Эх, чем сейчас удивить ребенка? Сотни игрушек, десятки консолей, тысячи игр. Всё доступно, всё легко достать, никаких проблем и дефицита - любое удовольствие за ваши деньги, даже за совсем небольшие. Да что уж там - достаточно обычного смартфона. Библиотеки игр на любой вкус, цвет, вес и уровень интеллекта.
Что имели дети стран СНГ в начале 90-х? Да, собственно, наследие 80-х: игры а-ля портативная "Электроника", где волк или Микки Маус пытались собрать коллекцию из 999 яиц, с надеждой на показ секретной серии мультфильма, какой-нибудь "Видеоспорт" с пресловутыми понгом и стрельбой по мишеням да игровые автоматы в кинотеатрах, клубах и вокзалах.
Конечно, можно сказать, что во времена Ивана Грозного отпрыски об этом даже и во снах мечтать не могли. Но когда в других странах уже заканчивало свое шествие NES, у нас большинство детей всё еще ковыряли палками жижу в лужах, и лишь единицы начинали покорять 8-битное чудо техники.
Но вот чем дальше в лес, тем больше бит... И я сейчас не про бейсбол. Даже мало-мальски видящий и слышащий ребенок был в курсе о "новой реальности". О ней рассказывали друзья и товарищи, вещали по телевизору, печатали в газетах и журналах. Открывались фирменные магазины "Денди", торговые точки электроники и универсамы без данной номенклатуры с трудом выживали, дальневосточные азиатские "пришельцы" на рынках назойливо зазывали к своим прилавкам с приставками и картриджами. Мимо этого пройти было просто не реально. Все были "в теме". Не все могли себе это позволить, но знали об этом все.
Вы могли не иметь её у себя, но всегда была возможность прикоснуться к невидали. Придя к другу/знакомому в гости, попросив у него и взяв к себе домой "на пару дней" поиграть, зайти в один из профильных магазинов или игровых клубов и, заплатив определенную сумму, сэкономленную на завтраке в школе, несколько минут поиграть в любую игру на любой приставке.
Это было сродни крестовому походу. Что-то эпичное, что-то ошеломляющее, что-то невообразимое. Путешествие в другие миры, вершение судеб персонажей из любимых фильмов и мультфильмов, примерение роли главного героя на себя - то, чего никогда у вас в жизни не было. И тут - оно становится реальностью! Незабываемый опыт. Не бегать по улице с палкой и кричать "Ололо, пыщ-пыщ", представляя, как уничтожаешь мнимого врага, а делать настоящий "пыщ-пыщ" и реально уничтожать его, хоть и в виртуальном пространстве. Вынос мозга... У кого-то в 8-ми битах, у кого-то в 16-ти. Но это не имело огромного значения. Мы хотели играть - мы играли.
Да, хотелось большего, хотелось лучшего, но на безрыбье и рак - рыба!
Во всякой избушке свои игрушки...