В моей книге "Яблоко" (сказка в стихах) есть памятка для родителей о том, как правильно читать малышам. Давайте подробнее разберем первый совет из этой памятки.
#ПРОТО_КакСохранитьВЧеловекеРебенка
#ПРОТО_КакВидетьВажноеВПростом
#ПРОТО_КакЧитатьДетскуюЛитературу
Подберите интонацию чтения и всегда читайте с одной интонацией. Как только малыш научился сидеть, ему уже можно начинать читать книжки. Первыми литературными произведениями в этом случае становятся потешки и пестушки (ударение на первый слог – от слова пестовать, то есть устаревшее нянчить, носить, вынашивать на руках, холить, ходить за дитятей).
Внешне они мало чем отличаются друг от друга, но потешки – это игровая форма развлечения, воспринимаемая на слух, а пестушки обязательно сопровождаются тактильным контактом с ребенком. Одной из самых известных пестушек остается до сих пор «По кочкам, по кочкам» или «Сорока-ворона кашу варила».
К словам пестушки прикрепляется набор движений, ребенок запоминает слова, движения и, в первую очередь, интонацию.
Интонацию малыши воспринимают еще до рождения, по ней узнают родителей, по ней чувствуют, что взрослые общаются именно с ним. Но опыт, объем памяти малыша слишком скудный, поэтому требуется многократное и одинаковое повторение.
Что значит многократное повторение? В младенческом (до года) и в раннем возрасте (до3х лет) детям нравится повторение одного и того же сразу, в одно время. Ребенок просит ещё и ещё. Взрослый быстрее ребенка устаёт от повторений и старается малыша переключить на что-то другое, отвлечь игрушкой или новым занятием. По мере взросления или насыщения данной забавой количество однообразных повторений подряд сокращается.
По данным известного психолингвиста Валерия Белянина, для полного усвоения нового материала детям требуется от 76 до 120 повторений. На самом деле так и получается, если периодически повторять пестушку, потешку, игру, стихотворение по десять раз подряд, то за месяц набегает нужное для усвоения количество повторений.
Вообще, всегда читайте с интонацией. Нужное для усвоения количество повторений набрать можно, но тут важно, насколько одинаково вы, взрослые, подаете материал. Читать ребенок не умеет, значит опознает на слух. Но словарный запас, то есть понимание слов, еще очень скудный, значит узнавать текст можно только по интонации. Если вы всегда читаете с одинаковой интонацией, то запоминание и усвоение происходит быстрее. Если вы проявляете творчество и окружаете малыша разными вариантами прочтения, то он, к сожалению, каждый новый вариант воспринимает не как вариацию, а как совершенно другой вариант. Время усвоения таких произведений сильно увеличивается, ребенок больше устает, ему трудно почувствовать себя успешным. Получать удовольствие от чтения тоже становится труднее.
Есть еще одна важная деталь, интонационная выразительность делает нашу артикуляцию более четкой. Овладевая языком, ребенок внимательно смотрит нам в ром, стараясь перенять положение, движения, форму артикуляционного аппарата во время говорения. Мы всё это давно усвоили и не замечаем важности, а малыш только начинает длинный путь речевого развития. Для него слушать – это большой труд.
У современных детей, к сожалению, отмечается недостаток качественных образцов речи (речевых эталонов), особенно в городах. Родители вечно спешат, все делают набегу, а вокруг еще масса других сильных раздражителей: много движущихся и отвлекающих предметов, резких громких звуков, огней и ярких картинок. Все это создает лишнее разнообразие и недостаток повторений, времени на их усвоение. Кстати, слишком большие, длительные разрывы между повторениями плохо влияют на усвоение и, в результате, приводят к увеличению числа необходимых дублей.
Сейчас стало очень модным творчество и креативность. Но все это – нестандартные проявления мышления, восприятия и деятельности. Сформируйте сначала у своего ребенка все необходимое для обычной нормальной жизни, фундамент, основу, базу, лишь потом можно будет задумываться о творческом развитии. По возрастным особенностям полноценного развития зачатки творчества появляются только в старшем дошкольном возрасте, то есть в 5-6 лет. Так что маленьким детям крайне полезные одинаковые повторения!
С уважением,
ваш специалист по малышам,
кандидат психологических наук
Белоус Елена Николаевна