Сердце Бонивура. СССР, 1969. Режиссер Марк Орлов. В главной роли – Лев Прыгунов. ТВ. Киноверсия данного фильма в прокате собрала 10,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
«События этого фильма, казалось бы, отдалены от зрительного зала и во времени (это далекий 1922 год) и в пространстве (это наш Дальний Восток), Но зал принимает в них самое близкое участие. Шутка ли! Именно здесь, именно в ту пору обозначился памятным рубежом исход гражданской войны и были сброшены в Тихий океан — вместе с грязной пеной — битые интервенты и вооруженные силы внутренней контрреволюции, В тревожный тот год история решала: быть ли Советской власти и на Дальнем Востоке? Он хоть и «дальний», однако для нас не чужой, он, как сказал о нем Владимир Ильич, «нашенский».
Вот почему так драматичен сюжет. И скажем сразу: авторы донесли до нас эту драматичность, донесли заботливо и умело, без художественных потерь, которые при создании историко-приключенческих фильмов — увы! — нередко возникают...
Фильм этот интересен не только своей исторической достоверностью, не только правдой обстоятельств (а они здесь привлекательно пестры и воссозданы авторами добросовестно). Фильм увлекает и правдой характера, стоящего в центре сюжета. Это история реально существовавшего человека, яркого и талантливого, одного из вожаков дальневосточного комсомола — Виталия Бонивура.
Действие развивается стремительно — сценами в одной из шумных Чайных Владивостока. Философствуют за столиком двое, выказывая юмор висельников: здесь, мол, и есть «пуп» былой империи. Да, здесь много бывшей питерской знати, много тех, кого революция вышвырнула с насиженных мест. Цепляясь за фалды интервентов, уже готовящихся «эвакуироваться» восвояси, судорожно мечутся завтрашние скитальцы по европейским задворкам. Но все они могут еще многое натворить, прежде чем сойдут со сцены...
А среди этих обреченных здесь же некий молодой посетитель, что галантно расплачивается с миленькой официанткой Ниночкой. Оба они, кажется, внешне ничем не приметны, не отличаются от завсегдатаев чайной. Однако это люди иного мира. Они из партийно-комсомольского подполья. А молодой человек в щегольском канотье и есть герой фильма Бонивур.
Два лагеря, два мира стоят сейчас в этом городе лоб в лоб. Здесь все должны немедля обозначить свою причастность либо к этому, либо к тому лагерю, без изыска нюансов, без канители сомнений.
Сюжет изобилует конфликтами. Эпизод сцеплен с эпизодом на резких контрастах, на взрывных ситуациях. Промах одного лагеря тотчас же словно бы уравновешивается промахом противника, удача первого сменяется ответной удачей второго.
...Бонивур отважен до дерзости! Вот он осуществляет свой сложный и опасный план: надо вырвать из рук белогвардейцев Нину и других подпольщиков. Вот снова и снова, ведя за собой комсомольцев, находит он блистательные, хитроумные выходы из положений, казалось бы, безнадежных!.. Сознание величия дела, которому он посвятил свою жизнь,— таков источник неиссякаемой силы этого комсомольца-подпольщика.
Вторая серия фильма рассказывает о борьбе Бонивура в рядах партизан. И здесь — общий для всего строя фильма дух революционной романтики — готовность героев к беззаветному подвигу, горячность схваток и азарт борьбы.
Жизнь Бонивура детально была воссоздана в популярном романе Д. Нагишкина и теперь обрела еще более наглядную, зримую убедительность на экране. Сценарист А. Шемшурин и в особенности постановщик Марк Орлов, добившийся исключительной слаженности двухсерийного фильма, многое сделали для успеха своего произведения.
На роль Бонивура был найден талантливый исполнитель — Л. Прыгунов. Сыграл ее интересно, многокрасочно и с подлинным подъемом. Его герой безупречно достоверен в своей несгибаемой решимости биться до конца, хотя основная актерская интонация Прыгунова мягкая, доверительная, лишенная открытой патетичности.
Фильм отмечен и многими другими актерскими удачами, их надо поставить в заслугу Б. Чиркову, И. Переверзеву, В. Коршунову, П. Глебову, Л. Дзюба, Т. Королюк...
— Ну, а финал фильма! — волнуется читатель.— Чем там кончается?
Подчеркиваем: мы слышим этот вопрос не от кинозрителя, а именно от читателя. Ведь зрителям (особенно если в основе фильма — приключения) не столько важен конечный итог, сколько наглядный путь к нему, если он увлекателен! Он хочет увидеть все наглядно, воочию, а увидев, пережить и как бы самому отведать горечь и сладость всех сюжетных перипетий, ощутить свою причастность к героическим событиям... А за художественной — «малой» — логикой постигать большую Логику Истории — в этом, видимо, и заключается их познавательная и воспитательная ценность.
* * *
Трагична судьба Бонивура, казненного белыми. Трагичны судьбы и многих его соратников — не всем довелось дожить до победы.
Но трагичность эта просветлена торжеством дела, за которое они сражались там, в далеком Приморье, в его лесах и на проселочных дорогах, в городских трущобах и на рабочих окраинах. Ведь боролись они за правое дело! Ведь красным войскам пришел тогда урочный час — торжествовать победу! Чтобы пели о них в народе: «И на Тихом океане свой закончили поход...»
Финал дублирует документальные кадры, которыми начинался фильм: на Красной площади Москвы юность справляет полувековой юбилей комсомола. С экрана звучит перекличка: — Виталий Бонивур!., Голос из строя отвечает: — ...зверски замучен белогвардейцами. И дальше идет перекличка: — Николай Островский!.. — Зоя Космодемьянская!.. — Юрий Гагарин!.. Они в едином строю. В авангарде героической нашей юности» (Клемлев Г. Навечно в строю // Советский экран. 1971. № 5. С. 5).