Найти тему

Кухня абьюза: токсичный коктейль для Куклы Вуду

Оглавление
Откуда берётся сценарий? Едва ли кто-то способен выйти за пределы собственных кошмаров, чтобы придумать для кого-то пытку...
Art by Midjourny Вуду коктейль в представлении нейросети
Art by Midjourny Вуду коктейль в представлении нейросети

Выбирая имя для персонажа метафорической истории о гоблинше-художнице, я обратилась к гугл-переводчику. Грэмью (gremju) - в переводе с исландского означает обиду, досаду, негодование.

Как я уже писала в предисловии, личность абьюзера не имеет никакого значения. Сознание другого субъекта - это комната, скрытая за занавесом неведения. Поэтому я беру какие-то из проявленных свойств, облекаю их в фэнтезийный носитель, затем моделирую фэнтезийную реальность.

Итак, исходя из формулы "Обиженные стремятся обидеть", я пришла к выводу, что разбирать придётся понятие ОБИДЫ. Да и для модного калькированного словечка "абьюзер" есть простое русское "обидчик".

Немного промотав ленту событий, я заметила, что одна из основных тем той Грэмью, что привязалась ко мне, это тема извинений. Та серая медуза, что вела её, держала на удочке жажду, чтобы кто-то другой испытывал чувство вины. Не насытившись, она впала в ярость...

Чувство вины и формула психологического комфорта

Но чувство вины – это невротическое чувство. У здорового человека может возникать только чувство досады. Об этом нужно помнить всегда, как только вы чувствуете, что начинаете винить себя во всех грехах и жить чужими идеями. 

М.Е. Литвак

Чего желает человек, который требует извинений? Чтобы обвиняемый испытывал невротическое чувство? Или чтобы обвинителю дали добро на отказ от деструктивной программы?

Прощение - это отказ от личной обиды. Собственно, в этой фразе формула психологического комфорта - отказ от обиды.

Я обычно не жду, чтобы передо мной извинялись. Меня больше волнует, чтобы во мне не было какого-то болезненного осадка. Поэтому я добровольно отказываюсь заселять таких червей в своё сознание. Да и вообще, если мне причиняют зло, я испытываю злость, а не обиду.

И всё же однажды червь заселился, когда один человек поступил неэтично по отношению к нашей дружбе с моей точки зрения. У меня не было психологического щита. Как говорится, воспринимала "слишком близко к сердцу". Нанести обиду нам может только тот, перед кем мы безоружны. Поэтому это детское чувство. Далее я его буду разбирать по полочкам.

Что касается Грэмью, не думаю, что она ходит без брони, принимая всё "к сердцу", в следствие чего любая мелочь причиняет ей невыносимые муки. Я больше склоняюсь к версии, что не отпущена какая-то подсознательная обида. И все последующие годы в жизни Грэмью происходит перенос на других людей, что портит отношения и делает её глубоко несчастной.

Не отпущенная детская обида - это на самом деле страшно. В качестве примера достаточно ознакомиться с историей Николая Дудина. Движущей силой всех его деяний была настолько болезненная обидчивость, что порой достаточно было одного неласково сказанного слова.

Итак, я возвращаюсь к вопросу о том, чего же больше желает Грэмью.

Чтобы обвиняемый испытывал невротическое чувство? Определенно, цель абьюза в том, чтобы создать подавленное состояние жертвы, лишить психологического комфорта. Для чего? Чтобы кому-то было тоже плохо, так же плохо, а еще лучше, если гораздо хуже, чем ей. Разумеется, такое желание может появиться только у несчастного человека.

Возможно, цель - лишение психологического комфорта. Большинство её атак пропитаны духом инфантилизма. И это отдельный сорт кринжа - читать детские дразнилки от тётки под сорок. То есть, происходит не только перенос. Но становится очевидна и фиксация где-то в нежном возрасте.

Предположу, что травма произошла в детском возрасте. Человек с развитой системой неокортекса и лимбической легко управляет своими эмоциями и инстинктами. Но чтобы эти отделы успешно сформировались важен благоприятный психологический климат.

Окей, гугл, какой отдел мозга отвечает за обиду?

Если мы обижаемся, информация сначала передается через глаза и уши в промежуточный мозг, который передает ее в амигдалу и лобную долю коры больших полушарий головного мозга. Но если «эмоциональная» амигдала решает, что это обида, то у «рациональной» коры больших полушарий головного мозга нет шансов: амигдала действует быстрее. Она активизирует гипоталамус, выделяются гормоны стресса, такие как адреналин и норадреналин, пульс стремительно учащается. Лимбическая система заботится о том, чтобы гнев стал очевидным: голос, мимика и жесты выражают это.
https://www.goethe.de/prj/umi/ru/the/wuk/sge.html

Амигдала также связана с агрессией, тревожностью, ПТСР, паническими атаками и биополярным расстройством.

Возможно, это проясняет ответ на вопрос: почему обвиняемый Грэмью обязан дать ей добро на отказ от деструктивной программы? Рептильный мозг Грэмью вынуждает её чувствовать себя в опасности даже в то время, когда ей ничего не угрожает.

Чтобы дать себе право на отказ от обиды Грэмью должна перевоплотиться в человека. За речь, за мышление, за интеллектуальное развитие отвечает неокортекс. Благодаря ему мы можем думать не только о текущем моменте, но и о будущем. То есть сформировать стратегию вместо размахов дубиной. Следовательно и ключики к самодостаточности личности находятся там же. На недосягаемой для абьюзера полочке...

А интересно, способна ли сама Грэмью испытывать чувство вины? Вряд ли. Говорят, у деструктивных личностей отсутствует способность к эмпатии. Следовательно, муки совести - это не для них.

«Сожалеть о той боли, которую ваш поступок может кому-то доставить, значит любить того другого больше, чем самого себя, и нелепо сочувствовать страданиям других, если эти страдания доставляют вам удовольствие...»
Маркиз де Сад, Жюльетта

Если нет, то как можно требовать того, о чём не имеешь представления? Что в действительности подразумевается под "извинениями"?

И если нет эмпатии, какое удовольствие от страданий жертвы?

Токсичный коктейль для Куклы Вуду

Обидой принято называть пассивную форму агрессии. Я же рассматриваю обиду, как спусковой крючок для выражения активной агрессии.

Допустим, в момент злости человек хватает плюшевую игрушку и рвёт её на части. Что при этом происходит? Перенос разрушительной энергии изнутри на другой объект. Игрушка - что-то вроде Куклы Вуду - носителя неразрешимого конфликта внутри агрессора. Переклад негативной программы.

Есть более популярное выражение "козёл отпущения" или тот, кто несёт ответственность за чужую вину.

Следовательно, за декларируемым требованием извинений, скорее всего, скрывается требование принять ответственность за проблему агрессора. Согласиться на роль Куклы Вуду. И очевидно не для отказа от обиды. Волю к отказу от обиды (прощению) может испытывать человек, который сам способен испытывать чувство вины.

Теперь я попытаюсь дать определение обиды. Из Википедии: Обида - это реакция на несправедливо причинённое огорчение, оскорбление. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить.

Если ничего невозможно поправить - это безысходность. И это обязательное условие возникновения червя обиды. Обида - это скорпион, посаженный в кольцо из горячих углей, который, не видя выхода, жалит сам себя.

Разумеется, это метафора на основе давно опровергнутой легенды. И человеку, как и любому живому существу, в норме не свойственно направлять агрессию на самого себя. Принято считать, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект.

Что делать если мизинчиком о тумбочку ударилась, а она не извиняется!
Бандитка из Лас Вегаса, ответы на мэйл ру

Наверняка каждому знакомо чувство дикой досады от случайного причинения боли через какой-то неодушевленный предмет. Что вы испытывали при этом? Боль, переходящую в злость. И чем сильнее эта боль, тем сильнее ярость, не так ли?

Злость приглушает боль. Затем возникает желание выместить боль. Но каким бы яростным не было чувство, это не обида, это досада. Даже если вы сожжете тумбочку, сожжете свою боль, вы не будете её обвинять. Потому что знаете: у тумбочки нет сознания. Вы осознаете, что сами причинили себе боль, а тумбочка выступила в роли промежуточного объекта.

Мне знакомо это чувство. В детстве вся моя неуёмная энергия шла на познание окружающего мира через активное взаимодействие. Мы носились, играя в черепашек Ниндзя, делали деревянные мечи, лазили по деревьям, строили штабы, искали старые радиаторы, плавили свинец из которого выливали всякие вещицы...

Довольно часто я получала какие-то травмы, ссадины, ушибы. Помню, как однажды ударив палец молотком, я этим же молотком разнесла часть дорожки. И это помогло мне справиться с переживанием дикой боли. В противном случае мне бы пришлось погрузиться в свою боль, признать беспомощность перед ситуацией, в которой ничего невозможно поправить...

Если же боль наносит тот, в ком мы признаем носителя сознания, мы сталкиваемся с неизвестностью. Эта же причина мотивирует изучать и вопрос: способен ли ИИ обладать сознанием? Страх неизвестности.

Большинство людей прекрасно владеют навыками боевого Вуду. Такие люди не копят яды для своего коктейля, а вешают грушу, представляя врага. Но что для этого нужно? Осознанность. Принятие личной ответственности за благополучие своего внутреннего мира. Любовь к себе должна включать заботу о коктейле для своей крови.

Однако страх перед неизвестностью заставляет рептильный мозг не смещать фокус с выбранного объекта. В рептильном сознании куст в темноте начинает обрастать ужасающими формами. Оскорбления - это форма наложения желаемого образа на неизвестное.

Изготовление Куклу Вуду

Чтобы экологично выместить боль, мы вешаем грушу, бьем тарелки либо используем какие-то другие предметы для переноса. Неодушевленность предмета - залог спокойной совести. Ведь когда появляются угрызения и чувство вины? Если мы совершаем поступок, противоречащий нашим моральным ценностям.

Окей, Гугл... Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Совесть — понятие корневое, это весть изнутри человека, знания о правильности или неправильности поступка.

То есть, понятие совести подразумевает некие весы внутри человека, которые взвешивают поступок. Если перевешивает чаша "неправильно", появляются угрызения. То есть, срабатывает что-то, что заставляет вгрызаться в себя.

Если "правильно", срабатывает механизм поощрения. Щедрая доза дофамина в наш коктейль.

И вот я подошла еще к двум интересным темам, которые буду разбирать отдельно. Пока просто признаем существование этих весов и перейдём к обвесу. Хотя забегая вперёд, замечу, что обвес может происходить в пользу более приятной добавки в гормональный коктейль.

Итак, в случае отсутствия предмета берётся сподручный материал - энергия злости. Одна из доступных форм выражения деструктивной энергии - словесная. И это - ругательства. Для абьюзера оскорбления - это что-то вроде липкой субстанции, которая вылепливает образ в форме жертвы. Пока олень на свободе - он не жаркое. Пока человек не принимает чужие проекции, он не жертва. Хотя и потенциальная мишень.

Вылепив свою Куклу Вуду, абьюзер убеждается, насколько ужасным вышел облик и приступает к уничтожению. Совесть может быть спокойна не по причине отсутствия способности к эмпатии, а потому что есть "свои", есть "враги". Базовые потребности в обеспечении собственного выживания.

Как это работает отлично показано в сиквеле триллера "Хостел" Элая Рота. Хмурый мужик с пистолетом поочередно прикладывает дуло к лицам мальчишек, затем даёт им право выбора жертвы. Страх за собственную жизнь заставляет их отвергнуть своего товарища.

Таким образом, возвращаясь к вопросу: если нет эмпатии, какое удовольствие от страданий жертвы? Я выдвигаю предположение об удовольствии выжившего. Тот самый сорт «адреналина», который ассоциируется с риском, страхом, острыми ощущениями.