Уже девятая общенациональная забастовка против повышения пенсионного возраста закончилась погромами. Профсоюзы вывели на улицу несколько миллионов человек. О том, как французы борются с правительством, — в материале РИА Новости.
Канистра с бензином
Политический и социальный конфликт на фоне пенсионной реформы Эммануэля Макрона не утихает во Франции больше двух месяцев. С новой силой он разгорелся после того, как власти провели законопроект в обход Национального собрания с помощью статьи конституции 49.3 — под ответственность премьер-министра.
Депутаты поставили вопрос о недоверии правительству, однако кабинет Элизабет Борн устоял — для вынесения вотума не хватило девяти голосов.
"Силовое" продавливание закона, против которого, согласно опросам, выступает около 70 процентов французов, вызвало бурю негодования: по всей стране начались несанкционированные акции протеста, и уже не мирные манифестации, а беспорядки и столкновения с полицией.
В среду президент Франции впервые с начала обсуждения законопроекта дал интервью телеканалам TF1 и France 2.
Макрон заявил, что отступать не собирается, реформу не отзовет и правительство в отставку не отправит. Повышение пенсионного возраста ему тоже не доставляет удовольствия, однако сделать это необходимо, и никакой альтернативы нет. Поэтому он ни о чем не сожалеет.
Оппозиция и профсоюзы обвинили Макрона во лжи, лицемерии, надменности и абсолютном нежелании слушать и слышать сограждан. А возмущенная молодежь вновь вышла на улицы.
"Когда в стране бушует такого уровня конфликт, роль президента Республики заключается в том, чтобы успокоить ситуацию. Может быть, не нарочно, но он не просто подлил масла в огонь — он швырнул в огонь канистру с бензином", — заявил лидер крупнейшего профсоюза "Всеобщая конфедерация труда" Филипп Мартинез.
Погромы в Париже и не только
Профсоюзные лидеры предупреждали, что действия президента и правительства неизбежно спровоцируют радикализацию протестов, и организаторы манифестаций не смогут сдержать толпу. Так и вышло: прошедший в четверг девятый день общенационального протеста стал самым горячим и жестоким со времен "желтых жилетов".
Во многих городах акции сопровождались погромами и вандализмом, причем мишенью народного гнева часто становились правоохранители и представители власти. В Лорьяне протестующие подожгли здание полицейского участка, в Бордо — парадный вход в ратушу, где в начале следующей недели должны принимать короля Великобритании Чарльза III. Беспорядками закончились протесты в Ренне, Лилле, Нанте, Лионе и других городах страны.
Парижская манифестация, в которой приняли участие от 119 тысяч (по данным властей) до 800 тысяч человек (по подсчетам профсоюзов) началась на площади Бастилии, откуда люди по Большим бульварам двинулись к площади Оперы.
Инциденты вспыхивали на всем пути следования демонстрантов. Зачинщиками стали, как обычно, "профессиональные" погромщики из black bloc, ультралевые радикалы — анархисты, экоактивисты, антифашисты. Молодчики в черной одежде, капюшонах, очках и масках жгли мусорные кучи, скопившиеся из-за забастовки, били витрины магазинов, автобусные остановки, покрывали надписями и громили заведения фастфуда, ювелирные лавки и банки — главные символы капитализма.
Самые серьезные столкновения произошли в районе площади Оперы. Молодежь громоздила баррикады из подручных средств, устраивала поджоги, на полицейское оцепление градом сыпались булыжники, бутылки с коктейлями Молотова, строительный мусор.
"Вчера мы зафиксировали 903 возгорания уличной мебели или мусорных баков в Париже, 457 задержаний по всей Франции, кроме того, среди полицейских и жандармов 441 пострадавший", — заявил в пятницу министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен.
По его словам, беспорядки устроили полторы тысячи погромщиков из black bloc. Вину глава МВД также возложил на крайне левых политиков и активистов, которые, по его словам, подстегивают ситуацию.