Еще одно небольшое воинское захоронение расположено в д.Большое Куземкино. В паспорте 1992 года в нем значится похороненными 25 воинов, из которых 13 воинов имена известны и 12 воинов значатся неизвестными.
В паспорте указано, откуда перезахоронены воины. д.Ропша находится рядом с д.Большое Куземкино, а вот второго указанного населенного пункта д.Ууэте на яндекс карте не нашлось.
Представленный паспорт данного захоронения на сайте Память народа за 2014 год уже утверждает, что известными стали имена у 24 воинов, а неизвестным остается только один воин.
Правда, почему-то в приложении к паспорту в списке всего 12 воинов.
По документам дивизий имеющихся в архивах ЦАМО удалось найти данные на воинов, взнесенных в список захоронения.
По двум воинам Курочка Александр Степанович и Григорьев Виталий Степанович, проходящим по списку захоронения, удалось установить еще четверых воинов, погибших вместе с ними и похороненных в д.Большое Куземкино. В списке захоронения эти солдаты отсутствуют.
Всего за д.Большое Куземкино было похоронено 7 воинов.
Воины проходящие по списку захоронения с д.Ропши, оказались воинами 196 стрелковой дивизии. Погибли и похоронены в п.Ропша , только Красносельского района Ленинградской области и следовательно в список захоронения были внесены ошибочно по одноименному названию населенного пункта.
Данный факт можно подтвердить фрагментом боевого приказа по 196 стрелковой дивизии за 18.01.1944 года.
Остановившись на ошибках, допущенных при увековечивании воинов, можно сразу отметить и другие населенные пункты, которые также вызывает сомнение в вопросе перезахоронения оттуда воинов. Данные на них приведены в таблице в начале статьи, поэтому приведу данные только с местами первичного захоронения.
Допущенную ошибку доказывает и то, что ни один из других воинов, проходящих с ними по донесению потерь дивизий не включен в список захоронения д.Большое Куземкино.
Еще два воина внесенные в список данного захоронения могли быть перезахоронены с населенных пунктов д.Малое Куземкино и д. д. Вяйки рейсу.
Еще на два воина, внесенных в паспорт захоронения, документов в архиве ЦАМО найти не удалось. В военкомате, наверное, есть документы, на основании чего они были внесены в список захоронения.
И последний воин из списка захоронения, Кокурин Николай Васильевич, служил в 189 стрелковой дивизии и имел первичным местом захоронения Ленинградская обл., военный поселок у дороги совхоза, могила № 5. Вместе с ним в донесении проходят еще 6 воинов. Положение дивизии за 28 января и за 01 февраля 1944 года представлены на карте, и конечно вызывает сомнение перезахоронение в д.Большое Куземкино, рядом есть еще три воинских захоронения, расположенные гораздо ближе.
Чтобы исключить всякие сомнения по 189 сд, можно привести оперативное донесение за 01.02.1944 года.
Также можно привести на карте местонахождение упомянутых в донесении населенных пунктов.
В комментарии это не нуждается.
В захоронении числится 25 воинов. 9 воинов можно отнести к данному захоронению.
Остальные 16 воинов, можно отнести к захоронению только при наличии акта перезахоронения в военкомате.
Помним, Гордимся, Чтим.