Доктор политических наук, кандидат исторических наук Армен Айвазян в интервью Armenia Today оценил ситуацию, создавшуюся в результате 103-дневной блокировки Лачинского коридора, агрессивную риторику Баку и внешнеполитические шаги властей Армении по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а также вовлеченность ЕС и США в нормализацию армяно-азербайджанских отношений и армяно-российские отношения.
— Армен Мартынович, Арцах уже 100 дней находится в блокаде. Урегулированию проблемы не помогли ни увольнение Рубена Варданяна с должности госминистра Арцаха, на чем настаивал Баку, ни заявления и резолюции ряда авторитетных международных организаций, ни решение Международного суда ООН, обязавшего Азербайджан разблокировать Лачинский коридор. Имеет ли Армения ресурсы повлиять на ситуацию, и если да, использует ли их она в полной мере?
— Во-первых, надо исходить из того, что даже в сегодняшнем территориально-ущемленном виде армянский Арцах все еще является важнейшей частью системы военной безопасности самой Армении. Уничтожение Арцаха равнозначно уничтожению и потере Сюника, Гюмри, Ванадзора, бассейна озера Севан или любой другой области самой Армении. Бакинские фашисты не скрывают своих планов по захвату всей территории Армении, включая и столицу Ереван. Поэтому говорить о наличии ресурсов для обороны Арцаха — то же самое, что говорить о наличии ресурсов для обороны Еревана.
Оборонительные ресурсы у Армении есть. Проблема в том, что они не мобилизовываются в должной мере. И в этом повинна пашиняновская власть, которая два с половиной года только и делала, что трубила о наступающей «эпохе мира» с фашистской турецко-азербайджанской конфедерацией.
— Алиев выдвинул Армении ультиматум, заявив, что если она хочет «спокойно жить на территории в 29 тыс. кв. км», то должна официально признать Карабах азербайджанской территорией, подписать мирный договор и провести работы по делимитации согласно условиям Баку. Параллельно Азербайджан уже на высшем уровне предъявляет территориальные претензии к Армении, введя в оборот тезис о так называемом Западном Азербайджане. Адекватны ли действия властей Армении создавшейся ситуации?
— Нет, конечно. В принципе, эти действия были неадекватными и до 44-дневной войны 2020 года. Еще 20 лет назад я подробно обосновывал, что у Армении, существованию которой угрожают сразу два экзистенциальных врага, Азербайджан и Турция, нет другого выхода, как строить свою военную политику по принципу «Нация-Армия» (Азг-Банак).
Сегодня ситуация намного хуже. Угроза нашей безопасности не просто остается, она повысилась в разы. Мы потеряли важнейшие территории (т.е. необходимую стратегическую глубину), транспортные коммуникации с Арцахом и даже внутри самой Армении, в Сюнике. Армянское войско в Арцахе в количественном и техническом отношении сократилось в несколько раз и фактически полностью оторвано от армии Армении. Потеряны стратегические высоты на самой территории нашей страны. В таких условиях нужно менять всю военную политику. Армении нужна многочисленная и хорошо вооруженная армия, эффективный, действенный резерв, способный встать рядом с действующей армией в течение 24-48 часов, а также поголовно вооруженный народ, организованный в отряды территориальной обороны.
— Согласны ли вы с тем, что попытки властей Армении сменить внешнеполитический курс страны потерпели фиаско? Нет никаких, по крайней мере, видимых гарантий того, что коллективный Запад хотя бы гипотетически готов взять на себя обязательство гарантировать безопасность границ Армении, предотвратить геноцид армян Арцаха, угроза которого становится все более ощутимой. С другой стороны, резко ухудшились отношения с нашим союзником – Россией. Как вы считаете, Ереван умышленно идет на сворачивание отношений с Москвой или это результат ее политической малограмотности, а также промахов самой России в ее политике в отношении региона Южного Кавказа?
— Если бы коллективный Запад желал помочь Армении, то он бы это сделал после окончания первой Карабахской войны, когда Азербайджан, имея за собой всемерную поддержку Турции, на протяжении долгих лет проводил и продолжает проводить неприкрытую геноцидальную политику по отношению к армянам и ко всему армянскому. А в 2020 году Запад пальцем о палец не ударил, чтобы сдержать члена НАТО Турцию и ближайшего союзника Израиля от непосредственной вовлеченности в войну Азербайджана против Арцаха и Армении.
Запад никогда не говорил о предоставлении Армении каких-либо гарантий безопасности. Резолюции, решения, заявления в поддержку Армении, звучащие из ряда западных организаций и столиц, до сих пор не подразумевают каких-либо санкций против Азербайджана или же военной помощи Армении. И этим все сказано.
Что же касается армяно-российских отношений, то они переживают серьезнейший кризис уже не первый год. За последние полтора десятилетия Москва решительно и, на мой взгляд, глубоко ошибочно, сделала ставку на углубленное стратегическое партнерство с Турцией и Азербайджаном. Это не является каким-либо секретом, на этот счет существуют государственные соглашения и официальные заявления.
В процессе сближения между Москвой, Анкарой и Баку интересы Армении были явно пожертвованы, в частности, огромными поставками российского наступательного оружия Азербайджану, да и много чем другим. Даже захват около 150 кв. км территории самой Армении, бомбардировка курортного Джермука и других армянских городов и сел не привели к вмешательству России на стороне Армении, что, в принципе, требовалось целым рядом двухсторонних и многосторонних союзнических обязательств.
Объяснять это тем (как это делают некоторые ведущие российские эксперты), что Россия же сейчас находится в тяжелом положении из-за войны на Украине и поэтому не может позволить себе ввязываться из-за Армении в другой конфликт, совершенно не убедительно. Ведь договоры о военной взаимопомощи как раз и заключались на случай критических ситуаций и тяжелых обстоятельств.
С другой стороны, полнейший непрофессионализм правительства Пашиняна, его метания из одной столицы в другую, в частности, необоснованные надежды на поддержку Запада и так называемый «цивилизованный мир» привели к еще большему кризису доверия между Ереваном и Москвой, как раз находящейся в острейшем военном противостоянии с этим самым Западом.
Выход, на мой взгляд, в рестарте армяно-российского военного союза, к которому на этот раз следует привлечь и мощный Иран, кровно заинтересованный в крепко стоящей на ногах Армении. Российско-армянско-иранский военно-политический союз, возможно, поддержанный Индией и Китаем, создаст новую военно-стратегическую ситуацию и востребованный баланс сил в регионе Южного Кавказа, что позволит здесь сохранить мир и стабильность на долгие годы вперед.
Микаел Барсегян