Примечание: возможны спойлеры
Долго я, конечно, отнекивался от просмотра данного сериала. Пару месяцев он у меня был первым в списке на ознакомление, но каждый раз я старался обходить его стороной. Странная у меня антипатия к произведениям, от которых много шума (просто известных, культовых, классических или о которых много говорят). Тут и завышенные ожидания играют свою роль, и обильное обсуждение ото всех подряд, и т. п. Поэтому вероятность нескладных и неоднозначных впечатлений высока. Особенно в случае, когда тебе становится непонятным из-за чего так много шума вокруг таких работ.
Но в данном случае я точно не пожалел, что ознакомился с этим сериалом. В целом это хорошая криминальная (или полицейская, как название поджанра, так как мы наблюдаем за работой сотрудников милиции) драма с очень ярким и харизматичным персонажем Жегловым в исполнении Высоцкого. Относительно жанра здесь много чего интересного показывают. Хотя, лично для меня, это сериал одной сцены. В том смысле, что именно из-за одной конкретной сцены мне сам сериал и пришёлся по душе.
О сюжете
Говоря о сюжете, он в целом стандартен для жанра. В отдел по борьбе с бандитизмом, возглавляемый Жегловым, приходит новый сотрудник Шарапов, недавно возвратившийся с фронта (так как история развивается сразу после войны). И их основное дело — это поимка банды "Чёрная кошка", которую уже давно не могут поймать. Параллельно с этим у них появляется ещё одно дело об убийстве, где главным подозреваемым оказывается бывший муж. И вот уже расследуя это дело, они постепенно выходят на след банды, которую в итоге и ловят.
То есть в целом неплохая такая детективная история получается, где как по цепочке одно приводит к другому. Но, как я уже и сказал, для меня сыграла именно одна единственная сцена. Это момент в пятой серии, когда Шарапов оказывается в банде "Чёрная кошка" и всеми возможными способами пытается выдуманную историю выдать за правду, чтобы ему поверили. С этой сцены я действительно кайфанул. Весь этот диалог, а он достаточно долгий, всё время держит тебя в напряжении, потому что тебя к нему, как зрителя, очень правильно подвели. Нам явно показали, что Шарапов не готов к работе под прикрытием; нам показали, что всё явно пошло не по плану. Но как бы Шарапова не пытались подловить, как бы на него не старались давить, он всё время уворачивается от этих нападок и словесно отбивается, что в итоге вызывает к нему доверие среди бандитов. Однозначно классная сцена. Если до неё в моём поле зрения мелькал исключительно Жеглов, то в данном случае Шарапов неожиданным отыгрышем перетянул всё внимание на себя.
И ещё парочку приятных моментов можно выделить в сериале. Много здесь забавных ситуаций или просто разлетевшихся крылатых фраз. Про "Теперь Горбатый! Я сказал — Горбатый!" и говорить не стоит, так как фразу эту я слышал очень много раз. А вот с Маньки Облигации и её "облигации или аблигации?" я, конечно, в голос посмеялся. Такая органичная сцена у них получилась, особенно с отыгрышем Высоцкого и его недоумением "Чё? Какая облигация?"
Также стоит отметить экшен-сцены. Хотя тут можно сказать, что самая первая сцена с перестрелкой на складе мне совсем не понравилась. Слишком хаотично и сумбурно всё было показано, что не есть в данном случае хорошо. Но вот уже дальше не всё так плохо. И та же самая сцена погони за Фоксом, где по итогу грузовик в реку падает, уже отлично смотрится и местами даже впечатляет.
И так по мелочи я бы ещё отметил атмосферу показанного в сериале. Хотя она не везде прослеживается и это просто может быть советский колорит, но местами показанное окружение выглядит прикольно. А ещё серии тут, конечно, любят заканчивать крайне наглым образом. Современные клиффхэнгеры нервно курят в сторонке, когда здесь серию могут оборвать на самом её пиковом напряжении (как это было в первой серии: вот должна начаться сцена с перестрелкой и БАЦ — титры). Но подобное отчасти даже забавно выглядит.
Самая большая странность сериала
А вот теперь можно потолковать о самом странном и непонятном для меня в сериале. Мельком я видел информацию о том, что изначально сериал должен был выходить в 7 сериях, а по итогу их перемонтировали в пять. Но даже в таком случае у меня возникло ощущение, что я смотрю ещё более укороченную версию сериала. Многие ключевые моменты здесь оглашают, но их просто берут и по итогу обрывают, не показывают, никуда дальше не развивают. И это очень странно выглядит.
Это проявляется даже в не самых значительных ситуациях. Хоть мне и понравилось, что сериал с самого начала переходит сразу к действию, но всё же отношения между Шараповым и Жегловым кажутся уж слишком дружественными изначально. Шарапов буквально тут же приглашает Жеглова к себе жить, что немного кажется странным, особенно учитывая, что их служебные отношения не просто как у коллег, а ещё и как у начальника и подчинённого. Но это хотя бы можно списать на добрый и отзывчивый характер Шарапова и в целом наставничество Жеглова для него. Но вот что с мальчиком случилось по итогу в сцене, когда банда грабила магазин в конце 2 серии. О нём ни слова не сказали после. Ни о том, что он жив остался, ни о том, что его постигла такая же участь как и деда. Тут хотя бы какое-то упоминание нужно было о нём сообщить, а то сцену показали, а последствий её мы не видим.
А ещё спрашивается, что с основным конфликтом между Шараповым и Жегловым? Нам показывают весьма привычную для жанра ситуацию, когда "старички" и "новички", желая осуществлять справедливость, идут разными методами. Те, кто уже давно в этом деле и понимают что к чему, осознавая всё несовершенство законодательства, порой этот самый закон ради поимки преступника нарушают. А те, кто только пришёл и ещё не развращён реалиями жизни, веруют в законную справедливость и не желают опускать свою профессию до уровня этих же бандитов, которых они ловят. И у нас есть очень показательная сцена подобного, когда Жеглов щипачу в карман подкидывает кошелёк, на что Шарапов высказывает соответствующие претензии. И сама ситуация классическая, сделанная так как надо. Вот только где дальнейшее-то развитие этого конфликта?
На этой сцене весь конфликт и закончился. Я думал может в самом конце что-то будет, но тоже нет. Этот конфликт никуда не повели. Ни в сторону Шарапова (за законную справедливость), ни в сторону Жеглова (за карательную справедливость с обходом закона). Да и в целом Жеглов всего лишь раз за весь сериал идёт в обход закона (как минимум, больше не было акцента на этом). С Жегловым ещё такая ситуация возникает, что, практически, во всех моментах с ним трудно не согласиться. Даже в ситуации с кошельком щипача ловят в то время, когда он уже сумку подрезал, а сам кошелёк упал на пол. Или в чём не прав Жеглов в ситуации с доктором, когда на мелкие доказательства от Шарапова в невиновности доктора привидится очень однозначное и веское доказательство в виде найденного у него пистолета (да и сам доктор по итогу поступает не лучше, пытаясь наговорить плохого на Жеглова). Да и в самой последней сцене, когда Жеглов убивает сбежавшего бандита, являющимся бывшим сослуживцем Шарапова, со стороны Жеглова также нет каких-либо злых умыслов. Не убил бы он, убили бы другие, так как перед нам попытка к бегству ещё и с применением физической силы (конвоира он толкнул всё-таки, да и сотруднику дал под дых). Да даже в вопросах идей про эру милосердия от соседа Шарапова, уж скорее поверишь тому же Жеглову, чем идеалистическим мечтам о том, что все будут друг к другу милосердны. То есть сам конфликт разворачивается лишь в одной сцене, так как в других у него просто нет основания. Тогда для чего он вообще нужен?
И ещё одна мысль, но уже скорее совсем надуманная. В сериале я зацепился за одно конкретное слово, которое очень часто произносят в сценах, где допрашивают людей, пытаясь их заставить сдать других. И это слово произносят в каждой такой сцене. И слово это "донос". Иногда оно звучит не совсем уместно или ненужно (кажется лишним), из-за чего я на него и обратил внимание. Слово это в моих ассоциациях отсылает меня конкретно к сталинскому режиму, "большому террору" и массовым доносительствам. А учитывая идею "эры милосердия", озвученную в сериале, конфликт Жеглова и Шарапова, как "старого" и "нового", то можно всё это связать воедино и как бы, натянув сову на глобус, сказать, что в сериале прослеживается идея критики сталинского режима. Но это либо сделано настолько тонко, что я этого не могу в полной мере проследить, либо у всего этого просто нет основания, так как эта идея никоим образом не развивается в сериале. Вот так и выходит, что во всех основных моментах сериала всё как-то недоделано, неразвито и не проработано.
***
В общем, если не брать в расчёт недоработки в темах и конфликтах, то в целом это очень хорошая криминальная драма с яркими персонажами. Кстати, книжку братьев Вайнеров "Эра милосердия" я также собираюсь прочитать. Она уже передо мной лежит, тем более давно я ничего не читал, а значит пора бы.