Трудное начало, зрительский триумф, несостоявшееся продолжение. История фильма "Пираты XX века" - самой популярной (по числу билетов) картины в истории отечественного кино.
Вышедший в прокате 1 января 2023 года фильм "Чебурашка" стал самым кассовым кинопроектом в истории России. Картина заработала в кинотеатрах 6,7 миллиардов рублей – безоговорочный рекорд с большим отрывом.
Однако по другому показателю "Чебурашка" далёк от лучших советских фильмов. Полнометражную версию приключений волшебного таинственного зверька посмотрели 32 миллиона 300 тысяч зрителей. А самый популярный фильм в истории советского проката привлёк в залы кинотеатров около 88 миллионов человек.
Первый "боевик" отечественного кино
В 1980 году такого феноменального результата сумела добиться остросюжетная лента Бориса Дурова "Пираты XX века" (с учётом последующих показов к 1991 году аудитория выросла до 120 миллионов). История о захвате советского грузового суда пиратами в водах близ Филиппин стала первым отечественным "боевиком". Неудивительно, что посмотреть на подвиги бравого старшего механика Сергея в брутальном исполнении Николая Ерёменко-младшего по несколько раз бегали многие мальчишки.
Однако перед историей настоящего триумфа чуть было не разыгралась история полного провала.
Сложности со сценарием
Сначала создатели фильма никак не могли утвердить сценарий в соответствующих государственно-партийных инстанциях. Сюжет был основан на реальном происшествии с итальянским судном, перевозившем уран. Однако "радиоактивный след" из фильма чиновники сразу приказали исключить. СССР позиционировал себя как гаранта мира и лишнее указание на ядерную тему было нежелательным.
Взамен сценаристы выбрали наиболее логичный вариант – опиум, который закупили для фармакологического производства, оказался лакомой целью для наркоторговцев. И этот вариант не сразу убедил начальство – усмотрели "пропаганду" наркотиков. В итоге опиум всё-таки остался в фильме, сценарий был утверждён.
Непростая премьера, несостоявшееся продолжение
В 1979 году картина была готова. Но на стадии утверждения фильма опять возникли сложности.
Картина была снята на Киностудии имени Горького, которая специализировалась на лентах для детей и юношества. Поэтому утверждение проектов студии проходило в ЦК ВЛКСМ. Комсомольские руководители после закрытого показа "Пиратов XX века" посчитали картину, с одной стороны, слишком легкомысленной (никакого идеологического содержания). С другой – чересчур тяжёлой (сцены насилия) и неподходящей для целевой аудитории.
Фильму грозило помещение в архив, "на полку". Но каким-то образом "Пираты XX века" попали на частный кинопросмотр к Леониду Брежневу, генсеку ЦК КПСС. Руководитель партии остался в восторге от бодрого динамичного повествования и дал "добро" на премьеру по высшей прокатной категории (с максимальным количеством прокатных копий).
Успех фильма тут же породил стремление снять продолжение, в современных терминах – сиквел. Несколько лет разрабатывали сценарий, который тоже привязали к Юго-Восточной Азии и пиратской теме. Но итоговый вариант категорически не понравился Николаю Ерёменко, отказавшемуся сниматься. Сюжет полностью изменили под новых героев – в результате получился самостоятельный фильм "Тайны мадам Вонг" (1986).
О перипетиях создания другого культового отечественного фильма, "Москва слезам не верит", читайте в рубрике Царьграда "Киномарафон".