В Красносельском районе Петербурга проживает почти пол миллиона жителей, но в районе нет ни одной станции метро и ни одного взрослого театра. Так и живем. Ездим на автобусе в центр города и там же смотрим спектакли.
Но в начале 2023 года театр-студия «Интеграл» открыла в Красносельском районе двери для тех, кто готов профессионально заниматься актерским мастерством. Занятия проходят на сцене просторного концертно-досугового комплекса «Красносельский». Руководитель и педагог студии — режиссер Дмитрий Сарвин. Наш театральный корреспондент, молодой режиссер, Александра Лахтина посетила репетицию, поговорила с Дмитрием о работе студии и утверждает, что в Красносельском появилась сильная театральная фигура.
— Дмитрий, почему именно Красносельский район / Красное село вы выбрали для работы? Вы здесь живёте или здесь родились?
Ну я рядом жил (смеется). В Гатчине [примеч. Это недалеко от Красного Села] у нас была первая квартира, поэтому район знакомый. Но изначально мы познакомились с художественным руководителем Еленой Кудрявцевой. Она посмотрела мой спектакль и говорит: «Нам нужен режиссер. Мы строим КДК и хотим, чтобы на базе КДК был театр». Так меня пригласили. Я увидел эту сцену и сразу сказал: "Да". Уже буквально несколько дней нашему театру, который вот появляется. Он прямо совсем маленький крохотный. И есть студийцы, с которыми я начал занятия. Они будут плавно входить в эту историю с профессиональными артистами, начнут у них учиться работать на сцене. У меня уже есть такой опыт. Есть спектакль единственный в мире пока что мюзикл — могу гордиться — «Барон Мюнхгаузен». [Его можно увидеть 27 марта, в ДК «Выборгский»]. Там такая же была схема: продюсерское агентство J&M — школа джаза и мюзикла делали этот спектакль вместе с медийными артистами. Проверка была хорошая, вот уже 7 лет спектакль живёт. Скоро мы его снова будем показывать. Есть еще спектакль «Волшебник страны Оз» [16 апреля, в ДК «Выборгский»], где тоже профессиональные артисты работают со студийцами. Так что вот попробуем уже накопленный опыт воплотить здесь в КДК.
— Как давно Вы работаете с непрофессиональными артистами и какие цели Вы перед собой ставите, работая с ними?
Мне очень нравится работать в КВН-щиками. У них есть один замечательный плюс — они знают, что у них не хватает профессионального образования и они очень стараются. У них нет капризов актерских. Например, Митя Хрусталёв не перестаёт удивлять, потому что он настолько точен, как будто он не первую академию театральную закончил. Хотя он как раз очень сильно по этому поводу комплексует, всегда говорит: «Я не актер». А я профессиональным актерам привожу пример, как он работает на сцене. У него генетическое расположение, это тот самый случай, когда его не надо учить, только испортишь. Как раз эти ребята очень сильно заряжены и какое-то ощущение недостаточности образования они компенсируют своей активностью. А Митька прекрасен.
— Вы с ним работали?
— Да, семь лет, даже больше, шел спектакль «Игра втроём» с Митей Хрусталёвым, Полиной Сибагатуллиной и Виктором Васильевым. [примеч. Участники «Comedy Club», ведущие «Первого канала», представители сборной КВН Санкт-Петербург]. По пьесе Брагинского. Очень крутой материал. Замечательно всё это игралось. И он огромным успехом шёл в Санкт-Петербурге, а потом мы его перенесли в Москву. Но Митька так занят и говорит: "Я сам понимаю, что на горло своей песне наступаю, но у меня карьера по телевизору". Пока отложили, но может мы к нему вернёмся. Я хочу сделать молодёжный проект давно. Я работал с ребятами из «Импровизации», которые тогда были воронежскими никому не известными мальчишками.
— Позов и Шастун?
— Да. Я их видел еще «маленькими». Называлось это «Спорный вопрос» и мы со Стасом, который все это придумал, встретились и я говорю: «Давай я им сделаю мастер-класс. Потому что ребята умеют многое, но у них нет актёрских навыков». Это была еще команда КВН, а теперь, видите, как ребята взлетели.
Я сейчас готовлю Фестиваль Импровизации. Хочу собрать команды города, чтобы они познакомились с нашей шикарной площадкой. Здесь 480 мест. Я сейчас собираю тех, кто готов профессионально заниматься импровизацией здесь, работать и зарабатывать концертами. Мы уже делали «пробный шар» со своей командой. Выступали сборной здесь и хорошо показались. Это попало в историю КДК. Поэтому, если есть желающие заниматься импровизацией и творчеством здесь в КДК, у вас сейчас есть все шансы.
— В Красносельском районе нет ни одного взрослого театра. Как Вы считаете, нужен спальному району театр?
Безусловно театр нужен. Потому что огромный район, действительно совершенно "обескровлен", лишен театра. Это сильное такое упущение. С другой стороны, мы сейчас можем его заполнить. Потенциальные зрители уже привыкли жить без театра, либо ездят в центр. Самая сложная категория зрителя — это молодёжь. Они считают, что театр - это нафталин, это такая скукота. Они не понимают, что импровизация и КВН — это составные части театра, что можно и спектакли такие делать. К чему я призываю? Чтобы молодежь пришла и посмотрела на наш театр. Я всегда спрашиваю тинейджеров "Когда вы последний раз на спектакль ходили"? И все говорят практически одну и ту же фразу: “Меня водили”. Насильственная форма. Вот их привели, они отмучились полтора часа, возрадовались, что все закончилось и ушли, ненавидя пыль кулис. Есть спектакли неудачные. Для молодежи нужны другие спектакли и другой темп. Мы попробуем привлечь эту сложную категорию, потому что я могу делать то, что им интересно — и КВН, и Студенческую весну, и Стендап, и Импровизацию.
— Есть у Вас любимые места в Красносельском районе? Места силы?
Место силы — это здесь. Это КДК. Я сюда с огромным удовольствием еду.
Ещё библиотека Можайского. Мы подружились, потому что у меня есть три мои книги* и 25 апреля в библиотеке Можайского будет презентация, такой творческий вечер. Я расскажу про книгу, а также мы (актеры театра-студии “Интеграл”) покажем лучшие номера. Приглашаю. Вход свободный.
*Книги Дмитрия Сарвина: «Дознание», «Томмелиса», «Кто ш буст»
— Дмитрий, расскажите про режиссерские проекты, которые Вы делаете сейчас.
У меня по всей стране проектов очень много. Скоро еду в Туапсе, там мой спектакль участвует в фестивале. Идут спектакли в Москве, я ставил в Чите, в Хабаровске — это самая дальняя точка моя географии. Все спрашивают, когда ты успеваешь писать? Я именно тогда пишу, когда в дороге. В Петербурге сейчас ставлю «Мазайцев». Это семейная комедия — гремучая смесь, в которой будут принимать участие и клоуны, и драматические артисты. Для детей будут смешные ситуации с зайцами, а взрослые увидят еще второй план, это будет такая аллюзия на Ноев ковчег. Скоро появится афиша. Приходите.
— Многие говорят, что профессия «режиссер» предполагает жёсткость, что нужно вывернуть человека наизнанку. Какими методами пользуетесь в работе Вы?
Это очень хороший вопрос. Действительно, большинство считает, что режиссёр должен быть жестким. Мы с Валерием Фокиным разговаривали на эту тему, и он сказал, что не знает, как должно быть, нет догмы. Я считаю, что, так как мы играем на сцене, с артистом тоже надо играть. Если ты заставляешь их марионетками существовать, то это не артисты, это куклы. Тогда ты — Карабас-Барабас. Надо найти момент, когда артист захочет играть сам. Должно быть как в детстве в песочнице. Приходит ребёнок и говорит: «А давайте полетим на луну!». Все: «А, давайте!» Какие-то доски принесли, всё придумали, сделали. Никто никуда не полетит, но главное мотивация! Я считаю, что режиссёр, который приходит в «песочницу» с артистами, должен верить, что ракета действительно взлетит. Пусть изначально — это просто игра. Некоторым же артистам надо чувствовать себя под гусеницами, под гнётом. Из него тогда выдавливается творчество. Для других людей — это стресс. Но, в то же время, режиссёр не должен быть запанибрата и приходится иногда ставить артистов на место. «Я неприятен в гневе» и понял, что иногда артистам это нужно. Артисты — они как дети. Они всегда проверяют границы «что можно». Режиссёр должен вовлечь, мы должны поиграть, но в то же время задача режиссера организовать процесс так, чтобы не просто поиграть и сказать: «Я домой», а чтобы создать спектакль. Нельзя бросать, если проект начался, мы его должны завершить, сделать, полететь.
— Ваша самая сложная постановка?
Наверное постановка в театре Буфф «Ананасы в шампанском». Еще был жив Исаак Романович (Штокбант) — основатель и художественный руководитель. Он меня пригласил поработать. И тут я столкнулся с тем, что актеры, по каким-то своим внутренним причинам в коллективе, отказывались играть. Артист знает: если хочешь довести режиссёра до белого каления, делай всё что он просит. Простая схема. То есть, выполняет всё, но не играет. Хочешь такую позу, пожалуйста. Хочешь слезу, пожалуйста. Они как пустые машины. Артист на ставке, он выполняет задачи режиссера. Но это такая форма бунта актёров. Не заинтересованность в проекте. Это ужасно. Это страшно.
— Дмитрий, как вы подбираете актёров на проект?
У меня есть команда, с кем-то работаю уже много лет. Например, с Артёмом Бордовским [актер театра Георгия Данелия, ранее один из ведущих актёров театра «Суббота», театра «Мюзик холл»]. Он, кстати, человек без профессионального актёрского образования, но прекрасно двигается, поёт и у него много работы в кино. Такой самородок. Когда мы познакомились я предложил ему выполнить конкретную задачу — сыграть маленькую роль в спектакле. Он сыграл так, что сразу встал на центральную роль.
— Вы устраиваете кастинги?
Да. Есть у меня любимое задание. Я часто его на кастинге даю. Это такой тест. Представьте, вы отдыхали в южной стране, отстали от своей туристической группы и вдруг обнаружили, что вокруг вас только местные и они очень враждебно настроены. Они берут что-то в руки и начинают вас медленно окружать. Вы языка не знаете, вам страшно, они начинают бежать и вы от них побежали и прибежали к обрыву, через который перекинут хлипкий мостик, доски на веревочках. Но вы боитесь высоты. Итак, за вами бегущее племя и непонятно, что они хотят с вами сделать: "матумбу" или царём. Но там явно агрессия, а перед вами страх высоты, страх смерти. Как вы поступите? Казалось бы из ситуации всего два выхода, но я уже видел 10-15. Мне очень интересно когда человек находит своё. Есть шаблон, когда участники просто переходят и всё. Играют, "как им страшно" и переходят. Это значит, артист, не придумал ничего интересного, он просто прошёл. Один мальчишка был великолепен. Во-первых, он прекрасно сыграл, и помните Джима Керри, когда у него попала одна стрела в одну ногу, потом в другую. Дальше он достал музыкальный инструмент - восточная дребезжалка такая и начал танцевать. И он их затанцевал. Мы танцевали всей комиссией, так он всех завел. Но он не сделал ничего особенного, он просто договорился с племенем, но каким образом! Это чистое актёрство. Очень многие артисты спрашивают у режиссера: Что мне делать? Я, конечно, подскажу куда двигаться. Задача актёра - включить воображение. Если актер придумает свою хотя бы маленькую “сепулечку”, “козявочку”, то он ее никогда не забудет. Это будет константа. Я уеду, все разрушится, а вот это останется. Но если я заставлю его делать свои фишки, когда режиссёрские швы разойдутся, всё вывалится. А всё должно срастись в целое, единое, живое существо под названием спектакль.
— Дмитрий, последний вопрос философский: что для Вас важно сделать в жизни?
У меня есть несколько нереализованных идей, которые я хочу сделать на этой сцене. Я могу здесь делать те вещи, которые не могу по той или иной причине делать в других театрах. Хочется сделать сокровенный для меня проект “у себя дома”, а не отдавать на периферию и жалеть, что отдал всего себя, а без тебя спектакль пропал. Но здесь КДК, а не театр с меценатами и финансированием, поэтому всё, что я буду здесь делать, я буду делать за свои деньги. Но другого выхода пока нет. Это будет хорошая проверка зрителями. Будем рады видеть вас. Приходите.
Мы сердечно благодарим Дмитрия Сарвина за разговор и желаем воплотить все задуманное на сцене КДК!
Расписание работы театральной студии "Интеграл".
Санкт-Петербург, Красное Село,
Кингисеппское шоссе, д.2
(812) 246-79-11
@etotozhepiter