Найти тему
irinamuhina.expert

Каждая метла метёт по-своему

Статья Иеромонаха Александра

В этой статье нет намерения опорочить чье-либо честное имя, заслуги перед семьей, любимыми людьми, обществом и государством. Она вызвана простым желанием разобраться в том, насколько важно ограждать себя от опрометчивых решений, впоследствии влекущих за собой негативные необратимые последствия. Предположим, силою энтузиастов осуществляется мероприятие по очистке территории от мусора, снега, хлама и маловажных застаревших предметов, подсобок, помещений и построек: прекрасно, если в этом случае все действия обдуманы и оправданы и в настоящем времени, и в будущем.

Сегодня повсюду идет реставрация идей и идеологий, снос памятников культурного наследия, уничтожение мест народного почитания и преклонения перед памятью предков, ценою крови отстоявших благоденствие и свободу будущих поколений. Прибалтика, Украина, Грузия, да и вся Европа претерпевают переустройство уклада жизненных ценностей. В США и Канаде формируются неприемлемые для человека семейные отношения, модернистские течения и сообщества − ЛГБТ и подобные им. Такие времена пережила и Россия во времена построения нового миропонимания в начале прошлого века, обернувшиеся трагедией для целого поколения многонационального народа на долгие годы; но попытки ввязать современную Россию в месиво переустройства не прекращаются и поныне.

Предположим, что некие административные лица с ведома губернатора ведут постройку вокруг малоизвестного памятника Санкт-Петербурга, возводя стену или дом из панелей и кирпича. Интеллигент городской интересуется: «Что вы здесь творите? И кто позволил вам эту стройку, она, скорее всего, незаконная. Кто вы?»

Мы бы ответили, что с ведома губернатора города участвуем в уплотнительной застройке, всё законно, есть на нашу постройку единогласное постановление собрания, а памятник − малоизвестный, решающего значения для культурного наследия не имеет.

− Как не имеет? Если он был поставлен некогда решением исполкома, Государственной Думы или в честь прославления русского оружия, исторически важных побед…

− Сейчас это уже не актуально, не мешайте нам трудиться, надо нам успеть, как в том анекдоте о сыне морского офицера, известившего разбойников о том, что московское время 12 часов 15 минут, а нам надо поторопиться.

− Слушайте, что вы там принимаете за постановления, не заботясь о сохранении культурного наследия города?

− Мы обращаем тщательное внимание на сохранение культурного облика города (новомодный памятник А. Блоку перед музеем поэта, динозавр, находившийся во дворе Мраморного дворца, зверушки и тому подобное), а данный случай − печальное исключение.

– Так какова политика города в вашем понимании? К примеру, Вячеслав Никонов говорит, что Православие − основа государственности, заложенная благоверным князем Владимиром, нарицаемым в народе Солнышком; на протяжении многих поколений многочисленные победы с помощью Божией были одержаны русским народом, исповедником веры в Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

− Ну, сейчас время другое. Россия − многонациональное государство, надо считаться с верованиями других народов.

− Но ведь всегда в России миролюбие православного народа воспринималось входящими в него народностями позитивно и доброжелательно. Митрополит Алексий исцелил Тайдулу, мать хана Джанибека, от слепоты и был вознаграждён. Его племянник принял Православие в Ростове с именем Петр.

− Но современные проблемы города принуждают нас позаботиться об уплотнительной застройке, людям хочется жить поближе к Ратуше.

− И что, ради этого вы хотите здесь устроить красоты, подобные Фавеле Росинья в Рио-де-Жанейро, или район Тондо в Маниле, окраины Чикаго и Гонконга в центре нашего города, − видимо, вас детские воспоминания не покидают?

− Застроить центр города уплотнительным жилым фондом − так решило собрание, и мы лишь невольные исполнители.

− Как же вы собираетесь строить дом?

− Ну как, существует же опыт Полонского, строил же он дома за счёт вкладчиков, правда, обанкротился, а нам государство всегда придёт на помощь.

− Понятно, так вы и на Кирилловской улице дом памяти игумении Таисии решили закрыть уплотнительной застройкой 10-ти этажного здания для жилья.

− И кто такая игумения Таисия? У нас её никто не знает (и без неё спокойнее можно прожить).

− Кто же вас таких избирает в руководители? Игумения Таисия, великая строительница подворья Леушинского женского монастыря, послушница отца Иоанна Кронштадтского, устроительница школ, детских домов, гимназий, благотворительных домов по уходу за пожилыми, и многие труды подъяла она на себя по воспитанию достойного для России поколения. Игумения Таисия − истинная послушница своего духовного отца, образец почитания Пресвятой Богородицы, живой пример прилежания в учебе, сохранения Богом дарованных ей чистоты, кротости и прилежания, наставница пути для молодых девочек и подростков в поиске правды Божией и служения народу. К тому же она, по преданию, является внучатой родственницей А.С. Пушкина, наизусть заучившей Святое Евангелие в детские годы и знакомой с произведениями так близкого ей великого поэта, сама ставшая известной поэтессой.

Насколько притягивают к себе посетителей села Михайловского места уединения Александра Сергеевича! Неужели позволительно нам оставить в забвении имя великой, прославившей Россию равноапостольными трудами просвещения и заботы о детях, великой подвижницы, игумении монастыря? Не повлечет ли такое забвение ее памяти порицание от будущих жителей святой Северной столицы, слывущей заслуженно культурным центром в глазах мирового сообщества? В память о ней администрацией города при Владимире Анатольевиче в Смольном здание было передано общине «Общества памяти игумении Таисии» для продолжения ее деятельности, для восстановления честного имени ее соратников и заботящихся о сохранении самодержавного самосознания в народе и почитании царя, ставленника и служителя Божия, для продолжения заботы о подрастающем поколении. Непродуманными архитектурными фантазиями решено застроить это место жилым домом? Такие подробности не афишируются и малоизвестны, они не имеют решающего значения для планирования и архитектуры города, о её памяти едва ли догадываются немногие жители города. Зачем все это, если дети сейчас, пожалуйста, успешно получают знания через интернет, прекрасно владеют компьютером. А вам администрация пошла же навстречу, вот и занимайтесь своим делом, в стране и так проблем немало, СВО и другие немаловажные стройки.

Понятна забота о воспитании, если такое у вас понимание заботы о православном облике будущего поколения. В детском саду – «прошу не травмировать ребёнка», в школе − родители не приветствуют православной тематики, в учебных заведениях – «не надо этого, на телевидении достаточно времени вам уделяется», и богослужение под надзором, как во время пандемии. Такое поколение вы хотите вырастить из русского народа, послушных сусликов и хомячков в «ауле» Санкт-Петербурга? Если игумения Таисия неизвестна в народе и мало интересна, не стоит ли позаботиться об обратном и попытаться отдать должное ее заслугам, ее подвигу служения нуждающимся, в становлении и заботе о подрастающем поколении? Если застроить дом, то и вовсе память о ней умолкнет навсегда. Как вы себе представляете, целесообразно ли и можно ли, к примеру, учительницу запереть для приготовления пищи и уборки на кухне, врача послать отгружать грузы на складе, работников культуры использовать в ЖКХ? Ведь из природы мы черпаем совсем иные примеры.

К сожалению, приходится поступать именно таким образом, особенно в последнее время, но предпочтителен ли подобный выбор? Не исключаю, что можно следовать по нему самостоятельно, если избранники поставлены управлять многомиллионным городом, при такой политике ожидать перспектив не приходится, к добру она не приводит. Вот и Европа докатилась до тупика со своей политикой толерантности, скатываясь в яму вседозволенности и неоправданного насилия над семьёй и детьми, напринимав законы об изъятии детей от родителей, не говоря о том, что произошли такие необъяснимые уступки в церковном благоустроении народов и попрания ими священной обязанности почитания христианских святынь.

− По человеческим слабостям все эти постановления необходимы для соблюдения мира.

− О каком мире ныне говорится? О том, который мы наблюдаем на Украине, когда произошло отмежевание от всего русского: сначала − сносы памятников, запрет на язык, культуру и духовное общение, и все это окончилось неоправданным насилием и развязанной войной против человека, подкрепляемой военной техникой из тех же «миролюбивых» европейских стран. Не этим ли бумаготворчеством и здесь, по недомыслию и присущей человеку слабости, занимаются, принятием подобных решений ради доведения культурной столицы до жилых трущоб, с праздно проводящей время среди утеснительных жилых застроек с бутиками на первых этажах бесцельно шатающейся массой отдыхающих?

Что же может предложить нам неведомое будущее, лишенное опоры на веру и духовно-нравственную сплоченность? Глобализация, цифровизация, набор алгоритмов по ключевым словам − так называемый «искусственный интеллект» − диктуют свои правила, обязательно ли и так ли необходимо принимать их во внимание и придерживаться их, опять проходя путь ошибок и потрясений? Нельзя ли прежде всего постараться сохранить исторически сложившиеся устои и хранимые в народе ценности, избегая хаоса и неурядицы?

− Каким же образом возможно предотвратить угрозу расхолаживания и примитивизма организационных построений в инфраструктуре городской среды, неужели предполагается найти новое, более целесообразное решение?

− Существуют известные законы и примеры в природе: например, местом обитания лошадей не может быть лес или тундра, для них необходимы поля для выгула и травы для питания. Уткам нужны водоёмы, и, научая утят, мамаша направляется в воду, куда устремляются и они: так происходит их обучение. Курочки плавать не умеют и потому копошатся в пыли на огородах и приусадебных участках. Они необходимости в водоёмах не ощущают и особенно не огорчаются при их отсутствии. Утки же без водоёмов попадают в сложную ситуацию.

Так и человек, привлечённый в водоём Иоанном Крестителем, принял в нем Крещение в покаяние о совершенных грехах и не мыслит своего существования вне дарованной ему возможности проводить духовное восхождение. Хотя этим самым тезисом есть опасность провозглашения неравноправия. Но − ничего подобного, Господь всем дал равную возможность двигаться исторически выбранным путём. Так уж получается, курочкам остаётся одна только участь − копошиться в песочке и нести яйца своим владельцам.

− Значит, те, которые миновали Крещение, в каком-то смысле ущербны? А как же наука, которая изучает мир?

− Неужели можно серьезно отнестись к намеку на то, что, глядя в компьютере на еду, можно насытиться, утолить чувство голода и жажды? Нет, для этого надо добыть пищу, приготовить и только тогда ею насытиться. Крещение, может быть, не единственный способ существования в миру, блаженного пребывания на планете и ознакомления с глубочайшими тайнами жизни внутренней. Каждый вправе отстаивать свою точку зрения. Но наши утята, пока не войдут в воду, не смогут войти в среду обитания и научиться извлекать для себя пищу, ведь ради этого их мамаша и увлекает в воду, а не ради удовольствия пребывания на Канарах, Бали и других курортах Турции и Египта.

− В таком случае напрашивается вывод, что остальные религии, кроме христианства, ущербны, и человечество в своей основе расслоено на разные категории по части их успешного пребывания в этом многоликом человеческом сообществе наций и народностей?

− Возможно, не знакомые с христианством имеют исторически накопленный поколениями опыт и прекрасно развитые жизнеутверждающие формы проживания, но это не даёт права внедряться в другие рядом пребывающие системы и разрушать их этику, культуру и традиции, чем зачастую, по причине сложившейся конкуренции, многие занимаются, не обладая необходимой компетенцией, знаниями, навыками осторожного, бережного отношения к истории, а также любви к своему народу. Так происходит и когда застраивают дом, в котором игумения Таисия вместе с соратниками заботилась о воспитании, обучении и духовном становлении детей, живущих на Песках. Здесь проживала беднейшая часть жителей Петербурга, у которых не было возможности позволить себе излишества или позаботиться о благосостоянии детворы подобно тому, как позволяли себе это в богатых семьях. Здесь-то святая матушка и восполняла детям своим теплом недостающую для них заботу ежедневной заботой и попечительностью об их нуждах. А ведь таких школ, гимназий, приютов, больниц, на которые распространялось её тёплое, материнское попечение, немало, потому её участие в открытии подобных заведений не может угаснуть и остаться незамеченным современниками.

Действительно, известно много имён, занимавшихся подобной деятельностью и в советское время, и ранее, и в настоящие дни, им трудно подражать, учитывая их неординарную деятельность. Но здесь особый случай. Подвиг игумении Таисии состоит в том, что всё своё служение она исполняла по послушанию святому отцу Иоанну Кронштадтскому, и посвящено оно было раскрытию в каждом человеке, с кем бы она ни соприкасалась, способности познания Бога и служения Ему теми силами души, которые раскрывали в человеке желание быть похожим в служении ближнему на Бога. А это особый дар, редко кому удаётся совместить в себе такой талант и добродетели, их ни в коем случае нельзя забывать и выпроваживать из жизни города. Что же такое можно в игумении Таисии узреть, чего не предполагается увидеть в большинстве живущих?

Простой пример из природы: куры копаются в огороде, утки пытаются, к примеру, взлететь и едва в стрессовой ситуации поднимаются над водой на некоторое мгновение. А вот гуси, журавли, цапли и аисты имеют более сильные крылья и могут летать уже более длительное время и подыматься высоко над землей, планируя в вышине. Так и человеку в каждом новом поколении суждено самой природой возрождаться духовно, отрываясь от сиюминутных проблем, и возноситься в вышину, и не пресмыкаться, поработившись мирской суете, уподобляясь курочкам и подобной живности, копошащейся в земной пыли, не подозревая о существовании водных объектов, взирая на них только через экран монитора. Но немало тех, которые, вкусивши евангельское учение и приняв таинство Крещения, предпринимают попытку взлететь, но тяжестью пристрастий вновь плюхаются в воду. Да, об этом действительно предрекали святые, что люди последнего времени будут пытаться взлететь и падать, и опять, и опять предпринимать попытки взлетать.

Это самая важная и необходимая для современников деятельность (участие в собственном церковном, разностороннем восхождении, которое, в первую очередь, не только не противоречит государственному созиданию и сплочению народа через послушание закону, а, напротив, только способствует этому собиранию и является движущей его силой). Одному Богу известно, насколько можно преуспеть в личном становлении; но кроме храмов, уже отреставрированных и повсеместно украшающих улицы городов и поселений, в нашей Северной столице также стоит украсить и центральную часть города вблизи Ратуши − не уплотнительной мещанской застройкой, подобно нагромождениям «Черкизона», а прославлением истинной дочери города, в доме вдоль основной, ведущей к Смольному улице Новгородской, посвящённом её творческой деятельности. Такая продуманная инициатива может стать примером и правилом для молодого поколения и продолжаться ныне и в последующие времена по Божьему Промыслу под покровом Матери Божией, Которой игумения служила своим искренним, кротким, доверчивым девичьим сердцем.

Желание найти и восстановить справедливый конфликт интересов в решение об исполнении подобной миссии лежит на духовно просвещённом населении города, доверяющем администрации и правлению. Чтобы наши горожане подымались высоко в небо, что даровано Богом соколам и орлам, разбираясь в развитии инфраструктуры среды и в хитросплетениях политических баталий, для этого необходима соборная деятельность всех заинтересованных лиц, и только сообща можно достичь желаемого результата, А подобных и, казалось, неисполнимых задач современного присутствия в противоречивом мире немало, но трудом и усилием человеческой воли в соединении с Божественным произволением они решаются и оставляют надежду и веру в грядущее возобновление духовного союза с Создателем, и оно не противоречит движению навстречу представителям всех конфессий, выгодно способствуя их личным интересам, ограждая от неустойчивого положения и зависимости от сиюминутных, малозначимых повседневных требований. Такая святая обязанность лежит на плечах администрации и управленцев всех рангов − вносить мир и покой в народную среду.

Хотелось бы прибегнуть с просьбой и к Собору архиереев Русской Православной Церкви, и к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу помочь в осуществлении так необходимой городу, всему многонациональному государству, да и всему миру миссии прославления подвигов скромной подвижницы Святой Церкви игумении Таисии. А также хотелось бы обратиться к Президенту, невероятными усилиями поднявшему русский народ с колен, заставившему поверить весь мир в правоту отстаиваемой чести и права на самоопределение, в возможность восстановления между народами суверенитета и дружественного, выгодного каждой стороне сотрудничества, с убедительной просьбой: помочь, может быть, в этой и не такой значительной для города проблеме, в надежде, что при остром, непримиримом противостоянии интересов сторон он изберет исторически приемлемую для будущего нашего города точку зрения, способствуя прославлению соотечественницы.

Благоразумное и доброе решение губернатора Владимира Анатольевича Яковлева, вице-губернатора Александра Ивановича Вахмистрова и его подопечных − Светланы Арсентьевны, Наталии Геннадьевны Зубковой и главы района, о предоставлении православной организации «Общество памяти игумении Таисии» в 2001 году здания на улице Кирилловской, 11, а затем поддержанное в 2009 году главным архитектором Романом Евгеньевичем Филимоновым решение о разделении соседнего освободившегося участка на пользование ЖКХ и Обществом, к сожалению, попранное главой района Светланой Викторовной Штуковой в пользу ЖКХ, должно все же в будущем быть поддержано власть имущими и большинством трезво мыслящих горожан − ради того, чтобы Бог даровал народу России прочный и заслуженный мир, и, как выразился митрополит Анфим, посетивший в 2013 году Санкт-Петербург, предназначение России состоит в том, чтобы просвещать народы евангельским словом, ради чего и было даровано православной организации это поистине отмеченное трудами игумении Таисии и собранных здесь преподавателей гимназии, благожелательно относящихся к самодержавному правлению Государя Николая Александровича и Царицы Александры, благословленное императорским указом, одно из значимых и почитаемых мест Центрального района. Убедительная просьба ко всем горожанам − не дать гонящимся за сиюминутной прибылью, заслонить жилым домом исторически важное и прекрасное место в Центральном районе, а, напротив, поспособствовать его развитию в инфраструктуре Северной столицы ради, как следствие, дарованного Богом мира и процветания России, иначе зачем город без такого благословленного духовно-просветительского центра.