Найти тему

Рабочие площадки на карьерах нерудных материалов. Расчет и особенности.

Оглавление
Автор: Тимергазин Дмитрий Вадимович,
Генеральный директор ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»
https://www.dorgeoproekt.ru/
Тел. +7 (499) 393-38-36
e-mail: info@dorgeoproekt.ru

Рабочая площадка важный элемент ведения горных работ, от соблюдения ширины которой зависит не только безопасность ведения горных работ, технология разработки, но также и достоверный маркшейдерский учет при разработке месторождения. Часто это происходит, когда на карьерах нерудных материалов при разработке не выдерживается ширина рабочей площадки нижележащего уступа, в результате чего образуется сдвоенный уступ. А если вскрышной уступ сдваивается с добычным, то маркшейдеру определить достоверный объем становится еще тяжелее. Кроме того, это приводит к нарушению обеспеченности карьера готовыми к выемке запасами сырья, что является нарушением нормативных требований и ведет к снижению производительности карьера.

Не менее важно учесть ширину рабочих площадок при проектировании поуступных календарных планов ведения горных работ. Так как при невыполнении этого условия происходит занижение площади разрабатываемого блока и извлекаемых объёмов, что в дальнейшем при эксплуатации карьера приведет к невозможности соблюдения календарных планов и корректировке проекта.

Рис. 1. Фрагмент плана карьера с проектным расположением рабочих площадок уступов
Рис. 1. Фрагмент плана карьера с проектным расположением рабочих площадок уступов
Рис. 2. Фрагмент геолого-литологического разреза с нанесенным календарным распределением горных работ и рабочим площадками.
Рис. 2. Фрагмент геолого-литологического разреза с нанесенным календарным распределением горных работ и рабочим площадками.

Какие нормативные требования к ширине рабочих площадок?

Пунктом 977 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. N 505 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" установлено что:

«Ширина рабочих площадок объекта открытых горных работ с учетом их назначения, а также расположения на них горного и транспортного оборудования, транспортных коммуникаций, линий электроснабжения и связи определяется проектом.

Требованиями пункта 2.3.4.1 и табл. 2.7 ОНТП 18-85 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий нерудных строительных материалов» установлена рекомендуемая ширина рабочих площадок при производстве горных работ с применением экскаваторов с ковшом емкостью 5 м3 и автосамосвалов грузоподъемностью 27-40 т при высоте уступов 10-15 м

-4

Методика расчета

Методика расчета ширины рабочей площадки приведена в приложении II НТП-77 «Нормы технологического проектирования предприятий промышленности нерудных строительных материалов». Следует учесть, что в настоящее время НТП-77 недействующие и применяются только как информационный и справочный материал в части, не противоречащей действующим нормативным требованиям. Например, требования НТП-77, устанавливающие ширину проезжей части карьерных дорог, были актуализированы в СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт».

Рабочая площадка, как правило рассчитывается на максимальную (или среднюю) высоту уступа с учетом максимальных параметров применяемой техники.

Ширина рабочих площадок при автомобильном транспорте

-5

а) Ширина рабочей площадки при разработке рыхлых и мягких пород экскаваторами:

Шр = А + Пт + Пб

где А- ширина экскаваторной заходки по целику, м, м (принимается в зависимости от типа экскаватора. В соответствии с п 5.1.2 НТП-77, максимальная ширина заходки экскаватора типа механической прямой лопаты принимается равной для рыхлых и мягких пород-1,5 радиуса черпания экскаватора на уровне стояния (Rч.у)

Пт – ширина транспортной полосы, м:

Пт = По + Пп + П

где Пo- ширина обочины с нагорной стороны- со стороны вышележащего уступа, м, Пo = 1,5 [принимается по табл. 7.9 СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт» и таблице II.2 НТП-77];

Пп – ширина проезжей части призабойных автодорог, м, [принимается в зависимости от ширины расчетного автосамосвала по табл. 7.9 СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт»];

П/о – ширина обочины с низовой стороны (со стороны нижележащего уступа) для рыхлых пород, м, П/о = 6,5 [принимается по табл. II.2 НТП-77].

Пб – ширина полосы (бермы) безопасности нижележащего уступа, м;

Пб=Н*(ctgφ + ctgа), м

где Н –высота разрабатываемого уступа, м;

φ, а – соответственно углы естественного (устойчивого) и рабочего откосов уступа, град.

б) Ширина рабочей площадки при разработке скальных пород с применением БВР:

Рис. 3. Схема к определению ширины рабочей площадки в скальных породах при использовании автотранспорта
Рис. 3. Схема к определению ширины рабочей площадки в скальных породах при использовании автотранспорта

Условные обозначения: 1-лоток (кювет); 2- ограждение (породный вал).

Шc=Б + Пт + Пб

где Б=А1+М- полная ширина развала разрыхленной взрывом породы, м (табл.II.1 НТП-77)

А1- ширина буровой заходки по целику, м, принимается в соответствии с параметрами буровзрывных работ/

А1=Пб/+Н*(ctg a - ctg ɣ) + (В*(n-1), м

где Пб/- ширина полосы безопасности между первым рядом скважин и бровкой уступа, Пб/=3м (Пб/ может быть уменьшена в зависимости от конструкции станка и при условии его расположения за пределами призмы обрушения);

Н- высота уступа

ɣ- угол наклона скважин, град.;

В- расстояние между рядами скважин, м;

n- количество рядов скважин, м;

М- неполная ширина развала разрыхленной взрывом породы, м (табл. II.1 НТП-77)

Пт – ширина транспортной полосы, м:

Пт = По + Пп + П

где Пo- ширина обочины с нагорной стороны, м, Пo = 1,5 [принимается по табл. 7.9 СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт» и таблицы II.2 НТП-77];

Пп – ширина проезжей части призабойных автодорог, м, [принимается по табл. 7.9 СП 37.13330.2012 «Промышленный транспорт»];

П/о – ширина обочины с низовой стороны для скальных пород, м, П/о = 4,5 [принимается по табл. II.2 НТП-77].

Пб – ширина полосы (бермы) безопасности нижележащего уступа, м;

Пб=Н*(ctgφ + ctgа), м

где Н –высота разрабатываемого уступа, м;

φ, а – соответственно углы естественного (устойчивого) и рабочего откосов уступа, град.

Ширина рабочих площадок при железнодорожном транспорте

а) Ширина рабочей площадки в рыхлых и мягких породах

Шр=А + С1 + С + С2 + Пд + Пб

Где Шр- ширина рабочей площадки, м;

А- ширина заходки экскаватора, м (принимается в зависимости от типа экскаватора. В соответствии с п 5.1.2 НТП-77, максимальная ширина заходки экскаватора типа механической прямой лопаты принимается равной для рыхлых и мягких пород-1,5 радиуса черпания экскаватора на уровне стояния (Rч.у);

С1- расстояние от оси железнодорожного пути до нижней бровки откоса уступа или развала взорванной породы, м (принимается по табл. II.2 НТП-77);

С- расстояние между осями железнодорожных путей (принимается по табл. II.2 НТП-77);

С2-половина ширины основания железнодорожного пути, м (принимается по табл. II.2 НТП-77);

Пд- ширина полосы дополнительного оборудования (ЛЭП, контактная сеть и др.) и проезда вспомогательного транспорта с учетом обочин, лотка и ограждения, м (принимается по табл. II.2 НТП-77);

Пб-ширина полосы безопасности, м

Пб=Н*(ctgφ + ctgа), м

где Н –высота разрабатываемого уступа, м;

φ, а – соответственно углы естественного (устойчивого) и рабочего откосов уступа, град.

б) Ширина рабочей площадки в скальных породах

Рис 4. Схема к определению ширины рабочей площадки в скальных породах при использовании железнодорожного транспорта
Рис 4. Схема к определению ширины рабочей площадки в скальных породах при использовании железнодорожного транспорта

Условные обозначения: 1-лоток (кювет); 2- ограждение (породный вал); 3 – оси железнодорожных путей; 4- опора контактной сети.

Шс=Б + С1 + С + С2 + Пд + Пб

Где Б=А1+М- полная ширина развала разрыхленной взрывом породы, м (табл.II.1 НТП-77)

А1- ширина буровой заходки по целику, м, принимается в соответствии с параметрами буровзрывных работ/

А1=Пб/+Н*(ctg a - ctg ɣ) + (В*(n-1), м

где Пб/- ширина полосы безопасности между первым рядом скважин и бровкой уступа, Пб/=3м (Пб/ может быть уменьшена в зависимости от конструкции станка и при условии его расположения за пределами призмы обрушения);

Н- высота уступа

ɣ- угол наклона скважин, град.;

В- расстояние между рядами скважин, м;

n- количество рядов скважин, м;

М- неполная ширина развала разрыхленной взрывом породы, м (табл. II.1)

С1- расстояние от оси железнодорожного пути до нижней бровки откоса уступа или развала взорванной породы, м (принимается по табл. II.2 НТП-77);

С- расстояние между осями железнодорожных путей (принимается по табл. II.2 НТП-77);

С2-половина ширины основания железнодорожного пути, м (принимается по табл. II.2 НТП-77);

Пд- ширина полосы дополнительного оборудования (ЛЭП, контактная сеть и др.) и проезда вспомогательного транспорта с учетом обочин, лотка и ограждения, м (принимается по табл. II.2 НТП-77);

Пб-ширина полосы безопасности, м

Элементы транспортной полосы на рабочей площадке, м (Табл. II.2 НТП-77)

-8

-9

Распространенные схемы рабочих площадок в зависимости от типа применяемого экскаватора

Рис.5. Схема рабочей площадки при разработке пород экскаватором типа «прямая лопата»
Рис.5. Схема рабочей площадки при разработке пород экскаватором типа «прямая лопата»
Рис.6. Схема рабочей площадки при разработке пород экскаватором типа «обратная лопата» верхним черпанием с подошвы разрабатываемого уступа
Рис.6. Схема рабочей площадки при разработке пород экскаватором типа «обратная лопата» верхним черпанием с подошвы разрабатываемого уступа
Рис.7. Схема рабочей площадки при разработке пород экскаватором типа «обратная лопата» нижним черпанием с кровли разрабатываемого уступа
Рис.7. Схема рабочей площадки при разработке пород экскаватором типа «обратная лопата» нижним черпанием с кровли разрабатываемого уступа
Рис.8. Схема рабочей площадки при разработке обводненных пород экскаватором типа «обратная лопата» нижним черпанием с кровли разрабатываемого уступа и складированием пород в временные отвалы (бурты)
Рис.8. Схема рабочей площадки при разработке обводненных пород экскаватором типа «обратная лопата» нижним черпанием с кровли разрабатываемого уступа и складированием пород в временные отвалы (бурты)