Сегодня Средневековье модно романтизировать. Многие хотели бы окружить себя интерьерами, как в старинных замках. Но что в действительности они собой представляли? Некоторое понимание можно составить, если посетить тематический музей. Однако коллекции в залах представлены разные. Четырнадцатый век запросто может соседствовать с восемнадцатым и даже девятнадцатым, что сбивает с толку. Как же разобраться, что нужно купить, чтобы создать именно средневековый антураж? Попробуем разобраться.
Современные квартиры сухие и теплый, а вот замки в старину были холодными и сырыми. Люди пытались утеплить помещение, потому что мощности каминов категорически не хватало. Наиболее состоятельные семьи вешали на стены ковры. Позже появились не менее красивые, но более экономичные варианты - гобелены. Они во множестве представлены в музеях и, в том числе, в замках, раскиданных по странам Европы.
Мебель была исключительно деревянной и довольно грубой. Это длинные столы, за которыми могли уместиться не только члены одной семьи, но и многочисленные родственники, вассалы и прочий люд, постоянно проживавший в замке. Простые, неудобные лавки, рассчитанные на десятки человек, стояли по обе стороны столов, а иногда и вдоль стен. Стулья тоже были, но на привычные нам они едва ли походили. Большие, тяжелые, из-за чего практически неподвижные, с прямыми спинками эти предметы интерьера нельзя было даже отдаленно назвать удобными. Высота стула являлась показателем положения в обществе человека, который на нем сидел. Вся эта мебель была шероховатой, жесткой и имела острые углы. Деревянные элементы дополнялись грубыми кованными. Чтобы скрасить очевидные недостатки, а заодно согреться, повсюду клали шкуры животных. Они создавали узнаваемый колорит средневекового замка. Самые богатые люди могли иметь не простую, а красивую резную мебель. Об этом свидетельствуют картины и описания, сохранившиеся в летописях того периода.
Одним из главных предметов интерьера были сундуки. Массивные, сделанные из дерева, они одновременно выполняли роль шкафов, чемоданов и постелей.
Кровати были очень высокими. Подниматься на них приходилось по ступеням. Такая конструкция появилась не просто так. Нужно было, чтобы во время сна человека окутывал более теплый воздух. Согласно законам физики, он всегда находится наверху. Дополнительно для тепла вешали балдахины. Плотная ткань не пропускала воздух из вне и помогала хоть чуть-чуть согреться. Вместо одеял использовали шкуры животных. Спали чаще всего одетыми. Впрочем, такая роскошь как кровать или хотя бы сундук была доступна не каждому обитателю замка. Многим приходилось спать на лавках, мешках с мукой, лежанках из сена или просто там, где удастся отыскать свободное местечко.
Четырнадцатый и пятнадцатый века принесли серьезные перемены в замковую жизнь. В моду вошла готика, которая сперва появилась в церквях, а потом приглянулась аристократам. Для этого стиля характерна нарочитая роскошь, ажурность. Полы, которые прежде были земляными или каменными, начали устилать деревянными досками, выкладывать керамической плиткой, устилать коврами. Стены облицовывали деревом. Затем их красили и расписывали. Поверх этого великолепия вешали ковры и гравюры.
Окна больше не были просто проемами в стене, запиравшимися ставнями, едва защищавшими от снега и дождя, но не от холода. Богатые люди обзавелись разноцветными витражами, создававшими игру бликов по всему помещению. Эти стекла были настоящим произведением искусства, хотя по-прежнему затемняли комнаты и не позволяли любоваться видами по ту сторону окна.
Готика - это массивная мебель с резными деревянными элементами и ажурными металлическими вставками. Сегодня этот стиль подразумевает преимущественно мягкие диваны и кресла, но в те далекие времена такую роскошь мало кто мог себе позволить. Сундуки постепенно стали исчезать из употребления. Им на смену приходили стационарные шкафы и буфеты, которые, конечно же, для сна уже никто не использовал.
В большинстве главных замковых помещений имелся некий центр. В каждой стране это было что-то свое. Например, в Германии - печь, облицованная кафелем. В готическом варианте она была резной, расписной. Во Франции и Англии к интерьерам относились проще и в центр главного зала запросто могли водрузить огромный камень.
Несколько веков готика была популярна, но постоянно видоизменялась. Мебель становилась легче, красивее, удобнее. В замках появлялись комнаты, использовавшиеся как кабинеты. Туда ставили самые удобные предметы, интерьер выдерживали в светлых тонах. Окна перестали напоминать бойницы. Они стали ажурными, стрельчатыми. В моду начали входить тяжелые портьеры, которыми их можно было занавесить.
Постепенно готика превратилась в историю. Ей на смену пришла любовь к античности. Сформировался стиль, типичный для эпохи Возрождения. В замки стали ставить многочисленные статуи и массивные вазоны, повсюду выкладывали красивые мозаики, полы и лестницы выстилали мрамором, делали внутренние галереи для прогулок, в саду устанавливали беседки. Мастера отдавали предпочтения естественным цветам. Мебель производили из дерева, украшали резьбой и позолотой. Уже скоро должно было зародиться пафосное барокко, а следом - рококо. Именно эти стили можно увидеть в большинстве музейных залов сегодня.
Что еще характеризовало средневековые замки? Тяжелые, окованные железом двери, которые было трудно открыть врагу, если тот проникал внутрь крепостных стен. Массивные люстры, выполненные из грубых металлов. В них вставляли свечи. Вдоль стен располагались кованые канделябры. На стены вешали факелы. Но всего этого было недостаточно, чтобы сделать комнаты светлыми и по-настоящему уютными.
Можно ли в современной квартире устроить полноценное Средневековье? Едва ли. Не хватит ни высоты потолков, чтобы повесить правильные люстры, ни площади для огромных столов, стульев, лавок, сундуков. Каноничные для эпохи двери открывать и закрывать без десятков слуг станет проблемой. Да и окна теперь редко бывают нужных размеров. Но привнести определенные детали этого старинного стиля в свой интерьер можно, особенно в загородном доме, где больше простора и есть возможность планировать помещение на свое усмотрение. Например, можно оставить стены каменными или создать иллюзию с помощью обоев и плитки с имитацией. Помогут достичь цели элементы декора: подсвечники, картины, гобелены, шкуры животных, балдахины над кроватями. Резные предметы обстановки с кованными деталями - еще один важный штрих. Конечно, они должны быть удобными, а не как когда-то. Здесь важно не переборщить и остаться в пределах разумного. В конце концов, о жизни в настоящем замке речи не идет. Только о стилизации.