресекать кражи и мелкое хулиганство. Но случаются и более серьёзные инциденты.
— Нас вызвали на семейный конфликт. Одного человека по заявлению нужно было доставить в отдел полиции, — рассказывает Лариса. — А тут пьяный сосед. Начал руками размахивать, кричать: «Отдайте кореша!» Подошёл ко мне вплотную. Мира напряглась и была готова по моей команде вцепиться в дебошира. Мы встретились с ней глазами, и моя собака молча, не меняя позы, показала свой оскал. А он у неё впечатляющий. Сосед тоже молча убрался восвояси.

Четвероногие спецсредства
Профессия кинолога — мужская. Женщин не так много из-за нагрузок. С собакой нужно заниматься и в мороз, и в жару. При этом не просто минут 30 постоять на улице, а бегать и прыгать как минимум три часа. У патрульно-постовой службы тренировки раз в неделю, но перед тем, как заступить на дежурство, четвероногого сотрудника надо ещё выгулять.

Лариса трудностей не замечает — привыкла с вуза. В Воронежском институте МВД на курсе из ста человек было только 16 девчонок. И выносливость там должна быть на одном уровне с сильным полом.
Тренировки проходят не только в кинологическом центре. Лариса и Мира часто занимаются на защитных тренингах. Специалист из другого региона, а значит, чужой, незнакомый, имитирует нападение. Задача собаки — постоять за себя и человека, а кинолога — правильно взаимодействовать с животным. Тут даже поводок требуется держать особым образом.

В роли агрессора на защитном тренинге попробовала себя и дочь Ларисы.

— Даша не побоялась «принять на себя» немецкую овчарку, — с гордостью рассказывает Лариса. — Вот такой у меня храбрый ребёнок. Понравилось, она хочет ещё. Учится на фотографа, но поговаривает о работе кинологом.

Ну а пока Даша дрессирует домашнего питомца. Сапфира — помесь корги и тойтерьера. Маленькая и шебутная, как говорит хозяйка, совсем не похожа на большую серьёзную Миру — немецкую овчарку. Может залаять, даже если понимает, что нельзя, а служебная собака никогда так не поступит.
Собаки за внимание хозяйки не соперничают. Ладят, когда Лариса приводит Миру из кинологического центра домой. Если полицейский берёт отпуск, он оформляет выходные и для собаки. Раз работала как напарник — должна и отдохнуть как человек.

В восемь лет собака выходит на пенсию. В редких исключениях срок службы могут продлить на год. Мира отправится на заслуженный отдых в следующем году. Лариса уже решила, что не расстанется с ней. Чаще всего так поступают все полицейские. Ведь кинолог никогда не отдаст напарника в чужие руки.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц