На днях украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба выдал мощное заявление: «Российская пропаганда бросала все ресурсы, чтобы заклеймить Мазепу. Но он победил, а Пушкин и Бродский проиграли […] Пушкин написал "Полтаву" в 1828 году как акт пропаганды, чтобы банально сбить волну популярности "Мазепы" Байрона. Это была литературная анафема. Условно говоря, в этом конкретном деле Пушкин в XIX веке был никем иным, как современным Соловьёвым на максималках».
Пожалуй, от дипломатов ожидаешь услышать нечто более интеллектуальное и менее нелепое. Пересказывать здесь очевидные вещи и объяснять, почему Мазепа вошел в историю как образцовый предатель - лишнее. Просто в очередной раз удивляюсь, каких сомнительных во всех смыслах персонажей люди порою возносят на своё знамя.
Возможно, вы удивитесь, но в мировых масштабах Мазепу канонизировали в качестве героя европейские поэты и художники эпохи романтизма. Наиболее популярным стал образ, созданный лордом Байроном в поэме «Мазепа» (1818). По сюжету юный слуга-паж польского короля Яна Казимира по имени Мазепа влюбляется в польскую панночку. За это страшное преступление его привязывают обнажённым к коню задом наперёд и пускают в дикую украинскую степь. Там его спасают местные жители и делают своим гетманом. Все радуются и хлопают в ладоши. Конец.
Разумеется, все запомнили только яркий момент с конём. И тут уж живописцев-романтиков было не остановить. Вот наиболее известные образы «гетмана»:
В завершение хочется процитировать фрагмент из другой поэмы «Мазепа» (1829), уже не Байрона, а Виктора Гюго (перевод с фр. И. В. Стырты). Великий француз тоже решил оседлать популярную тему и выдал до жути пророческие строчки:
Ещё он будет жить! Из праха вознесёт
И князем назовёт украинский народ
Того, кто смерть прошел.
Еще засеет он телами без гробов
Роскошный чудный край, где снова ждут пиров
Стервятник и орёл.
#Украина #Мазепа #Mazeppa #история #романтизм #искусство #Пушкин #поэзия #пропаганда #политика