Так иногда характеризуют исчезнувшую бесследно «библиотеку Ивана Грозного» - тысячи томов рукописных фолиантов и древних свитков. Написанных, возможно, руками таких личностей, как Аристотель, Платон, Авиценна, Ярослав Мудрый…
Её основу составило приданое племянницы византийского императора Софьи Палеолог – это она привезла в Москву около сотни сундуков, в которых хранились рукописи как бы не из самой Александрийской библиотеки! Да-да, из той самой, сожженной фанатиками-мусульманами при захвате древней столицы Египта.
А потом это привезённое на русскую землю интеллектуальное богатство пополнялось летописными свитками русских княжеств, грамотами ханов из взятого с бою Казанского Кремля или бесценными манускриптами за авторством мыслителей арабского Востока.
Поиски библиотеки грозного царя (или, как её называли, «Либерия», от латинского liber - «книга»), осложняются тем, что под книгохранилище так и не было выделено особого помещения. То есть с местом для каталога, с мощными стеллажами-держателями, с приличествующей для такого заведения эффективно действующей вентиляцией.
Так как не нужно думать, что в старину не знали, насколько это хрупкий и подверженный превратностям судьбы объект – книги. Причина – московские пожары, и свидетелем одного из них как раз и стала Софья, почти сразу после её приезда в Москву.
Это по её настоянию доминирующие в столице деревянные постройки стали интенсивно вытесняться строениями из белого камня - что и дало позже основание называть Москву с добавлением эпитета-спутника Белокаменная. Но специального здания библиотеки так и не было выстроено… правда, по слухам, приглашённый для строительства знаменитый флорентийский архитектор Аристотель Фиораванти для книг всё же хранилище (а вернее – убежище) выстроил. В одном из подземных лабиринтов, с хитрой системой воздушных продухов.
В этом собрании книг была особая, отделённая от прочих часть, содержащая оккультные знания. По глухим слухам – очень опасные. И будто бы царь Иван IV Грозный, когда нашёл эту, тщательно даже от своих спрятанную бабкой часть фолиантов, ею воспользовался.
И наложил на Либерию в целом заклятие, из-за которого можно было лишиться зрения, если собрание книг будет обнаружено. Хотя не факт, что на всё это собрание – возможно, как раз на потаенную, оккультную часть – иначе что же не ослепли ни царевна Софья более века спустя, ни царь Пётр – а они библиотеку или её часть видели точно, по их же словам!
Впрочем, есть версия, что раньше до собрания книг добрались оккупанты-поляки, которые от души порезвились в Кремле в Смутное время. Учитывая, что Речь Посполитая страна католическая, те фолианты, что были обнаружены, скорее всего, были переправлены в книгохранилище Ватикана.
А Софья и Пётр знакомились лишь с тем, что осталось после разграбления. Если это так, то свод знаний, заключённый в многокилометровой подземной галерее под папским престолом, стал поистине бесценным. А нашим исследователям, особенно патриотической направленности, туда хода нет и не будет…разве что они притворятся активными либералами и прославятся на этом поприще, делая гадости своей стране. Увы, других туда не допустят. А если и допустят, то не туда.
Странную роль в судьбе случавшихся в более поздние времена случайных подходов к легендарному книгохранилищу играли российские спецслужбы – от III отделения жандармского корпуса до НКВД и КГБ. Они блокировали любые попытки изыскателей исследовать даже случайно найденные потаенные ходы в кремлёвских подземельях.
Так, найденные в 30-х годах сотрудником кремлёвской охраны Аполосом Ивановым прикованные к стенам цепями скелеты около массивных железных дверей были последним, что он увидел в этих катакомбах – родное ведомство наложило на него обет молчания через подписку о неразглашении.
А обнаруженный им же выход из подземелий на берегу Москва-реки был тут же заложен многослойной кирпичной кладкой.
КСТАТИ, Иванов ослеп. Правда не сразу, а спустя несколько лет. Позже, уже во времена празднования 850-летия Москвы, 87-летний Иванов даже сумел убедить тогдашнего мэра Лужкова, что точно знает, где находится вход в предполагаемую библиотеку.
Городом даже были выделены значительные средства на это, но… Поисковые партии раз за разом упирались в тупики там, где, Иванов точно помнил это, были продолжения низких сводчатых галерей. А точно ли только на слепоту было наложено заклятие?
Сейчас имеют хождение около 60 вариантов возможного местонахождения библиотеки. А самые популярные их них
- подземелья Кремля, особенно в районе Сухаревой башни;
- в прибрежных холмах у сёл Коломенское и Дьяково;
- на юге современных Мытищ, там, где они граничат с территорией села Тайнинское;
- в бывшей «опричной столице» во времена Ивана Грозного Александровской слободе.
Впрочем, иногда упоминания библиотеки царя Ивана IV звучат в контексте её нахождения аж под Вологдой! Которая, кстати, могла стать столицей, не случись чумного мора во время его царствования (в дополнение к прочим, обрушившихся на Московское царство, напастей).
Целенаправленно искал Либерию и известный археолог Игнатий Стеллецкий. И почти нашёл, по его словам. Однако обнаруженный им подземный ход выводил группу исследователей прямиком к могилам расположенного неподалёку церковного кладбища, расположенного в окрестностях уже упомянутого Дьяково, около находящейся в нём пятиглавой Предтеченской церкви. Однако его отчёт о результатах поиска тоже канул в архивы НКВД.
Последним по времени положительным результатом поисков может считаться находка инженера-реставратора Владимира Поршнева. Он обнаружил перспективный ход в подземельях того же села Дьяково.
Тогда рабочие из изыскательской партии нашли прямой наклонный подземный лаз, ведущий точно в геометрический центр очень правильной формы холма. Проход упёрся в металлическую решётку, на старинном замке которой были видны следы взлома. Тоже, впрочем, давнего.
А за решёткой смутно просматривалось сводчатое помещение. Поршнев был наслышан о легендарной библиотеке, и отлично понимал её ценность. Он рассудил, что раз он со своей группой так легко нашёл подземелье, то по его следам могут прийти и другие, для кого ценность библиотеки выражается только в деньгах. И инженер обрушил песчаный свод, рассчитывая добраться сюда позже, уже во всеоружии.
Однако вход в подземный лаз располагается под алтарной частью Дьяковской церкви. А так как сейчас она перешла под юрисдикцию Патриархии, то разрешение на взлом пола под алтарём вряд ли будет получено.
А может, пока и к лучшему? Может, Либерея скрывается от наших глаз потому, что мы недостойны (пока!) её лицезреть?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать ничего интересного. В наших обзорах и исторических расследованиях вы найдете «Только факты». Мы стараемся показывать вам самые интересные страницы российской истории. Будем признательны за комментарии.