Пришел следующий вопрос. Несколько лет держу Великий пост. В последнее время стало тяжело без белковой пищи. Нельзя ли хотя бы по субботам и воскресеньям есть рыбу? Можно ли самому себе определить меру поста?
Очень актуальный вопрос для очень многих наших подписчиков, слушателей. Насчет рыбы. Да, по субботам и воскресеньям разрешается, в принципе, разрешаются черепокожные: кальмары, мидии, устрицы, камчатские крабы, лангусты, осьминоги, раки, крабы.
Они у нас являются деликатесами. И приходится тратить в 10 раз больше средств на всех этих гадов морских, чем на мясную пищу.
И что же получается? Где наша социальная активность? Где исполнение святоотеческих заповедей, согласно которым ты постишься для того, чтобы голодный съел то, что ты не ешь в эти дни.
Чтобы деньги, которые ты тратил на себя, были потрачены на них? Не у всех же есть избытки. Снял с депозита миллион и раздал нуждающимся, и там еще осталось 172.
Нет, как правило, большинство людей жертвует нуждающимся не от избытков, не от дохода, а от тех средств, которые с удовольствием потратили бы на себя. Ты в эти дни меньше ешь, билет в театр не купишь и продлишь месячную подписку на какой-нибудь кинотеатр.
Полотенчико повесил на телевизор, но зато голодному купил 6 пирожков. Это хорошо. С этими всякими черепокожными получается ситуация непростая.
Что с рыбой?
Не все вытягивают пост только лишь на травках-муравках, мучных изделиях и на всех этих быстрых углеводах. И толстеешь, и дряхлеешь, и сахар поднимается. Пост для неправильно питающихся или неправильно его соблюдающих превращается в конечном итоге в десятки лишних килограмм.
Но, допустим, в семинариях студенты рыбу едят, потому что, во-первых, у них растущий организм, во-вторых, напряженнейшая мозговая деятельность. Без фосфора, без всяких белков человек зачахнет.
Я не могу сказать вам. Вот священник Владислав Береговой на портале благословляет всем вам есть рыбу. Просмотров прибавится, но и количество моих походов к правящему архиерею тоже увеличится. Чудотворить конечно хорошо, но не на весь мир.
Каждый для себя пусть сам меру поставит, пусть определит. Богу не нужны больные православные христиане. Он не радуется тому, что количество заболевших ЖКТ увеличивается с каждым годом. Он требует все-таки некоторой рассудительности в этом вопросе.
Мои знакомые врачи, которые работают в других северных поясах, говорят, что монахи этих монастырей северных — самые больные люди. Они конечно постятся по всей строгости. Вот и через несколько лет такой жизни у них ни зубов, ни здоровья, артрозы, артриты и прочее, прочее, прочее, прочие.
Типикон писался в Средиземноморье. Там солнышко круглый год, там витамина D немерено, других макро- и микроэлементов, вино настоящее, а не то, что у нас порошковое продается, мука настоящая. А не то, что покупаешь печенье вроде бы из муки, смотришь состав, а там состав на 8 строчек.
Ты ожидал увидеть там муку, воду, соль, сахар. А там на 8 строчек всяких там эмульгаторов, загустителей, красителей и ароматизаторов. И думаешь, а я вообще в живых останусь, когда эту печеньку съем.
Да, в Средиземноморье таких проблем не было. Кусочек хлеба съел, у тебя сил на целый день, а не то, что съел и пошел спать, потому что сил жить уже нет. Поэтому, друзья мои, входя в храм, снимаем только шляпу, голову не снимаем.
Если вам врач говорит, что вам нельзя хранить пост, он имеет в виду, что тебе необходимо есть кое-какие продукты: может молоко, может быть творожок, может быть кефирчик, может быть мясо даже.
Но если тебе это все разрешено, то не значит, что надо из всего этого лепить сырники, поливать сгущенкой, есть мороженое, всякие шоколадки и прочие не полезные продукты.
В данном случае для вас еда — это лекарство. Лекарство не запрещено принимать никем и никогда.
Поэтому сначала советуемся с врачом, со своим собственным организмом, а потом уже думаем, как нам для себя хранить этот пост для того чтобы пост был, воздержание было и здравомыслие некоторое.
Помните, что если вы строго, строго поститесь, но при этом поедаете поедом своих подчиненных, своих начальников, детей, мужей, жен, друг друга, заносчиво относитесь к тем, кто ниже вас по социальной лестнице, или не можете, или оскорбляете тех, кто, как вам кажется, сдачи никогда не даст, то ваш пост не стоит гроша ломаного. За медный пятак его в базарный день не продашь.
Как я недавно прочитал, один купец царской эпохи конца 20 века не пошел на день рождения своего большого друга, огорчаюсь от этого, потому что пост, но на этой же неделе подавший в суд о взыскании крупного долга с должника, который деньги дать не мог, тем самым заперев его в темницу.
Вот в точности, как в притче о жестокосердном богаче, которому царь простил большой долг, а тот не простил. Или как в анекдоте про разбойников, которые, убив человека, забрали всё, что у него было, кроме пакетика сала.
Великий пост, нельзя сало есть, то есть убить человека можно, а сало мы есть не будем. Мы мало чем отличаемся от этих людей.
Поэтому осмыслите свою жизнь и не забывайте, что пост нужен ровно настолько вам, чтобы приобрести навык воздержания и избавиться от привязанности к тем продуктам, которые стали частью вашей жизни настолько, что вы без них уже жизнь свою не мыслите.
Надо избавиться от зависимости и научиться, приобретя навык воздержания, уже воздерживаться от страстей более тонких: зависти, от тщеславия, от гордости. Бог нам всем в помощь. Не ешьте, друзья мои, друг друга.
Читайте еще: