Корни театрального искусства берут свое начало в народном творчестве, главным образом, в весьма разнообразные обряды. Так, прощаясь с, как правило, затянувшейся и поднадоевшей зимой, люди сжигали ее чучело, встречая весну и задабривая языческих богов.
Обряды являлись своеобразной игрой, представлением. Первыми профессиональными артистами на Руси были скоморохи, которые подхватили эти игры и начали их активно развивать. Широкое распространение на национальном уровне эти «шоу» получили уже в Х – XI веке.
Скоморохам дали прозвище «веселые люди», им не требовалось какой-либо специальной сцены, выступления проходили практически везде. Игрались представления без заранее написанного текста, и это было одно из самых любимых развлечений в рамках масштабных народных гуляний.
Но были и те, кому подобного рода развлечения не нравились. Речь идет о представителях церкви, которые считали, что эти потешники навлекают на народ «казни Божии», действа их задуманы бесами и потому те, кто дает такие представления, подлежат весьма суровому наказанию.
Глядя на скоморохов, никто на Руси даже не пытался рассуждать об особенностях актерского искусства. Тем не менее, это были самые настоящие актеры.
Первые упоминания о скоморохах можно встретить еще в старинных сказаниях, былинах, летописях. Так, в одной из былин рассказывается о том, что Добрыня Никитич приходит на свадьбу к Алеше Поповичу, переодетый в костюм скомороха.
Скоморохи вели кочевой образ жизни. Они путешествовали по городам, давали регулярные представления, развлекали народ всех сословий песнями и плясками. Тексты этих выступлений, скорее всего, никто не записывал, во всяком случае, для последующих поколений ничего не сохранилось. Вероятно, имели место импровизации, а тексты, даже если они и существовали на самом деле, то передавались из уст в уста.
Представители властей, главным образом церковных, вели активную борьбу со скоморохами, но до окончательного и бесповоротного запрета на такого рода деятельность не решались издать в течение очень длительного периода времени.
В середине XVI века состоялся Стоглавый собор (решения были изложены в труде, состоящем из ста глав), который осуждал некоторые аспекты церковной жизни. В том числе вопрос о скоморохах на свадебном торжестве. Было принято компромиссное решение – скоморохам запретили петь и плясать перед свадебным поездом, но делать это на самой свадьбе разрешалось.
Ранее скоморохи участвовали и в траурных мероприятиях, поминальных обрядах, но Собором было указано всем «священникам, по градам и селам, чтобы православных христиан… учили, в которые времена родители свои поминают, и они бы нищих покоили, и милостыню бы по силе подавали, и кормили, и поили…», а скоморошьи представления запрещали бы.
Лишь в 1648 году царь, после выхода специального указа царя Алексея Михайловича выступления скоморохов были запрещены окончательно.
Особой формой театра была, так называемая, народная драма. Представления представляли собой своего рода коллективную игру, каждый участник которой привносил что-то свое. Постепенно складывались постоянные сюжеты и тексты, дошедшие до нашего времени благодаря записям, сделанным в XIX веке. Наиболее яркие примеры национальных драм – «Царь Максимилиан», «Лодка», «Комедия о барине».
Не менее популярны были представления другого жанра – церковного театра, которые давались в дни крупных христианских праздников. Так, «Пещное действо» являло собой инсценировку Рождества. Сюжет был взят из Библии. Три отрока отказались поклоняться идолам ассирийского царя Навуходоносора. За это их казнили, бросив в печь, но ангел, посланец Бога, спас отроков от смерти.
История профессионального театра в нашей стране насчитывает вот уже более трех столетий. До XVII века в России не было тех форм театра, к которым привыкли современные зрители.
17 октября 1672 года в одной из летних резиденций царя Алексея Михайловича, в селе Преображенском, состоялась премьера первого в истории русского театра спектакля.
Вообще середина XVII века в России характерна тем, что именно тогда началось бурное развитие науки и культуры. Тогда была издана первая грамматика Метелия Смотрицкого, активно развивались светская музыка и живопись, открывались различные школы и училища.
Возник у царя интерес и к театральному искусству. Отечественных специалистов в его распоряжении пока еще не было, и Алексей Михайлович дал приказ найти их за рубежом, однако поиски эти были тщетны. Человека, который смог бы написать пьесу и поставить ее в России, нашли в Немецкой слободе, где жили работавшие в нашей стране иностранцы.
Алексей Михайлович, запретивший ранее выступления скоморохов, стал учредителем первого русского профессионального театра. Предпосылками, вероятно, были не глубокие культурные побуждения государя, а известия о том, что при дворе других монархов Европы уже давно имелись свои театры, и, соответственно, нежелание отставать от модного веяния.
Имеются предположения, что окончательное решение о создании театра Алексей Михайлович принял 30 мая 1672 года, во время бурного отмечания рождения сына, будущего царя Петра Великого. А уже 4 июня того же года вышел указ «учините комедию».
Непосредственным исполнителем царской воли был назначен начальник Посольского приказа Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682). Именно он нашел в Немецкой слободе Иоганна Готфрида Грегори (1631 – 1675), пастора местной лютеранской церкви. Постройка здания театра и написание пьесы проходили одновременно.
Указ о создании театра обязывал «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии книгу Есфирь… и для этого действа устроить комедийную хоромину».
Первая пьеса русского театра получила название «Артаксерксково действо», в честь царя, о котором рассказывает библейская легенда. Действие начинается со сцены пира, устроенного персидским царем Артаксерксом, решившим показать гостям свою прекрасную жену Астинь. Но красавица не хочет являться на глаза пирующим. В Библии мотивом этого отказа является невероятной силы гордость молодой женщины, в пьесе Астинь рассуждает о равенстве между мужчиной и женщиной. В результате ее ждет жестокое наказание в виде изгнания, а Артаксерксу находят новую жену – Есфирь, которая, по совету воспитателя (Марходей), скрывает от супруга свое иудейское происхождение. Марходей раскрывает заговор, тем самым спасает жизнь царя, вызывая зависть и злобу со стороны князя Амана, царского воеводы, желающего уничтожить весь еврейский народ. Для того, чтобы спасти свой народ, Есфирь теперь должна рискнуть своей жизнью.
Премьера состоялась 17 октября 1672 года в «комедийной хоромине» в селе Преображенском. Царь, очень довольный новой забавой, щедро наградил автора пьесы.
Постепенно театральные представления при царском дворе стали носить регулярный характер. В Кремле также была сооружена сцена, репертуар расширялся. Вскоре, помимо «Артаксеркского действа», начали играть пьесы «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая прохладная (развлекательная) комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве».
Естественно, что круг зрителей придворного театра не мог быть особо широким, и потому театральное искусство не оказывало на жизнь общества практически никакого воздействия. Однако нельзя недооценивать культурное значение первого театра, ибо его опыт утвердил саму идею театра, многим казавшуюся греховной, были заложены основы драматургии, появилось первое поколение профессиональных актеров.
Серьезное влияние на развитие отечественного театрального искусства оказал так называемый школьный театр, представления которого игрались в школах, как светских, так и духовных. Пьесы таких театров опирались, главным образом, на библейски сюжеты, но, помимо библейских героев, там появлялись и аллегорические персонажи.
После смерти Алексея Михайловича спектакли при царском дворе на некоторое время были прекращены, потому что новый правитель, Федор Алексеевич, не разделял любовь отца к такого рода развлечениям. Тем не менее, идея театра никуда не делась, и начался длительный процесс становления русской сцены.
Источник: http://artrepriza.com/mem/51-istroiya-russkogo-teatra-chast-pervaya.html
К середине XVIII века в России все большую популярность завоевывали разного рода представления. Дошло даже до того, что был издан указ Елизаветы Петровны (1741 – 1761) о порядке проведения спектаклей. Императрица «указать соизволила», чтобы «по прошениям здешних обывателей, которые похотят… русские комедии иметь, в том позволение им давать и воспрещения не чинить».
Спектакли устраивали горожане, которые подыскивали и снимали для этого подходящие помещения и сами играли пьесы. В наши дни подобные действа получили бы название «самодеятельных спектаклей». Русской драматургии на тот момент еще практически не существовало, потому ставились в основном переработанные и переведенные зарубежные произведения. Сохранились названия некоторых пьес: «О Кире царе Перском и о Скифской царице Тамире», «Комедия гишпанская о Иполите и Жулии». Представления эти были адресованы широкой публике, таким образом, поддерживался народный интерес к пока еще новому, но уже очень популярному виду искусства – театру. В спектаклях все еще заметны были черты сходства с выступлениями скоморохов, но постепенно постановки переходили на профессиональную драматургию.
Представления давались не только в крупнейших городах страны – Москве и Петербурге, но и в провинции. Так, в 1750 году в городе Ярославле был создан первый самодеятельный театр под руководством Федора Григорьевича Волкова (1729 – 1763), который стал впоследствии первым в России профессиональным актером. Произошло это следующим образом. Елизавета Петровна хотела, чтобы в Петербурге появился общедоступный, профессиональный, хорошо организованный театр. Но найти подходящих людей в столице оказалось не так просто – там их попросту не было. Узнав о ярославском театре и о Волкове в частности, императрица издала еще один указ, на основании которого Федор Волков, его братья Гаврила и Григорий и прочие люди, нужные для театра, должны были прибыть в Петербург. 3 февраля 1852 года они выполнили приказ, а уже 6 февраля дежурный адъютант оставил в специальном журнале следующую запись: «Ее Императорское Величество соизволили иметь выход в театр, где представлена была на российском языке ярославцами трагедия, которая началась пополудни в 8-м часу и продолжалась пополудни же до 11-го часа». Аналогичная запись была сделана и 9 февраля. К сожалению, не были указаны названия пьес, которые игрались Волковым и его товарищами.
Игра ярославской труппы пришлась императрице по душе, и она распорядилась оставить в Петербурге Федора и Григория Волковых, Ивана Дмитриевского и Алексея Попова и зачислить их в Шляхетский корпус для обучения. Жилось им, мягко говоря, не просто. Приходилось закладывать вещи, а затем брать деньги у начальства для того, чтобы их выкупить. На вырученные средства приобретались пьесы.
Однако, несмотря на все трудности и проблемы, возникли условия для создания театра – актеры учились, постепенно появлялась отечественная драматургия, а власти хотели иметь государственный театр.
30 августа 1756 года состоялось важнейшее для всей дальнейшей истории русского театра событие – императрица Елизавета Петровна издала указ: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове. А для оного повелено набрать актеров и актрис… На содержание оного театра определить в год денежной суммы по пять тысяч рублей».
Директором театра согласно все тому же указу был назначен уже ставший тогда известным драматург и поэт Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777).
Если мужская часть труппы сложилась довольно легко, в ее состав вошли ярославские актеры во главе с Волковым, плюс некоторые певчие, то с формированием женской части были некоторые трудности. В те времена не многие женщины готовы были решиться выйти на сцену. Объявления о наборе женщин в труппу давались несколько раз: «Знающие грамоте девицы, желающие определиться в службу… при придворном театре, явиться могут на Васильевском острову… в первой линии у первого придворного российского театра актера Федора Волкова».
Сперва женские роли приходилось играть мужчинам, но постепенно женщины так же стали выходить на сцену.
Основу репертуара театра составляли пьесы Сумарокова, исполнителями главных ролей были Федор Волков и его коллеги еще со времен работы в Ярославле – И.А.Дмитриевский (1733 – 1821) и Я.Д.Шумский (1732 – 1812).
Знаменитый драматург Д.И.Фонвизин (1744 – 1792) приехал в Петербург еще юношей. Вот фрагмент его впечатлений об игре Шумского: «Тут видел я Шумского, который шутками своими так меня смешил, что я, потеряв благопристойность, хохотал изо всей силы… комедию, виденную мною, довольно глупою, считал я произведением величайшего разума, а актеров – великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие». Вскоре состоялось знакомство и с Волковым, «мужем глубокого разума, наполненного достоинствами», и со «славным нашим актером И.А.Дмитриевским, человеком честным, умным, знающим…».
Шумский был актером преимущественно комедийного жанра, прославился исполнением роли старухи Еремеевны в комедии Фонвизина «Недоросль» (1782). С тех пор эту роль часто можно увидеть в мужском исполнении.
Становление русского театра было сопряжено с огромным количеством трудностей. Мостов через Неву не было, а театральное здание располагалось на Васильевском острове, что крайне усложняло путь до театра весной и осенью. У публики все никак не могло войти в привычку посещать спектакли регулярно.
Между артистами все чаще возникали творческие разногласия, иногда непреодолимые, что привело к отставке директора театра. В 1761 году это место было предложено Волкову. Тогда же умерла императрица Елизавета Петровна, и на престол взошел новый правитель – Петр III, которого вскоре сменила Екатерина II (1762 – 1796). По случаю ее коронации, проходившей в Москве, в Петербурге состоялся праздничный маскарад «Торжествующая Минерва». Организацию этой постановкой поручили Волкову.
Это было площадное действо, по столичным улицам ездили повозки, в которых стояли актеры, декламировавшие нравоучительные стихи, написанные Сумароковым и известным в те времена поэтом Михаилом Херасковым (1733 – 1807).
Маскарад состоялся ранней весной 1763 года. Организация многочасового действа, колоссальное физическое и моральное напряжение, сильнейшая простуда – все это существенно подорвало здоровье Федора Волкова, и вскоре он скончался.
В истории русского театра Волков занимает особое место, и в первую очередь благодаря тому, что он стал первым в нашей стране профессиональным актером. Сейчас уже трудно себе представить, как зарождался театр в России, но современники восхищались драматическим талантом первых актеров, и в первую очередь Федора Волкова.
Сумароков вошел в историю как создатель репертуара первой российской театральной сцены. Им было написано девять трагедий и несколько комедий.
Кроме здания на Васильевском острове, труппа Волкова давала представления в «Оперном доме у Летнего сада». Когда спектакли посещала императрица со специально приглашенными придворными, они игрались бесплатно, «для народа» развлечение было платным. Билеты стоили достаточно дорого.
Основу репертуара составляли драматические произведения Сумарокова, как трагедии, так и комедии. Кроме того, игрались пьесы Мольера и некоторых других европейских драматургов.
Позже труппа переехала в специальное здание, расположенное близ Зимнего дворца. В 1785 году рядом было построено новое помещение – Эрмитажный театр (архитектор – Д.Кваренги).
В 1763 году, после смерти Ф.Г.Волкова, театр возглавил И.А.Дмитриевский, человек очень образованный, самостоятельно переводивший пьесы французских и итальянских драматургов. Кроме руководства театром, преподавал актерское мастерство молодым талантам. С одинаковым блеском воплощал как комические, так и трагические образы.
В 1871 году Эрмитажный театр был передан в распоряжение Придворной конторы, и из частного его переименовали в императорский.
XVIII столетие оставило грядущим поколениям богатое культурное наследство. Театр превратился в профессиональный, открылось несколько театральных школ, появились первые отечественные драматурги. В глазах общества театр приобрел уважение, у народа постепенно вырабатывалась привычка регулярно посещать театр и читать драматические произведения.
Источник: http://artrepriza.com/mem/54-istoriya-russkogo-teatra-chast-vtoraya.html
Как известно, XIX век в России начинался с тревог и волнений – очередной дворцовый переворот привел к убийству царя Павла I. Весьма тревожно он и завершился – уже тогда в воздухе витали предчувствия «неслыханных мятежей».
Культуру нашей страны прославляли поэты и прозаики, для театра писавшие крайне редко, в результате, развитие сценических искусств проходило вне зависимости от драматургии. Счастливым исключением из этого довольно мрачного правила стало творчество А.Н.Островского, создавшего множество великих пьес, в течение длительного периода времени определявших лицо отечественного театра. С именем Островского связано появление в русском театре периода так называемого психологического реализма.
В театральном искусстве XIX века искусствоведы не выявили каких-либо веяний, в той или иной степени не связанных с опытом предыдущего столетия. В актерских работах еще были заметны такие приемы игры, свойственные театру эпохи классицизма, как подчеркнутое внимание к декламации и статичные позы.
В самом начале XIX столетия, в 1806 году, в нашей стране сложилась сеть национальных императорских театров. Управлялись эти театры «министерством двора Его Императорского Величества». В ведении двора находилось пять театров – три в Петербурге (Мариинский, Александринский и Михайловский) и два в Москве (Большой и Малый). Репертуары в этих театрах были практически идентичны, основных причин было две – общее руководство и не слишком большое количество пьес отечественных авторов.
После Отечественной войны 1812 года спектакли в Москве игрались во временных помещениях. Продолжалось это до 1824 года, когда было построено здание Малого театра, а через год – и Большого. Здание Александринского театра в Петербурге открылось в 1832 году, а в 1833 – Михайловского.
В провинциях театры находились в ведении губернаторов, либо городских чиновников. Представители власти полагали, что «учреждение посреди города театра» не только способствует народным развлечениям, но и обогащает духовную жизнь города.
Вокруг сети Императорских театров и их монополии велись жаркие дискуссии в течение весьма долгого времени – практически целое столетие! Играть в обеих столицах могли только актеры этих пяти театров.
В 1882 году монополия была наконец отменена, и буквально тут же появилось огромное количество так называемых частных театров, как драматических, так и оперных. Огромный вклад в развитие театрального искусства в России внесли труппы таких частных театров, как Театра Корша в Москве и Театра Суворина в Петербурге. Назывались такие сцены именами антрепренеров.
Юрист по образованию, Федор Адамович Корш (1852 – 1923) создал свой частный театр в 1882 году, который просуществовал до 1923 года, несколько раз поменяв за это время владельцев и, соответственно, названия. В репертуарном листе было много классических пьес, но и современная драматургия была здесь в почете. Именно на этой сцене впервые были сыграны такие пьесы, как «Чайка» А.П.Чехова и «Дети Ванюшина» С.А.Найденова. Здесь впервые стали давать утренние представления по воскресным дням. Основными зрителями на таких спектаклях должны были стать учащиеся, в связи с чем билеты продавались по значительно более низким ценам.
Театр Корша, как и любой другой частный театр, являлся коммерческим проектом, и для привлечения как можно большей зрительской аудитории еженедельно по пятницам игрались премьеры. За более, чем полувековой период на эту сцену выходило множество выдающихся артистов, впоследствии ставших легендарными, в том числе П.Н.Орленев, Л.М.Леонидов, А.А.Остужев, А.П.Кторов.
Алексей Сергеевич Суворин (1834 – 1912), известный журналист, драматург и издатель, владел Малым драматическим театром Петербурга, получившим название Суворинского (1895 – 1917). Характерными особенностями этой сцены были серьезный репертуар и прекрасный актерский состав.
Популярность театрального искусство в России росла, и вторая половина XIX века ознаменовалась появлением большого количества площадок в других городах. К концу столетия во всех более-менее крупных губерниях и уездах было хотя бы по одному театральному зданию. В маленьких городках труппы существовали как антрепризы, а помещение руководитель, т.е. антрепренер, арендовывал на сезон у городской управы, либо у частного лица. Проекты подобного рода имели исключительно коммерческий характер, средства из городского бюджета выделялись крайне редко.
Во время Великого поста любые развлечения в России были запрещены, а это значит, что театры в этот период не работали. Тогда проводились встречи с актерами, обсуждались условия труда и размер заработной платы, заключались договоры в письменной форме (так называемый ангажемент).
Во второй половине XIX века довольно широкое распространение получили бенефисы, то есть представления, доходы от которых поступали в пользу одного, конкретного, актера. Кроме того, так же называли спектакли, являвшиеся признанием заслуг одного из их участников, игравшиеся в его честь.
Существовали также и полубенефисы. Здесь выручка делилась поровну между артистами и организаторами вечера.
Основную часть зрительской аудитории почти всех театров, особенно провинциальных, составляли представители среднего и низшего слоев отечественного общества. Места для людей такого уровня получили известное и по сей день название – галерка. Помещались они на самых верхних этажах театральных залов, видно и слышно оттуда практически ничего не было, особенно в драматических спектаклях.
Своими впечатлениями о галерке Александринского театра с потомками поделился знаменитый поэт XIX века Н.А.Некрасов: «Какое изумительное разнообразие! Какая пестрая смесь! Воротник сторожа, борода безграмотного каменщика, красный нос дворового человека, зеленые глаза вашей кухарки, небритый подбородок выгнанного со службы подьячего». На сцене публика подобного уровня жаждала увидеть не столько «красивую жизнь», сколько «правду про себя».
Репертуар русских театров середины XIX века ознаменовался появлением нового жанра драматургии – водевиля, причем произведений в одночасье появилось весьма внушительное количество. От актеров теперь требовались в обязательном порядке дополнительные навыки – вокальные и хореографические. Своим участием в водевилях известны очень многие знаменитые артисты, много позже ставшие легендарными, в том числе М.С.Щепкин.
Через средства массовой информации знаменитее драматурги и критики призывали людей театра просвещать публику, совершенствовать Аким образом нравы.
В 30 – 40-е года ХХ века, как известно, времена были совсем не простые, и актеры старались, в первую очередь, развлечь зрителей. Помимо основной пьесы, в самом начале вечера и под его завязку обязательными элементами представления стали одноактные водевили. Иногда они заменялись дивертисментами – представлениями, очень похожими на современные эстрадные концерты, состоящие из большого количества отдельных, не связанных между собой, забавных номеров-миниатюр.
Источник: http://artrepriza.com/mem/56-istoriya-russkogo-teatra-chast-tretya.html