Мои рассказы о морских походах нашли своего благодарного читателя. Или даже двух. И читатель даже заинтересовался и начал задавать вопросы:
Как вы планируете свои рейсы так, чтобы та девушка, которая встречает моряка в каждом порту, в этот же день не встречала прилетевшего летчика, или приехавшего машиниста и дальнобойщика? Хорошо моряку, пилоту летчику - у них в каждом порту, городе, станции девушка есть. А вот как бедной девушке везде успеть?
Или вот: правда ли вы в море питаетесь только тем, что сами поймали?Не закрывается ли ночью море на замок? Отмечены ли в море каким-то образом параллели и меридианы? И если нет, то как вы дорогу находите?
На последний вопрос ответ, кстати, имеется. На экваторе установлены буйки с лампочками, через каждый градус долготы. На буйке под лампочкой размещена карта, на которой есть надпись "Вы находитесь здесь", как на схемах в торговых центрах. Так что не заблудишься и дорогу не потеряешь.
Но вернемся к серьезным вопросам читателей.
------
Как чувствуют себя люди длительное время в замкнутом пространстве? Чем занимаются? Сложно ли это- длительное время в сугубо мужском коллективе с одними и теми же людьми?
-----
На борту своего судна люди себя чувствуют просто замечательно! Ведь каждый из моряков выбрал себе профессию и образ жизни с учетом своих желаний, предрасположенностей и способностей.
Клаустрофобы и любители пространства, широты и размаха идут в штурмана-капитаны и в матросы-боцмана. Что может быть лучше, чем стоять на носу идущего по океану судна? Над тобой прозрачная полусфера голубого неба, бегущие по ветру редкие стайки облаков хорошей погоды. Макушкой ты чувствуешь солнце, глядящее на тебя из зенита.
Ты раскидываешь руки в стороны и мчишься над этой плоскостью бескрайних вод, размеры которой спокойно могут вобрать в себя все порты и города, горы и пустыни, леса и степи всей суши.
Ты в одиночестве паришь в пустом пространстве. И только веселые дельфины под ногами несутся с тобой наперегонки, выныривая на секунду из воды и снова погружаясь в океан.
Оторваться от воды и взмыть в небо не дает прилипшая к ступням железная коробочка, дымящая, тарахтящая и везущая куда-то в своем чреве еще тридцать человек и двадцать тысяч тонн груза.
Вот так видит свою работу и жизнь палубная команда и их командиры - штурмана.
А если у вас агорафобия, не любите открытые пространства - ваш путь лежит в общество детей подземелья - судовых механиков и машинных команд.
Они не видят солнца, им не страшны дожди и снега, ветры или туманы. В их уютных норках всегда тепло, шумно, тесно. Но они любят такую жизнь, ведь они сами выбрали кем становиться - палубными эльфами или машинными гномами.
А еще на судах есть домовые. Девчушечки-домовушечки, которые делают возможной жизнь экипажа на борту: повариха, буфетчица. дневальная.
Они не ходят на палубу и не спускаются в подземелья машины. Их предназначение - уют в доме. Большом железном доме, в котором волей судьбы и отдела кадров объединяются разные люди на разные сроки.
Кто-то проводит на борту судна месяц и больше никогда не появляется здесь. Кто-то безвылазно живет месяцами и годами, возвращаясь на родное судно после долгих береговых отпусков и отгулов.
И если свела вас вместе морская работа на одном судне, то приходится жить и работать рядом и терпеть друг друга. Что хорошо в этой ситуации, так это только то, что все это временно.
Через месяц или полгода судно вернется в порт, экипаж сменится полностью или наполовину и ты больше никогда не встретишь того,с кем не смог сработаться. Потерпел полгодика и свободен!
А на берегу? Работаешь, к примеру, учительницей в школе, в дружном женском коллективе-серпентарии. И невзлюбят тебя гадюка-директор или кобра-завуч, да хоть бы завидующая эфа-коллега. И что делать? Увольняться или терпеть до пенсии 30 лет?
Так что, в море с этим делом проще и легче.
Чем заниматься в море, на судне, в рейсе?
С развитием информационных технологий и доступностью компьютерной техники вопрос свободного времени практически потерял свой смысл. Заходи в сеть и проводи там жизнь. Свободного от сети времени у тебя не останется. Но не на всех судах и не всегда есть доступ к интернету.
Тут уж надо самому озаботиться, чем занять свой досуг - игры, фильмы, тексты, музыка. Закачивай в свой ноутбук себе контента, а потом полгода потихоньку все это поглощай и переваривай.
Но это сейчас так хорошо стало. А как же раньше было?
Я начал работать в те времена, когда в стране появилось видео! Видеомагнитофон, кассеты, фильмы - всё это было гораздо проще и доступнее, чем судовой киноаппарат и кинопленки в жестяных банках.
С появлением видеомагнитофонов вопрос досуга моряков был практически закрыт.
- Я ведь отчего все фразы, интонации и выражения лиц в "Иронии судьбы" помню? Просто я ж был моряком! В моря ходил да кино смотрел.
По наследству от советских времен на многих судах оставались библиотеки. Так что, все пьесы Чехова были прочитаны именно там, в морях.
Что еще из досуга доступно морякам? Спортзал с гирями. А на одном судне так даже и в волейбол у нас играли, трое на трое в зальчике. Сауны на судах были. И даже с бассейнами.
Ну, и простое человеческое общение. Посиделки, разговоры, иногда с выпивкой, чаще - без нее. Взаимоотношения полов, опять же, вносили разнообразие в скучную и размеренную жизнь.
И редкие завлекательные приключения при заходах в порты - экскурсии, шопинги, парки Сингапура или планетарий Гонконга.