Л. С. Марсадолов
Вестники и гонцы как предшественники героев. Появлению героев предшествуют события, имеющие огромное значение для последующей жизни, как человека/народа, так и страны или государства. Наиболее часто герои и наиболее ярко героизм проявляются во времена потрясений, бед, войн и побед, когда реальный человекгерой и его подвиг значительно вырастают в масштабах. В нашей стране много разных по размерам каменных монументов, посвящённых подвигам реальных героев Великой отечественной войны 1941–1945 годов. На ряде монументов обобщённый образ героя предстаёт в виде гигантского каменного защитника-богатыря-великана.
На картине Николая Константиновича Рериха «Гонец. Восстал род на род» (1897) на первый взгляд нет ничего героического – изображена лунная ночь, два человека в лодке везут какое-то известие другим людям, мирный посёлок на берегу и крепостные стены на холме. Нет ни грандиозной битвы и её жертв, нет ни богатырей, ни воинов. Но если спроецировать эту картину на тему нашей конференции и на исторический аспект при её написании, то это произведение и его осмысление может иметь совсем другое звучание. Эти гонцы c важной вестью в чём-то сопоставимы с разведчиками-героями Всторой мировой войны, которые стремились предупредить о надвигающейся опасности, к ним не всегда прислушивались, но их вести были действительно очень актуальны и часто были добыты с риском для жизни. Например, Рихард Зорге издалека предупреждал о приближающейся войне и называл сроки её начала, затем сообщил о нежелании Японии открыть военные действия против России в 1941 году. Часть войсковых соединений с восточных границ СССР была отправлена под Москву, фашисты были отброшены от столицы, но сам герой погиб в застенках далёкой Японии. Если бы прислушивались к его и других вестников/разведчиков донесениям в центре, то страна была бы лучше подготовлена к вражескому нападению и, может быть, не было бы такой кровопролитной войны, особенно в её первые дни и месяцы.
Дополнительное название картины Н. К. Рериха «Восстал род на род» восходит к одной из первых русских летописей «Повести временных лет», составленной монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре в ХII веке, в которой есть строка: «И восстал род на род, и были среди них усобицы, и начали сами воевать друг против друга...». Вероятно, монах-летописец увидел важные параллели между событиями и раздорами ХII века на Руси и разговором Иисуса Христа с учениками на Елеонской горе в I веке: «ибо восстанет народ на народ, и царство на царство…». Накануне важных исторических этапов в мировой истории всегда появляются гонцы/пророки, заранее извещающие народы и правителей о грядущих больших переменах.
Картина «Гонец» Н. Рериха, показанная на выпускном экзамене в Академии художеств в 1897 году, получила высокую оценку и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи, а также послужила поводом для поездки в Москву к Л. Н. Толстому, подводя итоги которой В. В. Стасов сказал Рериху: «Ну, вот теперь вы получили настоящее звание художника». Но эта картина стала и своеобразным предвестником трагических событий Русско-японской войны 1904–1905 годов и Первой мировой войны 1914 года. Только в 1937 году, накануне Второй мировой войны Николай Константинович вновь возвратился к воспоминаниям о важной для его творческого мировоззрения встрече с Толстым и его оценке картины «Гонец». Вспоминая эту встречу, Н. К. Рерих отметил: «Священная мысль о прекрасной стране жила в сердце Толстого, когда он шёл за сохою, как истинный Микула Селянинович древнерусского эпоса».
Тематика вестников уже прошедших или грядущих значимых событий неоднократно была отражена Рерихом на культурно-историческом материале России и стран Центральной Азии. На его полотнах воплотились образы: «Святого Сергия Радонежского» (1932) – основателя монастырской жизни и духовного вдохновителя русского воинства на Куликовскую битву в 1380 году; «Ойрота – Вестника Белого Бурхана» (1925), который принёс на Алтай новое учение, близкое к буддизму в 1904 году (Ил. 1: 2); «Майтрейи Победителя» (1925) – Будды будущего, который ещё придёт с небес, и многих других.
Когда к Сергию Радонежскому приходили многие просители с вопросом: «Что делать?», то Сергий неизменно отвечал: «Помоги земле Русской».
Герои, богатыри, великаны, гиганты на картинах Рериха. Поражение в русско-японской войне и революционные события 1905–1907 годах, всколыхнувшие патриотические настроения русского народа, совпали с большой работой Рериха над «Богатырским фризом» в 1907–1910 годах для особняка Ф. Г. Бажанова (СПб., ул. Марата, 72).
На одной из картин этого фриза Н. К. Рерих изобразил Илью Муромца – героя русского эпоса, которому была «во бою смерть не писана» и гробница которого ныне находится в пещере Киево-Печерской лавры, рядом с гробницей легендарного летописца Нестора. В образе богатыря-героя Ильи Муромца воплотились идеалы русского народа и его представления о добре и зле, поборнике правды и справедливости, о богатырской удали и чести, верности родной земле, который окончил свой земной путь, став монахом, поэтому его называют ещё и духовным богатырём. Он наводил порядок на дорогах и в непроезжих лесах, закладывал мосты, победил Соловья-разбойника и отвёз его в стольный град Киев к князю Владимиру. Народ ассоциирует Илью Муромца с бесстрашным сильным богатырём, мужественно защищающим покой своей родной земли.
Подвиги и жизнь легендарного Ильи Муромца во многом близки к реальному герою князю Александру Невскому, который прославился своими военными походами и окончил жизнь монахом в городе Владимире. В трудные годы Великой Отечественной войны Рерих неоднократно обращался к героическим темам и образам. В 1942 году он написал картину «Александр Невский» и посвятил её 700-летию легендарной битвы-победы на Чудском озере, а в 1943 году отметил: «Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа».
В годы войны наряду с героями-мужчинами за победу сражались и женщины, многие из которых получили боевые и трудовые награды и тоже стали героями. В 1943 году Н. К. Рерих создал картину «Настасья Микулична», посвящённую непобедимому символу Родины-Матери, на ладони которой изображены маленькие фигурки защищаемых ею людей. Облик и наряд этой богатырши напоминают легендарную женщину-амазонку, а её доспехи похожи на вооружение средневековых кочевников. Всадница и её могучий конь показаны художником по росту выше гор, на золотистом фоне восхода солнца, побеждающего тьму.
Одну из самых крупных картин в «Богатырском фризе» Н. К. Рерих в 1910 году посвятил пахарю-богатырю Микуле Селяниновичу, которому покровительствует сама Матушка Сыра-Земля. Сам Микула Селянинович является символом труженика-пахаря-земледельца.
На картине Рериха «Святогор» (1938) изображён огромный богатырь, который в эпических повествованиях описывался словами «выше леса стоячего, ниже облака ходячего», и его с трудом носит Мать Сыра-Земля. Он не ездит на Святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать Сыра-Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. В былинах повествуется, что Святогор был явно больше и сильнее Ильи Муромца, а удар Ильи был для Святогора равным укусу мухи. Народ предупреждал Илью, чтобы он не выходил драться со Святогором, но Илья не прислушался. Он пошёл искать Святогора и, наехав в поле на спящего верхом на коне витязя, подобного горе, разбудил его. Святогор в былинах изображён гигантом, на плечах которого повисли небесные тучи, едущим на своём доблестном коне, который богатырю Илье казался лютым зверем. Святогор подхватил Илью вместе с его конём и засунул в свой карман. Затем они побратались и вместе пустились в дорогу, пока на их пути не встретилась высокая гора, а на ней огромный гроб. Примерил его на себя Илья – гроб оказался велик, зато Святогору он был впору. Улёгшись в него, Святогор попросил товарища надвинуть сверху крышку, и Илья выполнил его просьбу, а обратно поднять её не смог. Святогор дохнул сквозь щель на Муромца богатырским духом. Силы у Ильи прибавилось, он смог поднять меч Святогора и стал наносить удары по крышке, чтоб разбить её, но всё было напрасно. Святогор смирился со своей участью, решив, что пришло время умереть, завещал собрату свой меч, а сам остался навечно на горе.
Современник Н. К. Рериха, участник объединения «Мир искусства», известный художник И. Я. Билибин в 1940 году показал на своей картине встречу двух богатырей – Святогора и Ильи Муромца, на которой виден примерный масштаб легендарных героев. После долгой дороги Святогор уснул верхом на своём коне. Чтобы заговорить со Святогором, Илье даже пришлось взобраться на дерево.
Основной вывод, напрашивающийся у автора статьи после чтения древнерусских былин, заключается в том, что на смену огромному богатырю Святогору приходит богатырь роста человеческого – Илья Муромец, при этом более старый передал молодому свою силу, а сам остался скованным на высокой горе. На смену былинному одинокому богатырю (типа Ильи Муромца) приходит реальный герой-полководец, стоящий во главе собранного им войска (Александр Невский, Дмитрий Донской).
Наследие великанов и антропоморфные скальные образы на картинах Н. К. Рериха. Занятие археологическими раскопками в юности и осмысление богатырской тематики постепенно привели Н. К. Рериха к новому поиску и осмыслению наследия великанов на его картинах – от крупных камней, связанных с великанами («Путь великанов», 1910 и 1914; «Могила великанова», 1915; «Страна великанов», 1918), до антропоморфных скал и горных выходов («Великанша Кримгерд», 1915; «Святой остров», 1917; «Конец великанов», 1917 и др.).
В 1909 году фотограф-альпинист В. Селла впервые сфотографировал верхнюю часть горы Мустаг-Тауэр («Ледяная башня», высотой 7237 м), входящую в горную систему Каракорум в Пакистане. Вершина этой священной горы уйгуров имеет антропоморфный лик и похожа на ледяного сфинкса.
Увидеть в реальных горных вершинах антропоморфные образы дано не каждому человеку. Н. К. Рерих прозорливо видел в горных вершинах или скальных выходах антропоморфные образы и неоднократно изображал гигантский «нерукотворный» лик на горе Мустаг-Тауэр на своих картинах «Дозорный» («Ледяной сфинкс», 1938) и «Гималаи» («Дозорный», 1939). Наиболее впечатляет его картина «Великан», написанная во время войны в 1943 году, которая отличается от более ранних близких полотен своим тревожным красноватым небом.
По представлениям многих народов мира, в том числе народов России (в том числе Кавказа и Сибири), Ирана, Монголии, Тибета, Китая, Кореи и других регионов, не только отдельные долины, горы, но и целые горные системы имеют своих покровителей, как в виде горных духов, великанов, так и гигантских антропоморфных существ.
В отличие от мотылька, живущего несколько дней, камень живёт веками и тысячелетиями, совершенно другими временными периодами. Поэтому люди давно осознали, что в огромных мегалитах из камня и на горах можно создавать образы и объекты на тысячелетия, для Вечности.
Горы зарождаются, тянутся вверх молодыми остроконечными вершинами, высоко поднимаются, а затем в старости опускаются, сглаживаются и разрушаются, образуя материал для межгорных пустынь и плодородных почв. Высокие заснеженные горы Тибета – молодые, а низкие богатые минералами Уральские горы – старые. Поэтому одни видят в горах причудливые изгибы горных хребтов и долин между ними, а другие стараются понять, что это значит и как это можно объяснить. Горы как долгожители «запоминают» на тысячелетия наиболее значимое вокруг них. Как шрамы и невзгоды жизни «записываются» на лице и теле человека, так и горы «запоминают» и отражают на своей поверхности извержения вулканов, сходы ледников, следы потопов, что умеют «читать» специалисты-геологи и географы.
Но на горах живут и Боги (Олимп, Тибет, Саяно-Алтай, Кавказ), с горами связаны многие мифы. Красивое слово – «фаворит» знает каждый, но о том, что оно происходит от названия величественной и отдельно стоящей горы Фавор, где на глазах избранных учеников произошло Преображение Иисуса Христа, вспоминают редко.
На картине Н. К. Рериха «Майтрейя Победитель» (1925) на вертикальной скальной плоскости выбито большое изображение стоящего последнего Будды будущего, который сможет прекратить голод, болезни, смерть и откроет вход в новое общество всеобщей любви. Интересно отметить, что учение о Майтрейе близко к христианскому учению о втором пришествии Иисуса на землю в последние дни.
После того как полотно «Майтрейя Победитель» было подарено Н. К. Рерихом советскому руководству во время визита в Москву в 1926 году, в том же году в период Центральноазиатской экспедиции в Турфане он записал легенду про Иссу (Иисуса Христа): «Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мёртвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растёт тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому». Только в 1939 году Рерих воссоздал эту легенду на своей картине «Исса и голова великанова», на которой на фоне величественных высоких гор показан одинокий путник – святой Исса с нимбом, остановившийся около огромного антропоморфного черепа.
В 2000 году в ходе работы на древнем святилище Селеутас на Западном Алтае автор этой статьи рядом с «гигантским сфинксом и пирамидами» обнаружил камень высотой около 2 м, который своими очертаниями напоминал голову человека и на котором находились 3 лунки, придающие этому камню антропоморфные черты и напоминающие символ Триединства.
Гиганты в эпосе и легендах Саяно-Алтая. В славянских былинах сохранились сведения о спящем на горах богатыре-великане Святогоре, жившем в высоких Святых горах, который «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». На картине Н. К. Рериха русский богатырь-гигант Святогор показан среди высоких пиков заснеженных гор, каких нет в центральной части России, но такие остроконечные горы есть на Саяно-Алтае или Гималаях, где художник побывал лично. Интересно отметить, что с дороги, соединяющей Туву и Хакасию, видны скальные выходы, называемые местными жителями «Спящий Саян».
В героических мифах народов Саяно-Алтая рассказывается о легендарных богатырях-гигантах, которые поражают своими размерами. Учёные давно обратили внимание на разные хронологические пласты, заложенные в героические эпосы народов Евразии. В тувинском героическом эпосе «Хан-Буудай пинком ноги перебрасывает гору Арзайты через девять хребтов. Качнёт он головой в одну сторону – шапкой своей белые облака на небе передвинет, качнёт в другую – чёрные облака на небе заставляет кочевать. От крика Алдай-Буучу небо и земля колышутся, скалы трескаются, вершины деревьев в лесу падают на землю…»:
«Усы его – как гребни гор,
Грозен он, словно булат,
Нос его – как горный хребет,
Глаза его – как впадины озёр».
Пока нет перевода на русский язык тувинского слова «буудай», которое встречается в имени богатыря Хан-Буудай из сказания «Алдай Буучу». В алтайском, монгольском, киргизском и турецком языках «буудай» обозначает «пшеница». В киргизском языке есть и дополнительное значение слова «буудай» – «старый, седовласый», что, на наш взгляд, более соответствует имени богатыря у тувинцев. В алтайском героическом эпосе «Кан-Алтын» или «Алтын-Кан» («Золотой Хан»; от слов с алтайского языка: «Алтын» – золотой и «Кан» – хан или кровь) сохранилось описание этого богатыря:
«Нос его с горбиной – как высокий хребет,
Брови его – как два северных склона горы,
Два глаза его – как чёрные озёра,
Его алтаем, где он появился-родился,
Была с шестью сторонами
Ак-Сюмер гора – его отец,
(Примечание автора [Л. Марсадолова] – гора Белуха),
Было с шестью заливами
Ак-Сют озеро – мать его».
Современные фольклористы считают: «Внешний облик его (Кан-Алтына) фантастически гиперболизирован» и «напоминает какого-то исполина, великана».
Возможно, в героическом эпосе нет преувеличения, и этот гигант вполне сопоставим (даже меньше по размерам) с огромными геоглифами «Голова (Прометея)» и «Орёл», расположенными около «Долины царей» в Туве, которые будут рассмотрены ниже. Для титана ростом около 200 км перебросить «пинком ноги» гору Арзайты высотой 3 км не составило бы большого труда.
Азиатские «корни» титана Прометея. Согласно древнегреческим мифам, титан Прометей создал из глины первого человека и затем принёс огонь людям, научил их ремёслам, счёту, астрономии и многим другим полезным навыкам. Хотя в Греции 2 500 лет назад никто не знал, когда и где жил Прометей, но греки считали его своим прародителем. В это время их достоверные географические сведения о «крае земли» простирались лишь немного дальше Уральских гор. В трагедии Эсхила Прометей был прикован к «скалистоверхим кручам… на «далёких рубежах земли в пространствах скифов, в диких пустых дебрях», где «Гудом гудит, стонет земля протяжным стоном. / О былых стонет веках, о славе древней, / О твоём старинном царстве, / О титанах исполинах. Кто живёт в степях Азийских. / Первозданных, стонет стоном».
«Отец Трагедии» Эсхил жил в V веке до н. э., а его современник «Отец Истории» Геродот считал, что «женой Прометея была Асия», по имени которой назван даже целый материк – Азия. Следует отметить, что больше всего Геродот доверял сказанию о происхождении скифов, которое гласило: «Кочевые племена скифов обитали в Азии». Только в 1970-х годах археологи нашли подтверждение азиатских «истоков скифов» в материалах царского кургана Аржан-1 в Центре Азии.
Кто неоднократно бывал на Кавказе и в Крыму, мог слышать от местных жителей или прочитать в путеводителях, что именно около их селения или города ранее был прикован к горе Прометей и даже увидеть «легендарную скалу». Такие места известны около Севастополя, Сочи, Сухуми, между Анапой и Новороссийском и др. В этих местах скальные выступы находятся недалеко от берега моря. Хотя более 200 лет ведутся разговоры о том, что Прометей был прикован к той или иной скале на черноморском побережье, вы не найдёте убедительных фотографий или археологических находок, подтверждающих кавказско-крымское местонахождение легенды о Прометее.
Когда осенью 1992 года автор этой статьи впервые взглянул на фотографию из космоса района кургана Аржан-1 в Туве, то был поражён – на чёрно-белом снимке ниже «Треугольника» находилась антропоморфная «Голова», в которую впился «Орёл» с распростёртыми крыльями. Затем автор ещё два раза с разным увеличением заказывал чёрно-белые и цветные космические фотографии этого района. На летних и зимних фотоснимках, хоть и с разной степенью чёткости, всё равно были видны антропоморфная «Голова» и «Орёл». Предварительная краткая описательная информация об этих геоглифах, без фотографий, была опубликована в отчёте эрмитажной экспедиции в следующем году.
На «Голове» можно увидеть волосы, причёску, брови, два глаза (один полузакрытый), большой нос, одно ухо, отрытый рот с зубами, подбородок и шею. У «Орла» чётко просматриваются два крыла с перьями, опущенная вниз голова с глазом и клювом, лапа с острыми когтями. Основное отличие аржанского геоглифа от других искусственных и естественных геоглифов во многих регионах мира заключается не только в гигантских размерах, но и в том, что здесь впервые передано эмоциональное состояние. «Орёл» впился острыми когтями в макушку антропоморфной «Головы», у которой от боли даже полузакрыт один глаз и скривлён рот. Первое впечатление и осмысление – это похоже на сцену терзания орлом легендарного титана Прометея. Почему же на геоглифе передана только одна голова, а не полный торс титана, как обычно изображают Прометея и орла на древнегреческих вазах и картинах современных художников?
Обратимся к заключительной части трагедии Эсхила «Прикованный Прометей»:
«Вот на деле уже, не в хвастливых словах
Задрожала земля,
Загудели грома грохотаньем глухим.
Ослепительных, огненных молний, змеясь, извиваются искры.
Столбами ветра крутят пыль придорожную.
Вихри ревут и сшибаются в скрежете, в свисте.
Встаёт вихрь на вихрь!
Друг на друга восстали ветра!
…Поглядите, страдаю безвинно! Гром. Молнии. Прометей проваливается под землю».
Судя по этому моменту, полному трагизма, по воле богов титан Прометей провалился под землю. Этот отрывок текста проясняет «изображения» на горах, когда от почти провалившегося Прометея из земли видна лишь его голова и орёл, вцепившийся в него в последний момент. В отличие от множества спорных пустых географических мест, связанных с тем, что там мог быть прикован Прометей, на горах Тувы явно запечатлён один краткий и важный момент этого мифа. Возможно, это было создано для того, чтобы подтвердить, что такие события могли иметь место на планете Земля, не только на духовном плане, сохранённом в мифах, но и в реальности, в определённом месте на поверхности Земли. Ныне каждый человек может посмотреть на космических фотоснимках геоглифы «Прометей», «Орёл» и «Треугольник» на горах в Центре Азии.
В греческих мифах о создании человека Прометеем и в передаче им огня людям, присутствуют дети Зевса – Гефест/Вулкан, Афина и божественный орёл. Около посёлка Аржан, недалеко от геоглифа, геологи нашли древний вулкан, что также пересекается с мифами о Гефесте/Вулкане.
На Днепропетровщине (в Европейской Скифии, куда, вероятно, пришли с востока скифы из Азии) найдено бронзовое навершие IV века до н. э, в центральной части которого расположена фигурка бородатого мужчины без одежды, а на его голове сидит большая птица с распростёртыми крыльями. На кистях рук человека, а также на клюве, концах крыльев и хвосте центральной птицы и у каждой из четырёх боковых птиц, в древности были прикреплены небольшие колокольчики, которые своим звоном могли прогонять злых духов. В целом этот культовый предмет имеет явно подчёркнутый центр с мужским божеством и орлом на голове, а также 4 луча-отростка, с хищными зверями внизу и птицами на верху, вероятно, соответствующих четырём сторонам света. В чём-то центральный образ божества с птицей напоминает Прометея с орлом, сидящем на его голове. Не исключено, что после знакомства со скифскими богами и их мифами, более ранний азиатский герой-прародитель с птицей у греков частично трансформировался в легендарного Прометея.
Согласно сведениям Геродота, на краю земли за одноглазыми массагетами жили «стерегущие золото грифы». Действительно, в археологических памятниках Алтая скифского времени найдено большое число сделанных из разных материалов (в том числе и из золота) фигурок орлов и грифонов, гораздо больше, чем в других регионах Евразии. В кургане Пазырык-2, относящемся к V в. до н. э., был найден головной убор вождяжреца в виде орлиного грифона с распростёртыми крыльями.
В древнетюркское время изображение орла на головном уборе зафиксировано на скульптурном портрете полководца Кюль-Тегина в Монголии, датируемом ок. 732 года. н. э. Позднее тувинские и алтайские шаманы, как и жрецы у других народов, носили на головных уборах перья орла и других птиц, а также колокольчики на одежде, чтобы в состоянии транса подниматься в небо. Особо интересен шаманский головной убор из Тувы из перьев орла, под перьями в центре помещено антропоморфное «лицо» с открытым «ртом» и «зубами». Этот вырезанный из дерева образличина, называемый учёными «маскеткой», является покровителем и охранником шамана в его «путешествиях» по Вселенной и в мире духов. Вышерассмотренные головные уборы в миниатюре напоминают гигантский геоглиф «Голова» и «Орёл» из Тувы.
Реальные и фольклорные материалы с Саяно-Алтая, в совокупности с огромными геоглифами и археологическими находками из больших курганов Тувы и Алтая, имеют много общего с ранними греческими мифами о титане Прометее.
Западные африканские «корни» титана Атласа/Атланта. Есть ряд близких моментов в сюжетах греческих мифов об Атласе, Геракле и русских былин о Святогоре, например, ноги героев от напряжения уходили в землю, они охраняли сакральные деревья, а в конце своей жизни гиганты превратились в гору.
Святогор с помощью богатырской силы хотел на правильное место Землю поставить: «Вот если бы тягу такую добыть Сдалось молодцу Святогору, Чтоб было бы землю за что ухватить Да всю-то как есть бы стряхнуть, своротить, Вот это бы было нам впору»:
«Вот если бы тягу такую добыть
Сдалось молодцу Святогору,
Чтоб было бы землю за что ухватить
Да всю-то как есть бы стряхнуть, своротить,
Вот это бы было нам впору».
Тогда на земле, по его мнению, царили бы мир и спокойствие. Святогор выкорчёвывал дубы и камни тяжёлые разбрасывал, а земля не двигалась. Потом увидел, что впереди кто-то идёт, захотел догнать, но и, пустив коня рысью, не сумел это сделать. Потом пустил коня вскачь и с трудом догнал мужика. Богатырь хотел поднять сумку селянина, но не смог. Внутри сумки Микулы Селяниновича находилась тяга земли. Святогор понял, что исчезла его небесная сила. «Так видишь, – закончил Микула, – Землёй вертеть-то выходит негоже. Она же, чай, держит тебя, удалой, А станешь вертеть, так ведь той же порой Свернёшь самого себя тоже».
Сейчас трудно однозначно ответить на вопрос – когда в былине о Святогоре появился сюжет о «тяге земли» – до открытия Ньютоном закона всемирного тяготения в конце XVII века или после этого открытия? Но факт того, что Святогор пытался найти рычаг для управления землёй, сближает этот сюжет с греческим мифом о титане Атланте/Атласе, который держал на своих плечах небесный свод.
Владения титана Атласа находились на самом западном краю земли, и у него была роща деревьев с золотыми ветвями и плодами. Пифия предсказала: «Время настанет, Атлас, и ограблено золото будет древа, и лучшая часть достанется Зевсову сыну». Чтобы пророчество не исполнилось, Атлас обнёс золотую рощу каменной стеной и поставил стражем огромного дракона (или змея Ладона), который сторожил древо с золотыми плодами. Когда Геракл прибыл за ними, то попросил Атласа помочь ему и тот согласился, но взамен надо было подержать небесный свод, пока Атлас сходит за плодами. Страшная тяжесть легла на плечи Геракла, ноги его по колено ушли в землю, жилы на лбу вздулись, но он выдержал. Лишь хитрость спасла Геракла, когда он уговорил Атласа вновь подержать небесный свод.
Нимфы Геспериды, дочери Никте-Ночи и Атласа, жили на счастливых островах за Океаном, по соседству с Горгонами, сёстрами дракона Ладона, который охранял сад с золотыми плодами и был убит Гераклом. Персей, земной сын Зевса, захотел отдохнуть во владениях Атласа, но тот вспомнил о предсказании пифии и грубо отказал ему. Персей обиделся, достал голову Медузы Горгоны, показал её Атласу и тот окаменел. Его голова стала горной вершиной, волосы и борода стали лесами, плечи и руки превратились в горный хребет, названный Атласским. «<…> с бездной созвездий своих на нём упокоилось небо…». Постепенно титан Атлас/Атлант стал символом гиганта, удерживающего Землю, основателем картографии, в его честь назвали атласы земных и небесных карт, Атлантический океан, а также Атласские горы на западном побережье Африки, куда перед ночью заходило дневное солнце и на небесном своде появлялись яркие звёзды.
На расстоянии около 400 км от «Головы Атласа» расположены Канарские острова. Эти острова имеют благоприятный для хозяйства и отдыха климат, там растёт огромное долгоживущее «Драконово дерево», у которого сок красного цвета, напоминающий кровь. Знаменитый путешественник Тур Хейердал в 1991 году обнаружил на Тенерифе каменные ступенчатые пирамиды и стены оград. Не исключено, что ранее сад Гесперид располагался на Канарских островах.
Конечной точкой для подвигов Геракла/Геркулеса являлась точка на западе во владениях Атласа. Вероятно, Европа и Африка ранее соединялись узким горным перешейком, и Геракл вместо того, чтобы взбираться на горы, пробил их, соединив Средиземное море с Атлантическим океаном, поэтому на побережье Европы и Африки две горы получили название «Геркулесовы столбы».
В 1921 году Н. К. Рерих написал картину «Атлант», вероятно, в связи с широко обсуждаемым в то время учением философа Платона о легендарной Атлантиде, и под влиянием открытых в начале ХХ века археологом Артуром Эвансом фресок из Кносского дворца на Крите, относящихся к минойской культуре эпохи бронзы, к цивилизации, которую ряд исследователей считали оставленной потомками атлантов.
Как на снимках из космоса в Центре Азии можно видеть образы «Головы Прометея и Орла», так и на космоснимках северо-западной части Африки можно различить «Головы Сфинкса и Атласа». Если на СЗ оконечности африканского континента, на пограничье Африки и Европы, контуры материка образуют гигантский образ «Головы Сфинкса», смотрящего на запад, на закат солнца, то на СВ, на границе Африки и Азии, в Египте в долине Гизы около центральной пирамиды находится скальный выступ в виде фигуры лежащего Сфинкса, который смотрит на восток, на восход солнца. На более древних, чем у греков, восточных изображениях, например, на зеркале из Келермесского кургана на Кубани, именно два сфинкса держат колонну/столб с наклоном ок. 23 градусов. Позднее античные, средневековые и современные учёные-астрономы научно подтвердили, что наклон и колебания земной оси находятся в пределах 22-23 градусов.
Антропологический тип Атласа/Атланта на картине Н. К. Рериха, с прямым лбом, большим заострённым носом и крупными губами, близок изображению на фреске с Крита и подобен контуру западной горной оконечности Африки. На полотне Н. К. Рериха «Лик Гималаев» (1934) среди скальных выходов чётко передано профильное лицо человека гигантских размеров, напоминающее такое же профильное изображение из святилища Селеутас на Алтае. Но Селеутасский «Сфинкс» из Центра Евразии имеет две головы – животного и человека, что, возможно, свидетельствует о большей его древности по сравнению с египетским, так как человек и животное в Селеутасе ещё строго разграничены, а не слиты воедино, как в Египте20. Сфинксы из Африки, вероятно, имели более наклонённый назад лоб с большим надбровным валиком (к сожалению, контуры их носа не сохранились). Расстояние между двумя сфинксами в Африке – на СЗ (около «Атласа») и на Востоке (в долине Гизы около пирамид) равно ок. 4500 км, а между геоглифами «Атласом» в Африке и «Прометеем» в Туве почти в 2 раза больше – ок. 8600 км. Даже сам континент Африка в целом также напоминает гигантскую «голову», обращённую «лицом» на восток, с большим «глазом-озером» Виктория на территории Танзании, Кении и Уганды.
У геоглифов «Прометея» из Тувы и «Атласа» из Африки, действительно, «глаза» – это впадины реальных озёр, а «нос» – горные отроги. Увидеть «Прометея», «Орла» и «Треугольник» из Тувы с малой высоты невозможно. Они видны только из космоса с определённой высоты. С слишком большой высоты эти образы не будут различимы, а со слишком маленькой – они «расплываются» на отдельные горные отроги и выступы.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Довольно часто мы используем эту фразу, даже не всегда зная, что она взята из стихотворения Сергея Есенина «Письмо к женщине», написанном в 1924 году. Но в этой мудрой фразе обобщена разномасштабность вѝдения человека, который может рассмотреть и насекомое в траве, и звёзды на небе.
Вероятно, в более раннее время антропозооморфные «Сфинксы» являлись хранителями устойчивости Земли, затем ими стали гигантские антропоморфные Титаны, а ещё позднее – Человек.
Эпические герои – Гэсэр и Геракл. У народов Центральной Азии – монголов, тибетцев, тувинцев, алтайцев, бурятов, сохранились многочисленные эпические героические сказания и легенды, а также наскальные рисунки великанов и богатырей, часть которых относится к добуддийскому времени. Наиболее популярен был богатырь-защитник Гэсэр, иногда называемый «Сыном Неба», обитающий поверх высокой белой горной вершины, в доме из облаков и туманов. Родиной этого богатыря принято считать высокие горы Саяны, а троном Гэсэра была самая высокая вершина – гора Мунку-сардык (Вечный белый голец), расположенная на границе Монголии и Бурятии, недалеко от Тувы. Земным отцом Гэсэра является горный дух, о чём сообщается в ряде эпических сказаний. Самого Гэсэра часто отождествляют с властителем Севера, одной из четырёх сторон света.
Для того чтобы восстановить мировую или местную гармонию, Герою/Правителю/Богатырю постоянно приходится вступать в единоборство/борьбу/битву. Гэсэр часто выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель зла. Тувинская версия эпоса о Гэсэре называется «Сказание о Кезерхане – владельце десяти стран света». Обычно Гэсэра именуют «владыкой 10 стран света, искоренителем 10 зол в 10 странах света». Часть подвигов Гэсэра напоминают 10 или 12 подвигов Геракла, прародителя кочевников-скифов. Вполне вероятно, что Геракл родился на азиатском побережье или в Азии. Геракл как уже известный герой неоднократно упомянут в «Илиаде», поэме, которая датируется IX–VIII веками до н. э., но описывает события более раннего времени в Трое (Турции), значительно раньше многих произведений греческих авторов.
Строгая богиня Гера, супруга Зевса, покровительница браков и родов, ненавидела незаконнорожденного сына Зевса и красивой земной женщины Алкмены и, что-бы погубить его, она вначале оттягивала роды, а затем послала к нему в колыбель двух змей, которых младенец задушил. При рождении Геракл вначале был назван Алкидом (Ἀλκείδης), что в переводе с древнегреческого обозначает «Сила, Силач», что близко к имени его матери «Алкмены» (Αλκμήνη).
Второе имя – Геракл вместо первого, через дельфийского оракула, ему дала Пифия. Довольно часто считают, что имя Геракла переводится как «Ήρα + κλέος» – «Гера + великая слава, известность» и обозначает то, что благодаря богине Гере он прославился. Это, возможно, более поздняя по времени мифологическая версия, когда Геракла, могучего сына бога Зевса и земной женщины, старались примирить с богней Герой, что удалось, и Геракл попал на Олимп.
Следует обратить внимание на то, что в греческих и римских мифах имя этого героя, хотя и близко по звучанию, но писалось по-разному: Гера́ кл (др. греч. «Ἡρακλῆς»), Геркуле́ с (лат. «Herculēs»). В Древней Греции смельчак, сильный герой назывался «Ήρωας», в Италии – «Heros» – «Герос» – «Герой».
Имена «Геракл» (Греция), «Геркулес» (Италия) и «Гэсэр» или «Кезэр» (Центральная Азия) близки между собой, и не исключено, что, в целом, эти имена этимологически восходят к слову «Герой».
«Геракл должен был спасти богов Олимпийцев в войне за власть над миром против восставших на них земнородных Гигантов: было пророчество, что боги победят Гигантов, только, если к ним на помощь придёт хотя бы один смертный человек. Таким человеком и стал Геракл...»
В основе многих героических мифов и эпосов лежат связанные между собой сюжеты, когда положительный, любимый народом Герой/Богатырь (один или с помощниками) спасает окружающий Мир (правителя, народ, родных, любимых, животных) от злых сил, которые хотят разрушить равновесие Мира или отдельного места.
Н. К. Рерих отмечал: «…Гессерхан в срок обещает открыть золотые поля людям, которые сумеют достойно встретить грядущее время Майтрейи – век общего блага. Век мировой общины, завещанный самим Буддою. <…> Запомним названия [песен]: “Гессер-победитель”, “Гессер и клад великанов”… “Гессер – владыка молнии”, “Победная песнь Гессера”, “Хвала Гессеру”. Одни названия являют путь народного сознания, народного достоинства и мечту о герое свободы. <...> Как чудесно наблюдать рост сознания и чеканку его в героических символах!».
На своих картинах Н. К. Рерих неоднократно отображал память о легендарном Гэсэре: «Дружина Гессархана» (1930), «Замок Гесерхана» (1928–1930), «Меч Гесару» (1943). Особое место в его творчестве занимает полотно «Гессархан», созданное в 1941 году, в год нападения Германии на Россию, в особо трудное время для нашей страны. На горном перевале изображён хорошо вооружённый воин Гэсэр, натягивающий грозный лук, сидящий на чёрном коне, готовый отразить любого врага. Особую напряжённость важному моменту придают антропоморфные и зооморфные облака красного и жёлтого цвета. «…Снеговой перевал Ротанг – путь к Тибету и Средней Азии. Кроме проложенной теперь тропы, к этому перевалу ведут ещё какие-то старинные большие ступени, сложенные из грузных камней. Рассказывают, что эта богатырская лестница когда-то сооружена Гесэр-Ханом. Вообще все гигантские сооружения, неведомо из каких веков сохранившиеся, принято посвящать мощным героям. <…> Как всегда говорится, что в суждённое время и эти древности выйдут наружу. <...> История нуждается в новых вещевых подтверждениях. Многие проблемы оказались гораздо сложнее, нежели было принято думать. Человеческие сношения тонут в глубине веков. Многое должно быть отодвигаемо в давние тысячелетия. На всё мода. Одно время была мода всё приближать, а затем возникло желание отдалять, но истина часто бывает посередине. Особенно трогательно в густых зарослях найти древние ступени, ведшие к каким-то несуществующим твердыням». «Поучительно видеть, как прошла Гесэриада по всему сердцу Азии. Народы сложили свои лучшие думы».
Как для Европы в античную эпоху были важны мифы о народном герое Геракле, а для Центральной Азии легенды о Гэсэре, так и былины об Илье Муромце и богатырях имели огромное значение для Руси. В Центральной Азии и Сибири на каменных изваяниях окуневской культуры эпохи бронзы (III тыс. до н. э.), на «оленных» камнях раннескифского времени (IX–VII вв. до н.э.), на античных скульптурах и на древнетюркских стелах известны стилизованные образы Первопредка и Воина-Героя, которые семантически близки легендарному Гераклу, которого часто изображали с хищником или его шкурой на «плече и спине». Антропоморфные каменные изваяния кочевники Центральной Азии часто называли «Кезер», «Кэзэр», что, вероятно, семантически восходит к имени и образу легендарного героя, правителя и народного защитника Гэсэра. Ю. Н. Рерих считал, что этимология слова «Гэсэр», возможно, связана с титулом римских императоров – «Цезарь/Кесарь», который из Хотана позднее заимствовали также и тибетские племена.
В легендарных Героях воплотились чаяния и надежды народов о том, что такие защитники были в прошлом, воспоминания о них помогают легче жить в настоящем и надеяться на их помощь для достижения счастливого будущего.
О росте богатырей, великанов, гигантов и титанов. В книге
С. В. Стульгинскиса «Космические легенды Востока» (которую постоянно приписывают перу Н. К. Рериха – Примеч. ред.) встречаются следующие интересные факты: «В Афганистане, на полдороги между Кабулом и Балом есть город Бамьян. Вблизи этого города возвышаются пять колоссальных статуй. Самая большая – в 52 м высоты. Вторая большая статуя, вырезанная так же, как и первая, в скале, имеет около 36 м. Третья статуя измеряется лишь в 18 м, две других – ещё меньше, последняя же из них лишь немного больше среднего высокого человека настоящей Расы… Эти фигуры являются иллюстрацией Учения о постепенной эволюции Рас. Самая большая изображает Первую Расу, её эфирное тело было запечатлено в твёрдом несокрушимом камне. Вторая – в 36 м высоты – изображает “Потом-рождённых”… Третья – в 18 м – увековечивает Расу, падшую и зачавшую первую физическую расу, рождённую от отца и матери, последнее потомство которых их изображено в статуях на о. Пасхи. Эти были лишь в 6 и 7,5 м ростом в эпоху, когда была затоплена Лемурия. Четвёртая Раса была ещё меньше размером, хотя и гигантская по сравнению с нашей Пятой Расой, и ряд заканчивается последней».
В одном из вариантов былин об Илье Муромце и Святогоре есть такой отрывок:
«Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный,
Стоит шатер под великим сырым дубом,
И в том шатре кровать богатырская немалая:
Длиной кровать десять сажень,
Шириной кровать шести сажень.
Привязал Илья добра коня к сыру дубу,
Лёг на тую кровать богатырскую и спать заснул.
А сон богатырский крепок: на три дня и на три ночи».
Судя по этому описанию, размеры кровати, на которой отдыхал Святогор, имели длину в 10 саженей и ширину в 6 саженей. Меры длины у многих народов мира раньше часто соотносили с размерами тела среднего человека31: рост человека и размах его горизонтально вытянутых рук = 1,8 м = 1 сажень = 4 локтям (по 45 см) = 6 ступням (футам по 30 см) и т. д. Следовательно, размеры кровати и роста Святогора могли быть около 18 м.
Н. К. Рерих в 1908 году написал сказку «Лют Великан» о добром великане: «Борода у Люта на семь концов, шапка на Люте во сто песцов. <...> Топор у Люта – красный кремень. Копьё у Люта – белый кремень. Стрелы у Люта чёрные, Приворотливые. <…> Однажды Лют увяз в топком озере, но не докричался до братьев. Пришли братаны, а Лют утонул. Сложили могилу длинную, а для собаки круглую. <...> Знает народ Люто озеро, Знает могилы длинные, Длинные могилы великановы. А длина могилам тридцать саженей. <...> Великаны снесли камни на могилы. Как ушли великаны, помнит народ». Длина в 30 саженей в переводе в современную метрическую систему равна: 1,8 м × 30 = 54 м.
По имени скульптуры легендарного Колосса Родосского другие антропоморфные создания высотой от 18 до 72-90 м объединены мною в группу колоссов. Это колоссы Мемнона в Египте, высотой – 18 м, статуи из Бамьянской долины в Афганистане, высотой в 18, 36 и 52 м, скульптурное изображении Будды Майтрейи в Китае, Лэшань, высотой в 71 м и др.
В 2006 году Линн Хикокс с помощью Google Earth на горах в провинции Альберта в Канаде, обнаружила геоглиф в виде «индейца с головным убором». Длина геоглифа – ок. 500 метров. Этот образ получил название «Badlands Guardian – Хранитель Бесплодных земель».
На космическом снимке, изученном автором в 1992 году, длина основания «Треугольника» около посёлка Аржан в Туве по прямой линии составляет примерно 100 км, а боковые стороны: ок. 55 км (на СВ) и ок. 70 км (на СЗ). «Голова» имеет длину – ок. 32-33 км и ширину – до 23 км. Высота «Орла» с поднятым вверх крылом – до 50 км и ширина – до 25 км. Можно попытаться реконструировать примерную высоту этого антропоморфного образа, используя средние пропорции тела человека, у которого высота головы с шеей составляет примерно 1/6 часть полного роста. Следовательно, высота титана из Тувы примерно могла быть – 33 км × 6 = ок. 200 км. Рост «Индейца» из Канады мог составлять 500 × 6 = 3 км. Даже предварительные измерения позволяют выявить некоторые интересные данные – длина основания «Треугольника» в 2 раза больше высоты «Орла» и в 3 раза – «Головы». «Голова» на этом канадском геоглифе в 60 раз меньше «Головы» из Тувы, но антропоморф из Тувы развёрнут почти в фас, а в Канаде «Голова» дана в профиль.
Титан Прометей, как и божественный Орёл, не могли быть маленького размера, близкими по росту к человеку, такими, какими иногда рисовали Прометея и Атласа на греческих вазах или на картинах современных художников. Брат Прометея титан Атлас удерживает на своих плечах «земную ось», а для этого нужны исполинские размеры и сила. Титаны – боги второго поколения, управляющие природными силами и стихиями, дети и внуки Геи (Земли) и Урана (Звёздного Неба). Поэтому наиболее логично было бы появление геоглифов в виде титанов на земной поверхности (гео).
Можно предварительно классифицировать по росту разные антропоморфные творения на 5 групп, которые дополнительно ещё подразделяются внутри на 3-5 подгрупп:
- человек – 1,8 м (размеры в пределах от 0,9 до 2,7 м);
- великан – более 2,7 – 3,6 – 5,4 – 7,2 – 9 м (в 1,5– 2– 3–4–5 раз выше человека);
- колосс – 18– 36 – 54 – 72 – 90 м (в 10–20–30–40–50 раз выше человека);
- гигант – от 900 м = 0,9 км до 18 км (в 500–10 000 раз выше человека);
- титан – 180 км и ок. 1000 км (в 100 000 и 500 000 раз выше человека).
Если средний рост человека составляет около 1,8 м, то рост великанов (велико/рослых) в 2-5 больше человеческого. Вызывают восхищение колоссы типа Святогора, которые в 10-50 раз выше обычного человека. О росте гигантов и титанов, сыновей Земли и Неба, пока известно очень мало и их изучение только начинается.
О первопредках народов и об их героических и сакральных защитниках часто слагали сказания, сказки, легенды, былины и мифы, в которых иногда описываются разные рост и сила героев. Ныне мало изучены промежуточные антропоморфные создания между колоссами и гигантами, а также между гигантами и титанами.
Охрана наследия великанов и титанов. Для защиты культурного наследия, как в военное, так и в мирное время, в 1935 году в Вашингтоне был принят «Пакт Рериха». Ещё ранее в статье «Боль планеты» Н. К. Рерих отметил: «Зов о культуре, зов о мире, зов о творчестве и красоте достигнет лишь ухо, укреплённое истинными ценностями. Понимание жизни как самоусовершенствования во благо народное сложится там, где твёрдо почитание природы». Поэтому наряду с охраной культурных ценностей всё большее внимание общественности должно быть привлечено к охране природного наследия великанов и титанов.
Мифологический образ титана Прометея не известен в Азии и Греции ранее VIII–VII веков до н. э., что близко к дате сооружения кургана Аржан-1 в Туве и миграции ранних скифов из Центральной Азии в Европу и Предкавказье. Не исключено, что образ Прометея сформировался в Азии и был привнесён оттуда в Европу.
Не исключено, что, когда горы в Туве были более «молодыми», образы были более отчётливые, а сейчас горы частично заросли травой и деревьями, сглажены разрушительными водными потоками и ветрами. Важно то, что эти геоглифы сохранились в относительно труднодоступных районах Саянских гор, пока не затронутых разрушительной деятельностью жадной до горных богатств части человечества. Самое главное в настоящее время – сохранить для будущих поколений эти геоглифы из Тувы, не дать их срыть, засыпать или уничтожить, потому что они могут ещё помочь человечеству в будущем, как когда-то Прометей помог людям. Уже сейчас эти образы помогают глубже осознать ряд древних мифов и легенд.
Вероятно, геоглифы «Голова» и «Орёл» в Туве являются своеобразными «отпечатками», связанными с ранней историей Земли и человечества, сохранившимися, что очень важно и знаменательно, в почти незатронутых антропогенной деятельностью горных районах Саяно-Алтая. В целом, следует различать природные и антропогенные отпечатки, являющиеся следами от предшествующих событий и явлений. К природным отпечаткам относятся как следы из Космоса (например, воронки от метеоритов), так и земные (следы от ледников, вулканов, рек, флоры/фауны предшествующих эпох и др.).
Человеческая деятельность также оставляет следы на поверхности Земли, которые можно условно разделить на два основных типа – культурные и антикультурные. В свою очередь, культурные «следы» можно классифицировать на древние (прошедшие до исторических эпох) и современные. К древним культурным отпечаткам относятся вещественные объекты, связанные с жизнью и смертью людей – остатки поселений, культовых мест и некрополей. Современное человечество тоже оставило свои «следы-отпечатки» – культурные (от мегаполисов до космодромов) и антикультурные (от зон военных конфликтов до огромных свалок мусора).
Человек научился сам планировать новые отпечатки своих «мыслеформ» и зрительных образов (изображения животных, курган, город, искусственные горы и водоёмы, образы людей и Неба-Космоса), а также фиксировать их с помощью рисунков, картин, фотографий, голограмм и т. д. Вначале трудоёмкие, со временем операции становятся всё более простыми и изощрёнными, что особенно ярко видно на примере фотографических отпечатков – от чёрно-белых снимков с трудным процессом проявки и печатания до цифровых технологий – мгновенных цветных снимков, постепенно приобретающих всё более объёмные и реалистические формы.
Две горы на западном побережье Европы и Африки в древности были названы именем Геркулеса/Геракла, а на их вершинах установили столбы/колонны с фигурами легендарного героя. Столбы/столпы позднее были разрушены, но название «Геркулесовы столбы» осталось как географический термин. В 1620 году философ и учёный Френсис Бэкон поместил рисунок 2 столпов/колонн на титуле своей книги «Инстурацио Магна» и разместил между ними девиз: «Multi pertransibunt et augebitur scientia» («Много поколений пройдут, и знания процветут»).
В качестве положительного примера можно привести один из проектов ЮНЕСКО по сохранению древнего культурного наследия. В конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской ГЭС в Египте, в затопляемую водою зону попали два пещерных храма Абу-Симбел. Эти объекты, в том числе и четыре статуи по 20 м высоты у входа в один из храмов, являются одной из самых известных древнеегипетских достопримечательностей. В 1964–1968 годах, при участии 65 стран, со всеми необходимыми мерами предосторожностями, храмы были распилены тонкими пилами на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. Затем все части храмов были перевезены на 200 м дальше от реки, выше на 65 м и собраны заново.
Но в Бамьянской долине в Афганистане талибы в 2001 году взорвали ряд больших статуй, в том числе и монумент высотой в 52 м. Талибы считали их языческими идолами, которые подлежат уничтожению, несмотря на протесты мировой общественности, включая исламские страны. Сохранить древнее культурное наследие не всегда удавалось из-за разрушительного воздействия человека на окружающий природный ландшафт. Например, в Канаде на месте, где у геоглифа «Хранитель Бесплодных земель» размещается «ушная раковина», была пробурена большая скважина и рядом проложена дорога. На «подбородке» титана Атласа в Африке, на территории современного Марокко, находится город-порт Агадир, название которого в переводе с арабского обозначает «стена, форт». Этот город постоянно разрастается вширь, но такие грубые вмешательства не только изменяют облик геоглифов, но и вторгаются в их сакральную сущность.
Антропоморфные лики на горах Центральной Азии пока почти не затронуты деятельностью человека, но ещё сложнее сохранить эти горные массивы для будущих поколений человечества.
Осознание: как богатыри превращаются в камень и обратный процесс – пробуждение богатырей. Сюжеты с превращением богатырей и великанов в огромные каменные глыбы или горы, вопросы, отчего они окаменевают, а также обратный процесс – как из камней «выходят» живые богатыри, вновь готовые к битвам с врагами, живо интересовали Н.К.Рериха и нашли отражение в творчестве, начиная с самых ранних его работ..
Согласно преданиям, богатыри в конце жизни превращаются в огромные каменные глыбы, то есть окаменевают. Вот, например, фрагмент из былины «Камское побоище»:
«Они билисе дралисе трои суточки,
И они вси-то же из сил да всё повыбились,
А как они тогда же, все богатыри,
Как подъезжали-то ко стенам да ко каменным,
А какой приедет-то тут, да тут же всё окаменеет».
На полотне Н. К. Рериха «Богатыри проснулись» многопланово отражён обратный ступенчатый процесс – возрождения окаменевших богатырей. Работа написана в 1940 году, когда в Западной Европе уже началась Вторая мировая война и угроза нависла над Россией. Следует особо отметить, что картина цветовым решением разделена воображаемой косой линией на две части – серую, с окаменевшими «спящими» богатырями и более светлую, с живыми воинами. В горном гроте изображено 6 «спящих», 6 стоящих богатырей и вождь в красным плаще, объясняющий задание и указывающий направление вытянутой рукой. Вероятно, число 12 и 1 вождь не случайно и напоминает 12 учеников и их учителя Иисуса Христа. На переднем плане лежат «спящие» богатыри и рядом с ними их мечи. У них длинные бороды, что подчёркивает их старческий возраст. Начиная с крайнего лежащего воина, тела их постепенно приподнимаются, и один из них достиг почти сидячего положения. Шесть безбородых молодых вооружённых стоящих воинов, во главе с вождём, готовы к выполнению поставленной задачи. Из темноватой пещеры открывается вид на небо и заснеженные горы, указывающие на высоту поставленных перед ними благородных целей. Это глубоко символичное произведение Н. К. Рерих посвятил великому народу русскому, а спящие длиннобородые богатыри близки по виду Святогору на его более ранней картине 1938 года.
«Когда-то слагали былину “Как перевелись богатыри на Руси”, но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час… “Не замай!” Руси. Не испытай на себе необоримую мощь русского воинства, мощь всенародную. Народ русский помнит напутствие Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовской битвою: “Если испытал все мирные средства – тогда сразись, и победишь”. Русь всегда склонна к мирному преуспеянию, но остерегись разгневать её, остерегись вторгнуться в её священную землю. “Проснулись богатыри! и уже не задремлют на несменном дозоре”».
Заключение. Победу России над фашистской Германией Николай Константинович предчувствовал ещё задолго до окончания Великой Отечественной войны, и уже в 1942 году он написал картину «Победа». Это аллегорическое произведение посвящено трудной битве под Москвой, и древнерусский воин-богатырь похож на одного из молодых героев ранее созданной работы «Богатыри проснулись» (1940). Герой отрубил голову огромному дракону на фоне горы Белухи, символизирующей непреступную для врага крепость и высоту человеческого духа. Позднее, в 1960 году Святослав Рерих отметил: «Полная и безраздельная победа – это победа духа, победа светлой человеческой мысли над тьмой невежества и самости» .
Многие исследователи наследия Н. К. Рериха называют его «Титаном», а также сравнивают его с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие семьи Рерихов имеет поистине гигантские размеры и пронизано множеством прочных нитейсвязей с разными отраслями знаний человечества, а также со зримыми и невиди-мыми («тонкими») духовными мирами.
Титан Прометей, хотя и предвидел свою горькую участь, нарушил волю Зевса, потому что хотел помочь людям: «Я мысль вложил в них и сознанья острый дар. Об этом вспомнил, людям не в укор, не в стыд, Но чтоб подарков силу оценить моих. Смотрели раньше люди и не видели, И слышали, не слыша…».
Эпос и миф являются древнейшей основой и важной частью как духовной культуры отдельных народов, так и Наследия всего человечества. Геоглифы и объекты культурного Наследия взаимодействуют с окружающей средой, ландшафтом и человеком, они могут служить своеобразными «идикаторами» периодов роста силы и упадка в обществе, перемещения центров силы и цивилизаций.
Следует помнить, что к древним памятникам, былинам, мифам и геоглифам будут постоянно обращаться всё новые и новые исследователи разных поколений, так как героическое Наследие оказало огромное влияние на культуру человечества. Объекты Наследия, являясь гордостью любой страны, имеют общечеловеческую ценность, поэтому нуждаются в нашей постоянной защите, охране и изучении, о чём и свидетельствует Пакт Рериха о защите культурных ценностей. «Вышедший искать карлика, может быть, найдёт великана.
Вышедший искать аэролит, может быть, найдёт алмаз. Следящий за полетом бабочки, может быть, откроет новый вид растения. Поистине, зоркость должна быть обострена. Внимательно должны быть выслушаны сказания и песни, и должно быть подумано, почему люди выражают что-либо в тех, а не в иных словах».
Своеобразным наказом для будущих поколений может служить старая китайская сказка о карлике-пересмешнике и Великане заоблачном, по размерам сопоставимым с древними титанами. Карлик насмехался, что Великан, стоящий головою выше облаков, не видит мира земного. «Но Великан сносит все насмешки, говоря “если захочу, могу ползти по земле, но ты никогда не заглянешь за облака”. Так будем по духу великанами. Если захотим всё великое добро, всем достанет места. Уявление самых великих примеров даст новые размеры сознанию. К тому же родство с великанами поможет заглянуть за облака».
«Постепенно придёт знание, что легенда есть правдивая история, документы найдутся. Каждое открытие подтверждает, что правда живёт и должна быть воспринята».
https://roerich.spb.ru/doc/rh/RH-2021.pdf