Недавно я прогуливалась по старым улочкам Керчи, которые уютно многочисленными ярусами расположились на холмах города.
Фотоотчёт об этой прогулке я опубликовала в последней статье. На самом деле фотографировала я не только милые цветущие палисадники.
Воспользовавшись тем, что улочки эти были пустынны, я с интересом разглядывала их дома.
Смотреть в чужие окна и дворы – конечно не прилично. Но не могу я справиться с искушением. Для меня, северянки, всю жизнь прожившей в молодых городах, кварталы которых выстроены словно под копирку, эти старые каменные южные дома уж очень необычны и любопытны.
Строились они не по проектам, а по велению души, по собственному видению своих хозяев. Хозяева разные. Видение красоты - тоже разное. И домики – разные.
И всё же встречается в них нечто общее, о чём очень хочется вам рассказать.
Вот только знания материала для написания архитектурного очерка у меня нет. Не смогу я грамотно использовать архитектурную терминологию. Но я точно понимаю, что всё это – образцы типичной южной традиции. Возможно - именно крымской.
Сегодня я бы хотела поделиться с вами лишь одним из своих наблюдений. И касается оно крыш. Да, да – крыш! Возможно, я ошибаюсь, но в средней полосе России такие архитектурные формы почти не встречаются. Да и в Краснодарском крае подобные конструкции я не видела.
Сначала я определила их как фронтоны.
Фронтон здания – это лицевая часть фасада, расположенная сверху здания, ограниченная по бокам скатами крыши, а снизу – карнизом дома. С дизайнерской точки зрения, фронтон является «лицом» дома, поскольку именно на него падает взор прохожих и гостей семьи. (Поисковик Яндекс).
Но почитав о фронтонах больше, я решила, что этот термин к керчинским домикам не подходит. Керченские конструкции не являются частью крыши. За ними - ничего нет! Это какие-то фальш-фронтоны!
Я нашла ещё один термин, который подошёл бы к этим конструкциям – антаблемент.
Антаблементом называют систему верхнего горизонтального перекрытия, образованного балками и несомого колоннами в античной или стенами в современной архитектуре. (Поисковик Яндекс).
На архитектурных сайтах я вычитала, что антаблемент в классическом архитектурном стиле всегда связан с колоннами. Но после эпохи Возрождения антаблемент стал использоваться для завершения верхней части стены, где колонн нет. Вроде бы подходит.
Что бы это ни было, как бы не называлось, мне такие крыши очень напоминают древнегреческую традицию. Вот сравните две нижние фотографии.
Таких крыш в Керчи очень много. Особенно на старых одноэтажных улицах.
Какую либо функциональную составляющую в этих надстройках найти трудно.
Может быть, это попытка визуально увеличить высоту здания, и за счёт этого повысить статус и дома, и хозяина, придать строению налёт богатства, зажиточности, основательности?
Представьте, что этих настроек нет. Домики без них стали бы совсем крошечными.
А вчера, пробегая по центру города, я увидела совсем не маленький дом, но с такими же архитектурными элементами на крыше!
Я думаю, что всё может быть ещё проще - эти фальш-фронтоны созданы просто ради красоты. Вот "уберите" мысленно эти надстройки с этого многоэтажного дома. Коробка...
Чувство гармонии, присущее древним грекам видно витает здесь не одну тысячу лет.
Как объяснить, что строитель 19 века вдруг повторяет в своём творении древнегреческие мотивы? Колонн нет, но под небом должно быть нечто, их завершающее!
И напоследок поделюсь изображением ещё одного милого домика. Вы только посмотрите на этого ангелочка над ним! Строителем этого дома руководили явно не соображения функционала или статусности. Это уже душа поёт ).
Всем хорошего красивого дня. Интересных и неспешных прогулок, во время которых, оказывается, бывает полезно взглянуть не только по сторонам, но и вверх. И если вам не встретятся ангелочки на крышах, то можно просто посмотреть на мартовское небо. Оно всё выше. Весна ).
Спасибо, что со мной.
P.S: С помощью вас, друзья, я узнала название этих надстроек. Спасибо моему читателю - художнику, творческому человеку и автору канала Victor Fecit.
Это Аттик.
Аттик – с греческого «ἀττικός» - декоративная архитектурная деталь классической ордерной системы, представляющая собой скульптурно украшенный выступ над верхним карнизом здания, антаблементом. Впервые аттики использовались в античном зодчестве, где служили венчающей частью триумфальных арок, и были скульптурным украшением и ее архитектурным завершением. Аттики часто украшались рельефами или памятными надписями.