"Узбекфильм" радовал нас роскошными истернами про басмачей, фильмами о приключениях Ходжи Насреддина и совместными советско-индийскими постановками, лучшей из которых стал фильм про Али-Бабу. Восточный колорит сохранялся в каждой ленте этой киностудии.
Годом рождения узбекского кино следует считать 1908, когда первый узбекский фотограф Худайберген Деванов начал снимать хронику тогда ещё Хивинского ханства. Он запечатлел минареты, мечети и другие достопримечательности древнего государства Хорезм, благодаря чему их смогли увидеть во многих странах мира. В советский период появилось "Узбекгоскино", снимавшее очень достойные для своего времени фильмы. Среди них можно отметить картины "Рамазан" и "Джигит" с участием Эргаша Хамраева - знаменитейшего узбекского актёра тридцатых годов (сам он являлся этническим таджиком), который был одним из основателей студии. В 1937 Ташкентская киностудия сгорела, и обвинили в этом Хамраева, присовокупив заговор против советской власти. Однако расстрелян он не был, а в 1939 его даже выпустили и амнистировали, но главных ролей Эргаш более не получал. Правда, был эпизод в фильме "Веселей нас нет", но фильм с таким оптимистическим названием ожидала грустная судьба - его запретил глава Узбекистана Усман Юсупов из-за того, что в финале ленты узбекская актриса Шаходат Рахимова целуется с русским парнем. В 1941 году 32-летний Хамраев ушел на фронт и годом позже погиб в Смоленской области.
Первый всесоюзный успех лент созданной в 1941 году Ташкентской киностудии был связан с тем, что сюда эвакуировали почти всю советскую кинематографическую элиту. В результате, несколько лет студию возглавлял великий Михаил Ромм. Именно здесь в 1943 году Леонид Луков снял один из самых знаменитых фильмов времён военного времени "Два бойца" (в 2019 году на "Узбекфильме" выпустили продолжение). Здесь же Луков делает "Александра Пархоменко", а Яков Протазанов снимает замечательную картину "Насреддин в Бухаре", где заглавную роль сыграл гениальный Лев Свердлин.
Тема Насреддина ещё не раз поднималась на узбекской киностудии, поскольку многие в этой республике считают Ходжу именно узбеком. Так, в 1947 году был снят уже чисто узбекский фильм "Похождения Насрединна" также по сценарию советского писателя Леонида Соловьёва, подарившего нам два романа об этом герое "Возмутитель спокойствия" и "Очарованный принц" (одни из любимейших книг моего детства). В 1982 году на киностудии "Узбекфильм" вышла первая серия мультфильма "Ходжа Насреддин", годом позже - вторая серия. Правда, в Таджикистане Ходжу Насреддина считали таджиком, поэтому там тоже снимали фильмы о нём. Например, картину "Насреддин в Ходженте" 1959 года. Но наиболее памятной экранизацией романов Соловьёва стала таджикская лента "Гляди веселей" 1982 года, в которой мне почему-то гораздо больше запомнился не сам Ходжа, а Багдадский вор, роль которого исполнил прекрасный актёр Сайдо Курбанов. Так что задал эту тему в советском кино "Узбекфильм", а заканчивал уже "Таджикфильм".
Подлинный рассвет узбекского кино начался после того, как Ташкентскую киностудию вновь переименовали в "Узбекфильм". Тогда здесь были сняты замечательные ленты вроде "Ташкент - город хлебный" 1968 года, "Самолёты не приземлились" 1961 года, "Возвращайся с солнцем" 1971 года и многие другие. Но, конечно, для советских мальчишек "Узбекфильм" - прежде всего, ленты о басмачах. Этот жанр мы обожали, и после каждого просмотренного фильма брали палки в руки, которые должны были изображать винтовки Мосина, выбирали своего "курбаши" и начинали организовывать набеги, а потом так же вдохновенно их отражать. Лошадей нам заменяли велосипеды. Больше всего на свете хотелось тогда иметь деревянную кобуру и хотя бы игрушечный маузер, казавшийся лучшим пистолетом на свете. Советско-югославский фильм "Любовь и ярость" - один из достойных представителей этого жанра. Еще одна отличная работа - картина Али Хамраева (сына Эргаша Хамраева) "Седьмая пуля". Классический советский истерн, который не уступает по качеству и мастерству режиссуры фильмам Серджио Леоне, снятым в жанре вестерна.
Главную женскую роль в этой картине исполняет Дилором Камбарова, которая тогда считалась одной из самых красивых восточных актрис советского кино (разве с этим можно не согласиться даже сегодня?). В неё без памяти влюбился кинорежиссёр Владимир Хотиненко, и вскоре они поженились. А через некоторое время Дилором полюбила и вся страна, поскольку она снялась в культовом боевике "Пираты XX века". Её красоту тогда оценили по достоинству многочисленные зрители, ведь на этот фильм сходило более 90 млн человек. Кстати, картина Степана Пучиняна "Тайны мадам Вонг" задумывалась как продолжение "Пиратов", но Николаю Ерёменко-младшему и Петру Вельяминову сценарий не понравился, сниматься они отказались, и сюжет полностью изменили. А вот Дилором Камбарова снялась и в этом фильме, сыграв роль Тиоти - очаровательной и опасной помощницы главный гангстерши в исполнении Ирина Мирошниченко. За весь фильм Тиоти не произнесла ни слова, но взгляд ее глаз забыть было невозможно. Красоту Дилором не пропустили и в США, куда она эмигрировала в 1990-е - там она какое-то время даже трудилась манекенщицей.
Моей самой любимой работой студии "Узбекфильм", безусловно, является картина "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников", снятая в 1979 году режиссёром Латифом Файзиевым вместе со своим индийским коллегой Умешем Мехрой. Это был грандиозный фильм для своего времени, он пользовался огромной популярностью в прокате (более 52 млн зрителей) и произвёл мощнейшее впечатление именно на юную аудиторию. Двухсерийную картину отличала не только крепкая приключенческая составляющая, но и роскошный видеоряд, включающий в себя лучшие архитектурные и городские пейзажи Средней Азии, а также многочисленные индийские песни, пляски и поединки. Фильм снимали в двух странах, но большую часть съёмок провели именно в Узбекистане. Звёздная команда артистов разных национальностей также является украшением картины.
По следам этого успеха Латиф Файзиев и Умеш Мехра через 4 года выпускают на экраны "Легенду о любви". Повторить оглушительный успех "Али-Бабы" в прокате картина не смогла, в Советском Союзе её посмотрели чуть более 21 млн зрителей. И неудивительно, поскольку теперь основной упор делался не на приключенческую, а на мелодраматическую составляющую. Да и концовка у фильма была печальной, поскольку оба влюблённых утонули. В 1991 году выходит третья и последняя работа Файзиева и Мехры - приключенческий фильм "По закону джунглей", главную роль в котором исполнил звезда индийского кино Митхун Чакраборти. Его герой мстил контрабандистам наркотиков за убийство отца и своего любимого слона. Выйди этот фильм на несколько лет раньше, и "лом" в советских кинотеатрах был бы обеспечен. Но, к сожалению, в 1991 большая страна уже умирала, кинопрокат развалился, а граждане смотрели американские фильмы в видеосалонах и дома. Да и мода на индийское кино прошла.
Как известно, киностудия имени Довженко прославилась приключенческим сериалом "Рождённая революцией", имевшим историко-революционный подтекст. Не желавшая отставать студия "Беларусьфильм" выпустила в ответ "Государственную границу", также затронувшую тему революции. Но и "Узбекфильм" решил сказать своё веское слово в этом жанре. В 1977 году режиссёр Шухрат Аббасов начинает съёмки второго по продолжительности телесериала в истории СССР. Рекорд в этом жанре принадлежит режиссёрам Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову, чья сага "Вечный зов" состоит из 19 серий. Узбекская картина "Огненные дороги", посвящённая поэту и революционеру Хамзе Хакимзаде Ниязи, включает 5 фильмов общей продолжительностью в 17 серий. Однако рекордная длина этого сериала, возможно, сослужила плохую службу - фильм довольно затянутый, а кроме того чересчур идеологизированный. По советскому телевидению его показывали два раза, большим интересом зрителей сериал не пользовался.
Куда более интересной и динамичной выглядит трилогия самого титулованного узбекского режиссёра Камиля Ярматова "Буря над Азией", "Всадники революции" и "Гибель Чёрного консула", также затрагивающая историческую и революционную тему. Любопытно, что саму идею снять первый фильм режиссёру подсказал тогдашний руководитель Узбекистана и большой друг Леонида Ильича Брежнева Шараф Рашидов, который сам баловался прозой. Первый фильм настолько Рашидову понравился, что режиссёру Ярматову вручили Государственную премию Узбекской ССР имени Хамзы, и он срочно занялся продолжением. Наиболее интересным выглядит третий фильм "Гибель чёрного консула". В советских кинотеатрах в 1971 году его посмотрели почти 20 млн зрителей - отличный результат для столь специфического кино. Ну а если вам хочется отдохнуть от революционных потрясений на экране, то можно посмотреть историческую ленту того же самого режиссёра "Авиценна". Это биографический фильм о знаменитом философе, учёном и враче Ибн-Сине, который жил в Бухаре в X веке. Картина рассказывает о его становлении и о попытке победить страшную чуму, обрушившуюся на древнее государство Хорезм. Кстати, после смерти режиссёра Камиля Ярматова (сына царского полковника) его имя присвоили "Узбекфильму".
Киностудия "Узбекфильм" функционировала и после распада СССР, но производство картин упало до одной раз в несколько лет. Последний снятый на этой студии фильм датируется 2021 годом.