Тайка Вайтити - режиссёр, имя которого в последнее время у всех на слуху. В прошлом году, когда вышел новый "Тор", буквально все напрямую или косвенно обвиняли в провале именно Вайтити. Хотя, помимо Любви и Грома, которых шпыняют все кому не лень, прям откровенных провалов в карьере режиссёра не было. Как можно заметить по его фамилии, это не американский постановщик ( хотя это и не настоящая фамилия, а псевдоним ( Коэн - настоящая)), родом он из Новой Зеландии. Там он и снимал свои первые работы - это были всякие короткометражки и тихо промелькавшие полные метры. Реальный успех в России и мире пришёл к Вайтити с полным метром по своей успешной короткометражкой - у нас кино прозвали "Реальными упырями". В 2017 Тайка стал не просто режиссёром независимых хитов, так как, вписавшись в Marvel со своим Рагнарёком, показал, что может разнообразить даже эту франшизу своим нестандартным виденьем. В 2019 вышла последняя его стоящая внимания работа - это "Кролик Джо Джо". На 2023 у Вайтити был запланирован "Следующий гол - победный" с Майклом Фассбендером. Изначально релиз должен был состояться в апреле, но Disney перенесли дату на сентябрь. Сейчас хотелось бы вспомнить все фильмы режиссёра и расставить от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
7. Тор: Любовь и Гром (2022), (60+63+(63+57)/2)/3=61.0
Лично для меня это был единственный фильм Marvel из 2022, который входил, наверное, в топ-5 самых ожидаемых фильмов за год. Хотя Рагнарёк многие не взлюбили, но мне триквел очень понравился и представлял из себя восхитительную смесь из комедии, экшена и драмы. И от Любви и Грома я ждал примерно того же, только здесь добавились потрясающий Кристиан Бэйл, Рассел Кроу, бюджет в 250 млн долларов. И получился ли у КВМ очередной провал? Совершенно точно нет. Провал - это Доктор Стрэндж 2, который имел при себе парочку нетривиальных идей, но по итогу слил всё это в трубу, отпинавшись банальным "Верь в себя". Тор 4 же - это заведомо бессмысленная бессвязная поделка на скорую руку, в очередной раз подтвердившая, что с сольными проектами у Тора всё ни ахти. Рагнарёк был хорош тем, что рассказывал интересную историю, при этом весьма насыщенную и оригинальную. Любовь и Гром - это просто позорище. Нелепо отшутившись в начале, что они зря соединили Стражей с Тором, а потом снабдили самой убогой завязкой - главный злодей захватил бедных детишек, а главный герой со своими болванчиками будет их спасать. Фильм просто рассыпается на какие-то нелепые блоки, разваливается на несвязные бессюжетные скетчи. Можно сказать, мол, это чистейшей воды комедия и нужно обращать внимание только на шутки. Фильмы киновселенной часто хвалят за юмор, но при этом я их фильмы практически никогда за комедии не считал. Я пару раз посмеялся на Стрэндже и Пауке, а на "Вечных" и Шан-Чи всё время просидел в гробовой тишине, но "Тор: Рагнарек" стал для меня одним из лучших комедийных проектов франшизы ( лучше разве что первый ЖЧ и третьи "Мстители"). И от Любви и Грома я ждал чего-то в этом роде, но Тайка Вайтити, похоже, совсем исписался. Всё, на что хватило авторов, так поржать с компьютерных инопланетных козлов и чокнутые разговоры Тора со своими молотом и секирой. По части юмора это один из худших фильмов франшизы. Но ладно, я чуток лукавлю и сцена с Зевсом Рассела Кроу была весёлой. Касательно злодея всё тоже плохо. Кристиан Бэйл - настоящий гарант качества, который уже воплотил знаковый образ в комиксовом фильме в роли положительного героя для DC, насколько же сильно он вживётся в роль злодея для Marvel? Да тут не во что вживаться. Злодей мелькает в начале, похищает детишек, а потом получает по щам в конце. Ему просто не дали хронометража, он даже не воспринимается угрозой, хотя Бэйл играет круто, что печалит. Касательно экшена всё тоже плохо. Для бюджета в 250 млн долларов здесь поразительно мало экшена, который не впечатляет, но поставлен относительно сносно. Но больше всего меня разочаровала работа с персонажами. Хотя триквел многие ругали за излишнюю клоунаду, но там была история, где аж 4 персонажа проходили свою арку ( Тор, Валькирия, Локи и Скурдж). В квадриквеле же ни один, ни один персонаж не проходит ни малейшего развития, хотя намёки на это есть. (Далее хотелось бы пройтись со спойлерами). Особенно мне казался странным выбор втянуть обратно в повествование Джейн Фостер, сделав из неё нового Тора. В чём соль персонажа, который полностью копирует способности другого, но при этом пол у него (неё ) другой? Все эти Бэтгёрлы, Бэтвумены и прочие Супергёрлы откровенно раздражают своей вымученностью. И Джейн не только кажется вторичным персонажем, она слегка портит франшизу. Стив Роджерс всю свою жизнь помогал людям, батрачил как не в себя, наполучал столько боли, испытал столько потерь, но в Финале-таки смог поднять Мьёльнир, показав, что достоин. Тони Старк в каждом втором фильме рисковал своей шкурой и даже помер в конце Финала, но не поднял молот. Джейн же просто заболела, поэтому молот призвал её, чудесно, вот это работа с персонажем, ничего не скажешь. И её смерть в конце воспринимается нелепой шуткой. Я даже не понял, что она умерла, ведь в таком сумбуре в такой поворот просто не верится. Тор же воспринимается второстепенным комик-релифом. Он постоянно нелепо шуткует, на этот раз из него сделали полного идиота. Горр же старается в конце нагнать драмы, но это смотрится инородно. Единственной более менее классной сценой стал сегмент с Зевсом. Но в целом четвёртый Тор - это очередной отвратительно-разочаровывающий фильм, киновселенная DC действительно стала намного перспективнее, 4 из 10.
6. Орёл против акулы (2007), (70+67+(56+55)/2)/3=63.83
Удивительно низко оказался полнометражный дебют Тайки Вайтити - между прочим, последний, где оценки от критиков и зрителей были спорными. Мне же название показалось любопытным, поэтому кино было посмотреть интересно. Как оказалось, тут нет как такового против, это довольно типичная, но с выдумкой драма от Тайки Вайтити. Что меня удивляет, в фильмах Вайтити чувствуется, что диалоги пишет один человек. И в новозеландских маленьких фильмах это ещё сильнее подчёркивает озвучка ( видимо, дело в том, что она любительская). "Орёл против акулы" оказался драмой про странные отношения любовной пары, куда были добавлены вкрапления ветки в духе "изгой семьи пытается доказать, что он чего-то в этой жизни достиг". И местами есть как хорошие сцены, так и неприятные. И кино, видимо, сознательно их чередует. Главный герой то раздражает, то говорит даже что-то вменяемое. С главной героиней похожая ситуация: она то порет любовную чушь, то говорит здравые вещи. Сюжет в целом вторичный, но нормальный. Повествование ведётся от лица невзрачной девушки, от которой все шарахаются и откровенно недолюбливают. У неё, естественно, есть парень мечты, с которым ей удаётся подружиться. Далее они едут к семье последнего, но ни столько ради знакомства, сколько ради мести какому-то древнему хулигану. Я ожидал хорошей мелодрамы на вечер на крепкие 7 из 10. Но на деле тут был ряд неприятных сцен, которые меня очень раздражали. Так что в целом я бы назвал фильм годным, но в карьере Вайтити довольно противоречивым, 6,5 из 10.
5. Мальчик (2010), (73+75+(88+70)/2)/3=75.66
Следом за "Орлом против акулы" вышел и "Мальчик", который уже был принят на порядок лучше, но всё ещё оставался весьма характерным для почерка Вайтити. Я не знаю, каким конкретным примером это подтвердить, но "Орёл против акулы", "Мальчик", "Реальные упыри", "Охота на дикарей" и "Кролик Джо Джо" выглядят фильмами одного режиссёра с какими-то общими элементами. То ли дело в атмосфере, то ли Вайтити-сценарист в каждую из этих работ добавлял частичку чего-то личного, но все четыре картины воспринимаются очень личными, простыми, но в то же время интересными работами. "Мальчик" же повествует о, собственно, мальчике-сироте, который ждёт возвращения папы - и его желание исполняется. Большую часть от всего хронометража мальчик тесно взаимодействует со своим отцом, поддаётся его весьма противоречивому мировоззрению, а потом понимает, что всё это время проводил время с козлом. Мне вот не по душе такие фильмы, мне они кажутся слишком депрессивными, поэтому я смотреть такое не хочу. Но это не значит, что кино из-за этого автоматически станет для меня плохим - в этот раз Тайка Вайтити по-хорошему меня удивил, проект его меня затянул. И в целом он мне зашёл достаточно хорошо, меня покоробил лишь тот факт, что концовка будто бы кажется незаконченной и не хватает ещё какого-нибудь продолжения этой сюжетной ветки.
4. Кролик Джоджо (2019), (79+79+(80+58)/2)/3=75.66*
Тайка Вайтити привык ставить комедии, которые впоследствии начинают массово обсуждать. "Кролик Джо Джо" стал весьма необычным представителем фильмов о войне, из-за чего официально не прокатывался в России. Комедия о мальчике, который всецело верит в Гитлера и ненавидит евреев, вряд ли бы возымела подобный успех, если бы не Тайка Вайтити. Комедию как таковую в рамках сеттинга Второй Мировой создать очень сложно, чтобы затем тебя не разгромили в пух и прах все. Но режиссер смог сделать это как-то по-доброму и красиво. Различные шутки про дискриминацию евреев даже не кажутся отталкивающими, местами даже действительно забавные проскакивают. Удивительно живыми и цепляющими стали отношения главного героя в исполнении Романа Гриффина Дэвиса с героиней Томасин МакКензи. С неожиданной стороны проявила себя и Скарлетт Йоханссон. Не считаю актрису откровенно плохой, но ее хорошие роли могу по пальцам пересчитать. Выделил бы "Остров", "Брачную историю", "Престиж" и в некотором смысле роль Черной Вдовы. И в "Кролике Джоджо" ее роль вряд ли можно назвать выдающейся, но зато действительно интересной. Да и актриса еще старается и проявляет натуральные эмоции. Но жемчужиной в этом фильме для меня стал персонаж Сэма Рокуэлла. Сначала он воспринимается типичным злым наставником главного героя, правда, Вайтити добавляет побольше комизма ситуации. Но в тот момент, когда он приходит в дом к Джоджо и не выдает Эльзу, то добавляет в свою копилку несколько плюсов. После герой еще несколько раз перетягивал одеяло на себя. А самой лучшей сценой во всем фильме для меня стала та, где в самом конце Рокуэлл вступается за главного героя. В целом мне "Кролик Джоджо" мне понравился. Это весьма классная комедия, которую абсолютно несправедливо не пропустили в российский прокат, 7 из 10.
3. Реальные упыри (2014), (75+76+(96+76)/2)/3=79.0
Когда определённая тема уже до невозможности приелась в кинематографе, то самым гениальным способом можно снять на эту тему годноту при помощи пародии. Тайка Вайтити в 00-ых уже снимал короткометражную версию "Реальных упырей", а для полного пригласил тех же актёров, а также скопировал более менее все удачные моменты из неё. И хотя вампирская тематика в середине 10-ых уже надоела, но Упыри умело обыграли все штампы и клише, создав действительно качественную комедию. На мой взгляд, главным плюсом является то, что это всё ещё не голливудская продукция Тайки. С бюджетом в 1,5 млн долларов фильм снимался в Новой Зеландии, а не в США. Да и, очевидно, на чистом энтузиазме - все присутствующие были заинтересованы в процессе, а не работали на отвали, как Вайтити с командой делали в "Торе: Любовь и Гром". Плюс, интересная подача сюжета в духе различных теле-шоу, где оператор следит за бытом какого-нибудь известного человека. Оператор, следивший за главными героями, почему-то делал разные сцены намного лучше. Ещё персонажи оказались на редкость харизматичными и запоминающимися. У каждого были свои особенности, а также свои причуды. Плюс, дубляж у этой картины просто на редкость великолепен. Хотя мне чаще всего дубляж нравится, но в случае с "Реальными упырями" подобрали какой-то невероятный каст актёров. Во-первых, каждый обладал своим особым голосом и выделялся на фоне обычных голосов - для дубляжа акценты всё-таки являются роскошью. Во-вторых, говорили все действительно обычными голосами обычных людей из глубинки - не было вот этой поставленной речи, которая, даже звуча за безграмотных, произносят даже самые сложные слова без проглатывания окончаний и всех прочих прелестей. В-третьих, даже в самых обычных сценах такие голоса будто бы автоматически делали фразы смешными. В общем, я считаю "Реальных упырей" действительно классной и необычной комедией, одной из лучших в карьере Вайтити.
2. Тор: Рагнарек (2017), (77+79+(93+74)/2)/3=79.83
Тор был одним из важнейших персонажей киновселенной Marvel. И хотя он был харизматичен, а его образ довольно интересен, но его сольные фильмы всегда считались зрителями одними из худших ступеней в КВМ. К третьей фазе эта серия как-то сильно уж перешла от истории до клоунской комедии, что и Тор изменился капитально, тоже став клоуном. В режиссерское кресло сел режиссер исключительно комедийных проектов Тайка Вайтити. И хотя третий Тор понравился аудитории намного больше первых двух частей, но все равно осталась масса недовольных, что жаловалась на излишнюю комедию и деградацию образа Тора. И хотя в каком-то смысле я могу понять недовольных, но в этот раз мне действительно понравился этот фильм. И хорош третий Тор не потому, что юмора и экшена много. Несмотря на огромное количество шуток, фильм наполнен кучей драматических событий, которые тем не менее работают. В этой части умирает отец Локи и Тора - сильный момент. Сценарий тоже не сдает, преподнося смерть драматично. В этом фильме уничтожают Асгард - тоже важное событие для киновселенной. Ну и наконец, сразу четыре персонажа проходили свою арку. Самый очевидный - это Локи, что наконец нашел со своим братом общий язык. Тор же сначала вроде бы не воспринимается тем героем, что по итогу способен на какое-то личностное развитие, но с развитием истории даже такой скучный герой умудряется улучшить свое положение. Валькирия и Скурдж тоже проходят арку, но о них можно и не упоминать. Плюс, фильм кажется очень насыщенным. Рагнареку действительно было что показать - и он это сделал. Фильм так и пестрит красками - в нем полно разнообразных интересных локаций, снятых с выдумкой. Экшен по меркам франшизы снят на порядок лучше схожих сольных фильмов - тот же новый Паук или Стрэндж и близко не стоят. Да и с юмором у картины явно все в порядке. Если убрать за скобки несколько откровенно детских шуточек, то в целом получается очень остроумная и смелая комедия, одна из лучших у КВМ. А в целом получился действительно очень качественный блокбастер, который работает во всех своих аспектах - это драматично, весело и интересно, 8 из 10.
1. Охота на дикарей (2016), (73+78+(97+81)/2)/3=80.0
Даже после успеха "Реальных упырей" Тайка Вайтити продолжил снимать независимое новозеландское кино, которое тоже все приняли очень хорошо. Только с раскрученностью уже так не повезло, а в России официального проката вообще не было, так что у нас "Охота на дикарей" вообще прошла очень тихо ( хотя сейчас и неплохие 22 тысячи оценок на КП). В этот раз история тоже осталась весьма камерной, но заместо обычных городских локаций главные герои путешествовали по лесу. И вот я люблю разного рода приключения в дикой природе, так что визуально "Охота на дикарей" меня купила. Новая Зеландия, как выяснилось, - место очень красивое, а съёмки чего-нибудь громкого проходят там не часто. История в целом же не особо поражает, но в целом работает. Такое около роуд-муви, где два не очень приятных друг другу персонажа вынуждены вместе взаимодействовать, поэтому они сблизятся, а потом и станут настоящей семьёй. Под третий акт нас ждёт обязательная сцена ссоры, которая перерастает в дико напряжённую экшен-сцену, а в этом фильме дело дошло даже до перестрелки. Да, глобально кино прям очень простое и даже клишированное, но в целом оно оставляет скорее приятные впечатления. Происходит вся история, как я уже говорил, в локациях весьма красочных. Отношения между персонажами выстраиваются в целом интересно. Финал тоже вышел на редкость удачным. Так что у Тайки Вайтити получилось хорошее кино, которое, быть может, и не для первого места, но очень и очень хорошо.
Подводя итог, можно сказать, что в целом Тайку Вайтити можно назвать весьма занятным режиссёром. Мне его режиссура действительно очень нравится. Да, иногда он перегибает палку с клоунадой, но на деле это можно применить только к двум сольникам про Тора. В маленьком кино режиссёр чувствует себя потрясающе - что сказывается на оценках, которые, как видите, весьма высокие. К откровенным провалам я бы записал только Любовь и Гром, а всё остальное можно назвать вполне крепкими работами действительно хорошего режиссёра. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам франшизы Астерикс и Обеликс.