1. Когда чувства ученика отрицаются, он быстро теряет интерес к учёбе.
Пример разговора ученика и учителя, где чувства ученика обесцениваются:
Ученик: Это дурацкая история!
Учитель: Нет, она очень интересная.
Ученик: Я ненавижу чтение!
Учитель: Нет, это не так! Ты прекрасно читаешь.
Ученик: Здесь слишком много слов.
Учитель: Ты просто глуп. Все эти слова очень простые.
Ученик: Это очень трудно.
Учитель: Ты даже не попытался сделать задания. Ты ленив!
2. Решение: Вместо отрицания чувств – облекайте чувства в слова.
Примеры разговора ученика и учителя, когда чувства ученика принимаются:
Ученик: Это дурацкая история!
Учитель: Наверное, тебе что-то в ней не нравится…
Ученик: Это скучно! Кому до этого есть дело?
Учитель: Да, похоже, эта тема тебе не слишком интересна…
Ученик: Нет, мне понравилась история про лошадь и собаку.
Учитель: Похоже, ты предпочитаешь книги о животных…
Ученик: Да… Когда я дочитаю эту книгу, то возьму другую, про собак.
Учитель: Я могу помочь тебе выбрать подходящую.
3. Вывод: Когда негативные чувства подтверждены и поняты, ученик охотно продолжает учёбу.
1. У учителя были самые добрые намерения, но когда ученика постоянно критикуют и дают советы, ему трудно задуматься над своей проблемой и принять на себя ответственность.
Пример разговора ученика и учителя, когда ученика критикуют:
Ученик: Я потерял ключ от дома!
Учитель: Опять? Где он был?
Ученик: Вот здесь – в кармане…
Учитель: Неудивительно! У тебя такие мелкие карманы! Я много раз говорил, чтобы вы не бегали на переменах, но вы не слушаете. Поэтому ты и потерял ключ.
Ученик: Мама убьёт меня!
Учитель: А кто в этом виноват? Теперь ей снова придётся уходить с работы, чтобы впустить тебя в дом! Загляни в отдел забытых вещей. Может быть, он там. Но в будущем будь более осторожен.
Ученик: Я такой дурак!
2. Решение: Вместо критики и советов – Подтвердите чувства ребёнка словами или междометиями («Да?», «М-м-м», «Понимаю»).
Пример разговора ученика и учителя, когда чувства ученика приняты:
Ученик: Я потерял ключ от дома.
Учитель: Да?
Ученик: Я положил его в карман. Наверное, ключ выпал, когда я боролся с мальчишками…
Учитель: М-м-м…
Ученик: Я теряю ключ во второй раз за неделю! Мама убьёт меня!
Учитель: Понимаю…
Ученик: Надо посмотреть в отделе забытых вещей! Если что, останусь на продлёнке или пойду к другу домой, пока мама не вернётся с работы! И теперь привяжу ключ к шнурку!
Учитель: Правильно.
3. Вывод: Сочувственная и понимающая реакция на огорчение ученика, кивки и подтверждения помогают ребёнку сосредоточиться на своей проблеме и даже самому найти решение.
1. Когда школьник отказывается прислушаться к здравому смыслу, это очень раздражает. Как же поступить в такой ситуации? Есть ли способ помочь девочке преодолеть своё нежелание заниматься?
Пример разговора между ученицей и учительницей, когда чувства девочки осуждаются:
Учительница: Быстро в раздевалку!
Ученица: Я…
Учительница: Ты просто сидишь и ничего не делаешь. Переодевайся, сегодня мы будем лазить по канату.
Ученица: Я плохо себя чувствую.
Учительница: У тебя вечно находятся отговорки, когда мы лазим по канату. Как ты хочешь научиться, если не будешь тренироваться?
Ученица: Здесь так жарко…
Учительница: Никому уже не жарко… Так что лучше переодевайся, а то будет поздно!
Ученица: Я заболела.
2. Решение: Вместо причин и объяснений – Дайте волю фантазии, хотя не можете сделать это в реальности.
Учительница: Урок начинается через две минуты!
Ученица: Я знаю. Просто я неважно себя чувствую.
Учительница: Уверена, ты хотела бы, чтобы сегодня мы не лазили по канату, а занялись чем-то другим.
Ученица: В последний раз я не смогла даже оторвать ног от земли.
Учительница: Да, ты, наверное, совсем пала духом. Лазить по канату нелегко. Чтобы развить мышцы, нужно много тренироваться.
Ученица: Я никогда не научусь… Или только к самому концу четверти…
Учительница: А здорово было бы, если бы сейчас был уже конец четверти, и ты смогла подняться на самый верх!
Ученица: Да… Здорово! Пожалуй, я пойду переодеваться.
3. Вывод: Когда мы переводим желания школьника в фантазию, ему легче справиться с реальностью.
1. Детям трудно изменить поведение, если взрослые полностью игнорируют их чувства.
Пример разговора учителя и детей, когда чувства ребёнка игнорируются:
Учитель: Дети, перестаньте драться!
Дети: Это моё! Нет, моё!
Учитель: Отдай ей кисточку! Немедленно прекратите! Я вчера вас предупреждала, что нельзя вскакивать со стульев во время урока!
Дети: Это он первый начал! Вообще не буду ничего делать!
2. Решение: Вместо того, чтобы игнорировать чувства – Признайте право ребёнка на чувства, даже если его поведение неприемлемо.
Пример разговора, когда чувства ребёнка принимаются учителем:
Учитель: Вижу, как вам хочется рисовать! У нас в классе много кисточек, выбери здесь.
Учитель: Мольберт пока что один в классе. Давайте составим список тех, кто хочет рисовать на нём. Каждый рисует по 5 минут и все успеют.
Учитель: Тебе действительно так хочется прыгать? У нас есть правило: со стульев вскакивать нельзя. А вот на игровой площадке ты покажешь мне, как высоко и далеко ты можешь прыгнуть. Хорошо?
3. Вывод: Детям легче изменить поведение, когда их чувства поняты.
Из книги "КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ ОНИ УЧИЛИСЬ"
(Адель Фабер и Элейн Мазлиш)