Найти в Дзене
Перекрестки истории

И.И. Ползунов: не только паровая машина

Кто в нашей стране не знает о том, что Иван Иванович Ползунов изобрел первую двухцилиндровую паровую машину? Однако, это было далеко не единственное его изобретение и усовершенствование. Ползунов был автором десятков практических и даже теоретических изобретений и разработок, связанных с горнодобывающим делом и металлургией.

И.И. Ползунов появился на свет на Урале в 1729г. Рос он в солдатской семье при Екатеринбургском заводе. К девятнадцати годам юноша прибыл Колывано-Воскресенские заводы Алтая, вотчину Кабинета Его Императорского Величества. Здесь он начинает серьезно заниматься изучением работ М.В. Ломоносова и специалиста по горному делу И.А. Шлаттера.

Сначала он занимал должность гиттеншрейбера - смотрителя и учетчика при плавильных печах, а потом и шихтмейстера - младшего горного офицера с окладом 36 р. в год.

В 1750г Ползунову было дано задание проложить более короткий маршрут от Змеиногорского рудника до пристани на р. Чарыш, откуда вывозилась на заводы руда. Иван Иванович справился с работой блестяще: изучив местность, он проложил путь вдвое короче, пройдя его пешком с мерной цепью. Все 85 верст. При этом он разметил весь путь кольями и отметил места ночевок для рудных обозов.

В 1753г Ползунов построил механическую лесопилку, работающую на основе водяного колеса. В устройство лесопилки он внес такие изменения, которые позволили отнести ее от реки на значительное расстояние.

В 1755гг. уже известного механика отправили налаживать работу Барнаульского стекольного завода, который давал стекло низкого качества. Не смотря на все старания оно оставалось мутным. Изучив производственный процесс, Ползунов нашел причины брака и исправил их.

В 1763г он подает управляющему заводами А.И. Порошину чертеж с описанием работы своей "огнедействующей машины". Проект был одобрен Кабинетом. Изобретателю присвоили чин механикуса и дали премию в четыреста рублей . Его сняли со всех других работ, дали 4 помощников в ученики. Двадцать два человека должны были осуществлять работы, связанные с машиной. А так же началось строительство здания под машину.

Пробный запуск машины состоялся осенью 1765г. Однако, Ползунов обнаружил некоторые недоработки, которые он дорабатывал в течение полугода. К середине марта машина была подготовлена к пуску. 30 лошадиных сил. - такова была мощность изобретенного им универсального пароатмосферного двигателя непрерывного действия, который называли "огненная машина".

Однако, к этому времени у Ползунова начала быстро прогрессировать чахотка. В апреле 1766г он отправил прошение к Екатерине II с просьбой отстранить его от работ по состоянию здоровья. 16 мая 1766г, в возрасте 38 лет, Иван Иванович Ползунов умер. До запуска его машины оставалась всего неделя.

Дело продолжили его ученики. 7 августа 1766г, после предварительного тестирования, машина была запущена и проработала всего два месяца. В ноябре 1766г прогорел котел. После чего восстанавливать ее не стали. Даровой труд работных людей на заводах был дешевле, чем восстановление машины. За два месяца работы "огненной машины" Россия получила 14 пудов серебра и 14 фунтов золота стоимостью 18471 рубль 62 копейки. В 1782г машину разобрали за "ненадобностью".

На Алтае чтят память о выдающемся изобретателе: его именем названа одна из старейших улиц в Барнауле. Его имя носит Алтайский политехнический университет. А в Алтайском государственном музыкальном театре поставлен мюзикл "Ползунов".

-2

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации