Найти в Дзене
Эрудит.Онлайн

Сергей Рахманинов: гений XX века, покоривший мир своей музыкой

В этом году весь просвещённый мир отмечает 150-летний юбилей со дня рождения Сергея Рахманинова (1873–1943). По этому поводу мы выкладываем конспект лекции профессора кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова Смирновой Натальи Михайловны. Ссылка на полное видео с лекцией приводится в конце статьи. Рассматриваемые в лекции произведения исполняют преподаватели консерватории: Дарья Горохова, Любовь Моисеева, Алла Долженко, Жанна Назарьянц и Татьяна Сафонова. Сергей Рахманинов – один из величайших композиторов, пианистов, дирижёров. Романтический пафос и мужественная сила сочетаются в его музыке с лирическими и философски-созерцательными настроениями. Эмоциональная щедрость произведений неизменно покоряет слушателей. Время Рахманинова – это блестящее созвездие имен в литературе, живописи, поэзии, музыке. А. Чехов и М. Горький, С. Танеев и А. Глазунов, И. Левитан и В. Серов, В. Комиссаржевская и К. Станиславский…. С. Рахманинов окончил Мо

В этом году весь просвещённый мир отмечает 150-летний юбилей со дня рождения Сергея Рахманинова (1873–1943). По этому поводу мы выкладываем конспект лекции профессора кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова Смирновой Натальи Михайловны. Ссылка на полное видео с лекцией приводится в конце статьи. Рассматриваемые в лекции произведения исполняют преподаватели консерватории: Дарья Горохова, Любовь Моисеева, Алла Долженко, Жанна Назарьянц и Татьяна Сафонова.

Сергей Рахманинов – один из величайших композиторов, пианистов, дирижёров. Романтический пафос и мужественная сила сочетаются в его музыке с лирическими и философски-созерцательными настроениями. Эмоциональная щедрость произведений неизменно покоряет слушателей.

Время Рахманинова – это блестящее созвездие имен в литературе, живописи, поэзии, музыке. А. Чехов и М. Горький, С. Танеев и А. Глазунов, И. Левитан и В. Серов, В. Комиссаржевская и К. Станиславский….

С. Рахманинов окончил Московскую консерваторию как пианист у Зилоти, по классу свободного сочинения у Аренского. Программа выпускного экзамена по фортепиано была назначена Советом консерватории, так как профессор А.И. Зилоти покинул консерваторию из-за разногласий с её новым директором В.И. Сафоновым. Программа включала Сонату C-dur ор. 53 Л. Бетховена и Сонату b-moll ор. 35 Ф. Шопена.

На выпускном экзамене в марте 1892 С. Рахманинов исполнил в сопровождении студенческого оркестра первую часть Концерта №1. Одноактная опера была закончена в кратчайший срок за 17 дней. Совет консерватории присудил Рахманинову Большую золотую медаль.

Наследие Рахманинова огромно и включает уникальные произведения.

3 оперы: «Алеко» (по поэме А. Пушкина «Цыгане»); «Скупой рыцарь» на текст А. Пушкина; «Франческа да Римини» (по Данте Алигьери).

Выдающиеся сочинения для хора: Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение; Поэма на слова Э. По в переводе К. Бальмонта «Колокола».

Для оркестра: 3 симфонии, Симфонические танцы; оркестровые партитуры – Фантазия «Утёс», Поэма «Остров мёртвых» по картине А. Бёклина.

Камерно-инструментальные: 2 фортепианных трио, в том числе, Элегическое трио «Памяти великого художника» ор.9; Соната для виолончели и фортепиано ор.19; свыше 80 романсов.

Фортепианные произведения: 4 концерта и Рапсодия на тему Паганини, 2 сонаты, Вариации на тему Шопена, Вариации на тему Корелли. Для 2-х фортепиано в 4 руки: Фантазия (Первая сюита) ор.5: «Баркарола», «И ночь, и любовь», «Слёзы», «Светлый праздник»; Вторая сюита ор.17: «Интродукция», «Вальс», «Романс», «Тарантелла».

Пьесы малой формы, объединённые в жанровые серии: музыкальные моменты, прелюдии, этюды-картины.

Воплощение трагического обнаруживается в сосуществовании двух противоположных модусов, своеобразных «метафор рахманиновского трагизма»: «золотого заката» и «чёрных сумерек». Эта антиномия не только содержит огромный потенциал суггестивного воздействия, но позволяет понять причину появления «ноты трагизма».

Важнейшие категории музыкальной поэтики – волевой аристократизм и душевное благородство, исповедальность и элегичность, трагизм и психологизм, колокольность и ориентализм….

1917 год стал для Рахманинова переломным в судьбе и творчестве. Эмигрировав, он писал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Первым пунктом пребывания за границей оказался Стокгольм (Швеция), далее Копенгаген (Дания), где в 1918 году состоялся первый заграничный концерт.

Позже Рахманинов вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк, где двадцать пять лет концертировал в разных городах, с разными дирижёрами, солистами, ансамблистами. Выступал неизменно с огромным успехом и с максимальной самоотдачей, за год проходило от 25 до 45 (!) концертов. С 1924 по 1940 годы Рахманиновы летом уезжали в Европу, чтобы к началу концертного сезона возвратиться в Америку.

Интенсивная концертная деятельность отразилась на состоянии здоровья Рахманинова. Прах Сергея Рахманинова покоится в Америке на кладбище Kensico недалеко от Нью-Йорка.

Первая пьеса из 39 опуса. Этюды-картины создавались в 1916-1917. Это последнее циклическое сочинение, созданное в России перед отъездом за рубеж. Значительные по масштабам пьесы написаны с виртуозным размахом. Образная яркость сочетается с разнообразием и красочностью фортепианного письма. Первая и третья пьесы написаны в героико-драматических тонах, заставляют нас вспомнить и Этюд c-moll ор. 25 №12 Ф. Шопена, и Этюд dis-moll ор. 8 №12 А. Скрябина. Среди рахманиновских прототипов: Прелюдии f-moll и Des-dur ор. 32 с впечатляющим «маршем злых сил» и яростными вихреобразными фигурациями, Этюд-картину cis-moll ор. 33, где грозно заявляет о себе бетховенский «стук судьбы». Подобные мрачные образы начали «обживаться» в начале XX века, в Этюдах-картинах ор. 39 приобрели особенное значение, дополнив героическую романтику.

Этюд-картина №5 es-moll. Appassionato. Интересная деталь – он завершён 17 февраля 1917. По сути, это художественная кульминационная вершина цикла, и она представлена композитором практически в «оркестровом» изложении. Яростно бушующая стихия, вздыбленный океан звуков, на фоне которого провозглашается могучая и мужественная тема. Контраст составляет середина, героика и патетика соединяются со светлым проникновенным лиризмом. Фактура максимально насыщена выразительными подголосками и в правой и в левой руках. Не забудем про вспыхивающую в коде надежду, которая рождает уверенность в лучшем.

Если обратиться за сходными примерами в мировую музыкальную литературу, то первой перед нами возникнет бетховенская «Аппассионата», чуть позже – шопеновские произведения аналогичной образности, совсем близко – Этюд dis-moll ор. 8 №12 А. Скрябина и Музыкальный момент e-moll ор. 16 №4 самого Рахманинова, где также раскрывается художественная тематика самоотверженной и мужественной борьбы. Выделим особенную близость Этюда es-moll к Прелюдии d-moll, завершающей шопеновский опус 28: начальные интонации, вскипающие яростные трели, сочетание виртуозности и пения, тождественность авторских ремарок appassionato.

Произведение исполняет Дарья Горохова.

Вторая иллюстрация коснется Этюдов ор. 33.

Формирование этой серии содержит интригу. Среди миниатюр, написанных в Ивановке (1910), есть и прелюдии, и этюды, некоторые из них С. Рахманинов опубликовал, другие переработал, третьи не захотел публиковать, и они были изданы посмертно (1948).

Первоначально пьесы назывались «Прелюдиями-картинами». Однако позже Рахманинов представил их как Этюды-картины ор.33.

Определение «картины» появилось в творчестве Рахманинова не первый раз. Ранее он использовал его в Фантазии (Сюите №1) для двух фортепиано ор.5 (1893). С «картинностью» связаны заглавия и стихотворные эпиграфы трёх из четырёх частей цикла.

Стихотворные фрагменты М. Лермонтова, Ф. Тютчева и Дж. Байрона не являются развёрнутой литературной программой к этому сочинению. Они только играют роль «картин», поэтических импульсов, направляющих фантазию в определённое русло.

Композитор признавал, что ему свойственна конкретность художественного мышления, картинная или литературная программность. «Когда я сочиняю, мне очень помогает, если у меня в мыслях только что прочитанная книга, или прекрасная картина, или стихи. Иногда в голове засядет определённый рассказ, который я стараюсь обратить в звуки, не открывая источника своего вдохновения». Как справедливо подмечает Н.Брянцева, практически «ко всем рахманиновским «прелюдиям» и «этюдам» подходит одно общее название – «пьесы-картины».

Этюды-картины. Определение нацеливает на объединение виртуозных задач, художественной звукописи и конкретизации образности.

Программных заголовков композитор не проставил, однако в 1930 в письме к О. Респиги для оркестровки отдельных пьес он сообщил некоторые пояснения, которые играют роль авторских программ. Из шести пьес только две мажорные: №2 C-dur и №4 Es-dur. Общее тонально-ладовое омрачение дополняется усложнением образного содержания. Выделим несколько Этюдов-картин, которые наиболее востребованы в студенческой практике.

Этюд-картина №7 Es-dur. Allegro con fuoco. Жанровая массовая сценка. Если сравнивать с аналогичными сочинениями П. Чайковского, то здесь больше энергетического размаха. Скорее всего, красочная масштабность рахманиновского Этюда сопоставима с такими массовыми сценами из опер Н. Римского-Корсакова, как торжище в «Садко» или начало второго действия «Сказания о невидимом граде Китеже». Иногда возникают ассоциации и с широко известной русской народной песней «Вдоль по Питерской».

Одна ритмоформула пронизывает всю миниатюру сквозным движением, однако это не мешает проявляться многообразным картинным эффектам. Этюд-картину Es-dur композитор сам назвал «Ярмаркой», благодаря праздничному перезвону и звонким фанфарам.

Произведение исполняет Любовь Моисеева.

Прелюдии. Обращает на себя внимание их знаковое число – двадцать четыре. История формирования общего замысла скрыта от посторонних глаз. Однако всем известно, что пьесы создавались не одномоментно, а на протяжении восемнадцати лет. Суммарно миниатюры размещены в трёх опусах: Прелюдия cis-moll, десять прелюдий ор.23 и тринадцать прелюдий ор.32. 24 прелюдии охватывают все тональности кварто-квинтового круга. Первоначально возникла Прелюдия cis-moll, которая мгновенно завоевала статус мирового лидера по популярности. С. Рахманинов писал, что когда он приехал на гастроли в Лондон, его уже знали именно как «человека, написавшего Прелюдию cis-moll». Она пользовалась такой популярностью, что представители прессы увлечённо соревновались между собой, кто придумает для неё наиболее подходящее название. Вариантов было много: «Пожар Москвы», «Судный день», «Московский вальс». Прелюдию cis-moll как своего рода «хит» охотно аранжировали в джазовом стиле. Были и анонимные авторы, и такие «короли джаза» как Дюк Эллингтон.

В 1910, когда Рахманинов гастролировал в США, он опубликовал в журнале «Delineator» статью «Моя прелюдия cis-moll». В контексте данной статьи понятно, что композитор воспринимал жанр прелюдии как форму, предваряющую или открывающую некое значительное действо. Интересный факт. Именно в 1910 опубликованы тринадцать прелюдий ор. 32.

Пять драматических минорных прелюдий перемежаются пятью светлыми мажорными прелюдиями. Наиболее яркий образный контраст происходит внутри первых «пар». В дальнейшем он трансформируется, драматическое напряжение смягчается в пользу светоносной линии. Прелюдия №5 g-moll – Alla Marcia – играет в развитии цикла особую роль. Композитор использовал жанровые черты марша, состоящие из басовых унисонов, опирающихся на сильные и относительно сильные тактовые доли, и дополняющих аккордов на метрически слабых долях. Маршевая формула показана в динамике: от устрашающе тихого начала до грозного стального натиска. В. Брянцева приводит воспоминания о рахманиновском исполнении: «Начинал он тихо, угрожающе тихо... Потом crescendo нарастало с такой чудовищной силой, что казалось – лавина грозных звуков обрушивалась на вас с мощью и гневом... Как прорвавшаяся плотина».

Композитор применяет не только динамическое нарастание. В басовой линии добавляются краткие, но многозначительные мелодические ходы. Они выполняют функции не только накопления сил, но обеспечивают ощутимые прорывы к более высоким динамическим точкам. Кульминация впечатляет каскадными аккордовыми лавинами. Прелюдия закончена одновременно с Концертом №2 c-moll (1901). Она родственна финалу маршевой энергетикой и дифирамбической лирикой. Б. Асафьев: «Рахманинов совсем особенно понимал предгрозовые настроения и бурлящие ритмы русской современности: не разрушение и хаос слышались ему, а предчувствие великих созидательных сил, возникающих из недр народных».

Произведение исполняет Алла Долженко.

Рахманинов обладал энциклопедическими знаниями по истории мирового музыкального искусства. Понимал трагизм неизбежной смены эстетических критериев, выдвинутых Просвещением и господствующих на протяжении двух столетий, чувствовал, что время классико-романтической эпохи уходит безвозвратно. Его обращение к жанрам прошедших эпох призвано было сохранить и преумножить вечную красоту их форм.

Завершим словами Николая Метнера о значении Сергея Рахманинова: «Нам ценна не одна его природная связь с музыкальной материей, но, главным образом, связь с основными смыслами музыки, с её образами и со всем её существом, он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением знаков, оживлением музыкальных элементов. Простейшая гамма, простейшая каденция, словом, любая формула, продекламированная его пальцами, обретает свой первичный смысл, нас поражает именно это целое, те вдохновенные образы, которые он восстанавливает перед нами. Его гигантская техника, его виртуозность служит лишь уточнением этих образов». Через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

Завершает нашу программу дуэтный номер. Рахманинов. Сюита №1, которая состоит из четырех частей («Баркарола», «И ночь и любовь», «Слезы», «Светлый праздник»), прозвучит третья часть «Слезы».

Произведение исполняют Татьяна Сафонова и Жанна Назарьянц.

Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ

Полное видео с лекцией:

Конкурс на портале Эрудит.Онлайн: «Жизнь и творчество С.В. Рахманинова».

Конкурс «Жизнь и творчество С.В. Рахманинова»
Конкурс «Жизнь и творчество С.В. Рахманинова»

Другие интересные статьи про композиторов на нашем канале: