Конец лета 2005 года (август месяц) отметился для российского флота неприятным «сюрпризом». На Камчатке, в акватории бухты Берёзовой проводились подводные работы с привлечением глубоководной мини субмарины «АС-28». Этот аппарат был создан по проекту 1855 «Приз» (спущен на воду в 1986 году), имел предназначение спасательного судна для боевых подводных лодок ВМФ России. Конструкция «АС-28» уникальна тем, что обеспечивает погружение на глубину до 1000 метров. Так вот, на работе в бухте Берёзовой спасательный подводный аппарат попал в ситуацию, когда членам экипажа – потенциальным спасателям, самим потребовалась помощь.
Гидроакустическая ловушка мини субмарины «АС-28»
В тот день глубоководный аппарат «АС-28» выполнил второе штатное погружение с целью обслуживания установленного в акватории бухты гидроакустического оборудования. В частности, подводникам предписывалось заменить один из блоков смонтированной на дне системы гидроакустической аппаратуры. Посредством этой аппаратуры ВМФ России рассчитывал отслеживать движение подводных лодок США в акватории, граничащей с бухтой.
Погружение мини субмарины «АС-28» прошло без нареканий, но спустя час, с борта лодки пришло сообщение аварийного толка. Судя по всему, винт машины не вращался, будучи заблокированным накрученными на лопасти рыболовными сетями браконьеров. Кроме того, подводная машина зацепила решётку антенны гидрофонного массива, удерживаемую якорями весом 60 тонн. Соответственно, выполнить подъём аппарата на поверхность не представлялось возможным.
Руководство на месте объявило режим ЧС, после чего военные приступили к спасательным работам. Привлекли к делу десяток кораблей ВМФ, из которых несколько машин решили использовать в режиме протяжки тралов. Таким методом спасатели рассчитывали зацепить мини субмарину и освободить от сцепки с антенной гидрофонного массива. Однако приём не увенчался успехом.
На протяжении двух суток военные корабли пытались зацепить субмарину, применяли кабельные и тросовые протяжки. Одной из попыток удалось подцепить лодку и сдвинуть. Тем не менее, нарушить сцепку не удалось. Начинались третьи сутки пребывания аппарата под водой. Ресурс жизнеобеспечения истощался, учитывая параметр жизнеобеспечения лодки не более 120 часов. В этих условиях экипажу отдали команду экономии ресурса. Подводники облачились в тёплую одежду и сохраняли режим полного покоя.
Запрос на помощь ААЯ (американцам англичанам японцам)
Тем временем операция спасения продолжалась. Выдвигались разные идеи, в том числе попытаться взрывом разорвать сцепку лодки с решёткой. В конце концов, Верховный главнокомандующий (В.В.Путин) принимает решение обратиться за помощью к зарубежным партнёрам, несмотря на секретный статус фарватера бухты.
На третьи сутки операции спасения к месту происшествия по воздуху прилетели англичане вместе с глубинным роботизированным аппаратом «Super Scorpio», оборудование которого имело специальные секачи металлических тросов.
Немногим позже (через пару часов) также прибыли американцы, вооружённые двумя глубоководными аппаратами. Наконец, японская аварийная служба также подошла в виде четырёх спасательных судов. Однако помощь успели оказать только британцы.
Британский глубоководный аппарат «Super Scorpio» удачно выполнил погружение, после чего секачами порезал имеющиеся сцепки. Далее мини субмарина «АС-28» своим ходом вышла на поверхность. Все семь российских подводников-спасателей остались живыми и здоровыми по истечении трёх суток заточения на глубине 180 метров.