Андерс Леонард Цорн (швед. Anders Leonard Zorn; 18 февраля 1860, Мура, Коппарберг, Швеция - 22 августа 1920, Мура, Коппарберг, Швеция) – знаменитый шведский живописец, график и скульптор. Оказал большое влияние на развитие русского изобразительного искусства – в свое время «русским Цорном» называли Валентина Серова, Константина Коровина и многих других.
Известный шведский живописец, график и скульптор, Цорн был популярным портретистом. Его картины заказывали известные политики, художники и бизнесмены. Художник много работал с акварелью, получал удовольствие от работы офортами. Творения Цорна – портреты, пейзажи и гравюры – полны силы и свежести, превосходной передачи воздуха и света, простоты и, в то же время, особого достоинства и благородства. Художник оказал большое влияние на развитие русского искусства.
- Работы Андреса Цорна обладают особым, неповторимым стилем, который отличается большой смелостью и целостностью видения. Использование широкой кисти и минимального количества красок роднит его работы с импрессионизмом. Большую роль играет свет, что также делает его похожим на полотна французских мастеров: Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега.
- Офорты художника выполнены в оригинальной манере. Они притягивают ваш взгляд богатой игрой света и тени, виртуозной передачей происходящего момента. Виртуозная штриховка Цорна помогла ему передать изображенный мотив в динамике.
- Глубокое проникновение в характер модели, умение замечать что-то особенное в каждом человеке делает Цорна одним из самых популярных портретистов своего времени. Художник работал в свободной, виртуозной манере, эффективно сочетая аутентичность реализма старой школы и свежее видение импрессионистов.
- Особое место в творчестве мастера занимают сцены из жизни шведских крестьян, изображение простых развлечений, ярмарок и танцев. Героини полотен Цорна - сельские девушки в повседневных ситуациях: парящиеся в бане, купающиеся в реке или просто с удовольствием позирующие художнику. Они отличаются невероятной жизнестойкостью, природной энергией и национальным характером.
Нашла замечательную подборку картин художника в 4К, смотрите видео по ссылке
Нужно сказать, что фамилию Цорн произносили с придыханием не только галеристы и состоятельные заказчики – коллеги ценили его не меньше. О нем с восхищением высказывались Джеймс Уистлер и главный конкурент в жанре портрета – Джон Сингер Сарджент. Главными географическими очагами «цорнопоклонничества» были, пожалуй, США и Россия. Достаточно сказать, что российские арт-критики упрекали в «цорнизме» и Коровина, и Серова, и Архипова, и Малявина, и многих других.
В 1897-м Цорн приезжал в Россию. В Москве сходил на Шаляпина и в галерею к Третьякову. В Петербурге показал 27 работ на организованной Дягилевым выставке скандинавских художников и, удовлетворенно посмеиваясь в свои роскошные усы, посмотрел, как Репин провозглашает тосты за "Паганини живописи" и "первого художника-виртуоза Европы" на банкете, который в честь Цорна закатили Дягилев с Мамонтовым. Также в Петербурге Цорн дал сеанс написания обнаженной натуры в Академии художеств - поразив зрителей скоростью, энергичностью письма, небольшим количеством используемых красок и огромной широкой кистью. К этому времени уже вполне сформировалась та стремительная и размашистая манера, за которую Цорна причислят к импрессионистам.[текст этих двух абзацев взят с сайта arthive.com, Автор: Андрей Зимоглядов]
Константин Коровин, друживший с Цорном, вспоминал, как однажды их пригласили к князю Голицину – тогдашнему губернатору Москвы:
«За большим круглым столом расположились гости за чаем.
- Теперь такая живопись пошла, - говорила одна дама. - Ужас! Все мазками и мазками, понять ничего нельзя. Ужасно. Я видела недавно в Петербурге выставку. Говорили, это импрессионисты. Нарисован стог сена, и, представьте, синий... Невозможно, ужасно. У нас сено, и, я думаю, везде - зеленое, не правда ли? А у него синее! И мазками, мазками... Знаменитый, говорят, художник-импрессионист, француз**. Это ужас что такое! Вы вот хорошо, что не импрессионист, надеюсь, у нас их нет, и слава богу.
Я смотрю - Цорн как-то мигает.
- Да. Но и Веласкес - импрессионист, сударыня, - сказал он.
- Неужели? - удивились дамы.
- Да, и он (Цорн показал на меня) – импрессионист.
Дорогой до дому Цорн спрашивал меня:
- Это высший свет? Это высший свет?
- Да, - говорю я.
- Как странно.
Цорн молчал. А на другой день утром он собрал свои чемоданы и уехал к себе, в Швецию».
Листайте галерею с графикой художника
Особенную популярность Цорну принесли виртуозно выполненные офорты, эту технику он начал осваивать с 1882 года и создал более трёхсот произведений. Цорн работал одним свободным штрихом, варьируя его насыщенность, не используя контурных линий и перекрёстной штриховки, чем создавал ощущение мерцающей, ускользающей свето-воздушной среды.
История о Цорне и его жене достаточно интересная. Ее звали Эмма Ламм, и она происходила из богатой еврейской семьи, жившей в Швеции. Они встретились и влюбились, когда Зорн был нанят, чтобы нарисовать портрет Эммы в 1881 году. Их различные социальные статусы (Цорн был незаконнорожденным сыном пивовара, который вырос на ферме своей бабушки) привели к тайной четырехлетней помолвке. Эта долгая помолвка позволила Цорну значительно продвинуться в карьере до того, как они поженились в 1885 году.
С самого начала было ясно, что брак представляет собой мощное деловое и художественное партнерство. Эмма была умной женщиной, которая была и критиком, и финансовым управляющим своего мужа, а также помогала ему в формировании и поддержании социальных контактов с покровителями и другими художниками.
Цорн обожал эту простую сельскую жизнь. И став интернациональной знаменитостью, не изменил этой традиции: как бы ни рукоплескали ему столицы мира, он всегда возвращался домой. Верно, когда Цорн отказал в портрете Рокфеллеру, одной из причин была личная неприязнь. Но главное – Цорн хотел успеть домой на Мидсоммар – Праздник середины лета, который старался не пропускать.
Он был очень привязан к родине (особенно к малой), к матери, к корням. Американский импрессионист Эдвард Симмонс описывал в своей автобиографии, как Цорн постоянно покупал в европейских столицах дорогие пальто и шубы и отсылал их матери - в конце концов, та накопила полный сундук и с трудом могла закрыть крышку. Цорн не думал о том, куда живущая в глуши старушка пойдет в модных мехах. Он был художник, а не портной.
Еще в 1888 Цорн приобрел участок земли в Муре и перевез на него старый дом деда, в котором он рос. Постепенно разрастаясь, старый дом превратился в усадьбу Цорнгорден. Здесь Андерс Цорн оборудовал одну из своих мастерских. Здесь, в Муре он умер в возрасте 60 лет. [текст последних трех абзацев взят с сайта arthive.com, Автор: Андрей Зимоглядов]